Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как Китай решает долговую проблему » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как Китай решает долговую проблему

13 марта 2015 Вести Экономика

С тех пор как Китай в 2009 г. запустил крупномасштабную программу стимулирования, главной целью которой было преодоление глобального финансового кризиса, эксперты выражают тревогу по поводу того, как накопившийся долг в ходе грандиозных трат будет возвращаться.

Как Китай решает долговую проблему


Министерство финансов Поднебесной на этой неделе наконец-то сделало шаг для решения этой проблемы, представив программу по реструктуризации задолженности органов местного самоуправления, которые имеют самую высокую долговую нагрузку среди китайских государственных организаций.

Китаю предстоит сделать еще довольно много для наведения порядка в своих финансах. Однако важно то, что после многолетнего отрицания, а затем раздумий, Пекин все-таки решил что-то делать.

Итак, органам местного самоуправления будет позволено обменять долги с высокими процентными ставками на сумму в 1 трлн юаней ($160 млрд) на облигации по более низкой цене. По данным газеты Economic Observer, это лишь первый этап, в рамках же всей программы министерство финансов планирует предоставить органам местного самоуправления для рефинансирования квоту в 3 трлн юаней.

По всей видимости, подобные квоты станут обычной практикой для финансово-бюджетной политики Китая в ближайшие несколько лет. Сочетание новой эмиссии долговых обязательств и свопы помогут покрыть то, что органы местной власти должны выплатить в этом году, но это не сможет урегулировать все долговые обязательства.

Долговая проблема региональных правительств Китая всегда имела две особенности. Во-первых, местные власти должны чрезвычайно большую сумму, которая увеличилась с 20% к ВВП в 2007 г. до почти 40% в настоящее время. Во-вторых, эти долги имеют сложную и непрозрачную структуру.

Как Китай решает долговую проблему


Дело в том, что органы местной власти могут занимать лишь с разрешения министерства финансов, которое довольно сложно получить, что и заставляет региональные правительства прибегать к использованию внебалансовых юридических лиц (LGFV) для получения кредитов. В итоге сегодня трудно определить точный размер этих долгов, но точно известно, что их стоимость намного выше, чем если бы они с самого начала выпустили облигации, отмечает британский журнал The Economist.

Своп долговых обязательств нацелен главным образом на решение второй проблемы. Согласно оценке министра финансов КНР Лоу Цзивэй только благодаря рефинансированию органы местного самоуправления сэкономят на выплате процентов в этом году примерно 40-50 млрд юаней.

Из этого нетрудно подсчитать, что процентная ставка, которую выплачивают региональные правительства по долгам, на 4-5 процентных пунктов выше действующей доходности облигаций (около 3,5% по десятилетним облигациям).

Регулируя это, Китай также сдержит, хотя не решит, первую проблему: непогашенную задолженность. Ее объем так велик, что стоимость процентов неумолимо добавляется к левериджу. Добившись контроля над этими расходами, Китай ограничит будущее увеличение долга.

Между тем, свопы вызывают дополнительные вопросы, три из которых чрезвычайно важны. Во-первых, кто проиграет? При любой реструктуризации кредиторам приходится нести определенные потери, так как их высокодоходные активы обмениваются на облигации с меньшей доходностью. Однако, по мнению экспертов, в данном случае тревога несколько преувеличена. Хотя прибыль снизится, кредиторы в обмен получат гарантии того, что им вернут долги. Кроме того, банки (основная группа кредиторов) смогут считать новые облигации как низкорискованные активы, что снизит начисления на их капитал.

Во-вторых, означает ли это, что Китай расширяет программу фискального стимулирования? Выпуск облигаций региональными правительствами в этом году, включая рефинансирование, в общей сложности будет как минимум в три раза выше, чем в прошлом году. Однако это не совсем верная оценка свопа долговых обязательств, так как в данном случае решается вопрос последствий, а не предоставления органам местного самоуправления дополнительных денег для трат. В этом году дефицит бюджета должен быть не выше 2,7% к ВВП.

И наконец, как насчет других китайских долгов? Это, к сожалению, довольно серьезная проблема. Центральное правительство недавно решило, что лишь часть внебалансовой задолженности органов местного самоуправления будет считаться полноценным государственным долгом. Программа свопов определяет, какой из государственных кошельков будет использован, а какой нет. Как утверждает эксперт Societe Generale Уей Йао, размер долговых обязательств региональных правительств достигает 30 трлн юаней. Предлагаемый своп в 3 трлн юаней означает, что оставшейся сумме долга угрожает дефолт.

Между тем, следует помнить, что крупнейшими должниками Китая в последние годы являются коммерческие корпорации, а не органы местного самоуправления. Размер долга нефинансовых компаний достиг 125% к ВВП в середине прошлого года по сравнению с 72% в 2007 г. Эта задолженность остается за рамками нынешней программы рефинансирования. И хотя благодаря свопу долговое бремя Китая несколько снизится, оно, тем не менее, останется слишком большим и опасным.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу