21 июля 2015 Вести Экономика
Кризис в России, вызванный санкциями Запада и падением цен на нефть, сильно повлиял на все секторы экономики. При этом сейчас результаты оценки экономических настроений предпринимателей говорят об усугубляющейся кризисной ситуации.
Индекс предпринимательских настроений (ИПУ) в крупных и средних промышленных, строительных, торговых организациях и организациях сферы услуг сохраняется на рекордно низкой величине за последние 5 лет и составляет 91,8%, приблизившись к значениям кризисного 2009 г. Об этом говорится в новом выпуске "Федерального барометра предпринимательских настроений", подготовленном "Деловой Россией" и НИУ ВШЭ.
Стоит отметить, что в отличие от 2009 г. крупный и средний бизнес всех групп промышленности (добывающее производство, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) оценивают одинаково свое текущее состояние – на уровне -7%.
Идентичность оценок характеризует текущий кризис как "структурный". То есть влияние всех внешних негативных факторов, таких как санкции и падение цен на нефть, только усугубило кризис, но не вызвало его. Об этом экономисты и аналитики говорили уже неоднократно, учитывая постоянное падение розничных продаж. Судя по всему, модель роста экономики, опирающаяся на постоянное увеличение потребительского проса, больше не работает в России, а переход к плавающему курсу для поиска новых источников роста за счет поддержки промышленности и оборонного сектора пока не оправдал себя.
ИПУ в малых промышленных, строительных и торговых организациях составил 89,2%, достигнув уровня первой половины 2009 г.
Малые предприятия в целом чувствуют себя гораздо хуже крупных и средних предприятий в силу более низкого "запаса прочности". Это нормальная тенденция, и в ходе различных экономических потрясений именно малые предприятия страдают сильнее всего. Впрочем, они же обладают наибольшей гибкостью, подстраиваясь под новые условия рынка, что обеспечивает хороший старт при улучшении условий.
Основные экономические показатели промышленных предприятий, традиционно характеризующихся более стабильными позициями, плавно ухудшаются.
Существенно ухудшилась ситуация по параметру "обеспеченность собственными финансовыми средствами", составив во II квартале 2015 г. 13%. Падение спроса сильно ухудшает финансовую стабильность компаний и вынуждает активнее занимать. В ином случае необходимо сокращать расходы, например за счет сокращения числа рабочих мест.
При отрицательном тренде всех без исключения основных экономических показателей крупный и средний бизнес не спешит сокращать число занятых на своих предприятиях, как это было в 2009 г.
Это может быть связано с тем, что в период восстановления промышленному предприятию сложно снова привлечь высококвалифицированные кадры.
Основные экономические показатели по малым промышленным предприятиям ухудшаются более быстрыми темпами: заказы (-15%), выпуск (-10%), обеспеченность собственным средствами (-20%).
По мнению бизнеса, цены реализации по сравнению с I кварталом 2015 г. во II квартале 2015 г. упали на 12 п. п. до уровня 23%.
По оценке экспертов "Деловой России", у всех предприятий промышленности при максимальном сохранении численности занятых, падении основных экономических показателей, включая цены реализации, рентабельность снижается.
В строительстве экономические показатели также демонстрируют отрицательный тренд. Стоит отметить, что и крупный, и малый бизнес в строительстве постоянно оптимизируют численность своих сотрудников под текущую ситуацию и сократившийся спрос.
В строительстве наблюдается активное сокращение численности занятых – в крупном и среднем бизнесе во II квартале 2015 г. данный показатель сократился на 7 п. п. до -16%; в малом бизнесе - на 3 п.п. до – 18%.
При высокой стоимости материалов, конструкций и иных изделий, сокращающемся спросе крупные, средние и малые предприятия строительной отрасли фиксируют неуклонное снижение рентабельности. Фактически сейчас розничные цены на недвижимость не растут или растут не очень сильно за счет сокращения маржи девелоперов. Что касается жилой недвижимости, то подобная ситуация может привести к резкому сокращению предложения на рынке и новому витку роста цен в дальнейшем.
Во II квартале по сравнению с I кварталом 2015 г. предприятия розничной торговли, по оценке предпринимателей, чувствуют себя относительно неплохо. Среди основных экономических показателей сокращению был подвергнут только один показатель - "цены реализации".
Крупные и средние предприятия были вынуждены снизить свои цены на 2 п. п. до 54%, в то время как малому бизнесу пришлось спуститься на 3 п. п. до 53%.
Торговые предприятия перманентно оптимизируют численность своих занятых площадей под сократившийся спрос и объем продаж, а также под влиянием растущей арендной платы (+1 п. п. во II кв. 2015 г.).
Но розничная торговля традиционно наименее чувствительный сектор, хотя в результате изменения рыночной конъюнктуры может сильно изменятся ассортимент. С другой стороны, эффективность отдельных предприятий в период кризиса показывает эффективность менеджмента и стратегий.
Главные проблемы, сопровождавшие в последнее время бизнес, по мнению самого бизнеса, - это ухудшение финансового состояния у большинства экономических агентов, высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос, а также растущая экономическая неопределенность. Негативное влияние фактора "неопределенность экономической ситуации" на промышленные предприятия заметно усилилось в июне 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. на 13 п. п. (с 32% до 45%). Влияние факторов "недостаточный спрос" и "недостаток финансовых средств" по отношению к июню 2014 г. усилилось на 2 п. п. В июне 2015 г. по сравнению с маем 2015 г. влияние факторов не изменилось.
То есть ситуация продолжает оставаться тяжелой, но она хотя бы не ухудшается дальше. Данные факторы замедляют инвестиционную активность бизнеса, вынуждая жить сегодняшним днем, не задумываясь в должной мере над стратегической перспективой своих предприятий.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Индекс предпринимательских настроений (ИПУ) в крупных и средних промышленных, строительных, торговых организациях и организациях сферы услуг сохраняется на рекордно низкой величине за последние 5 лет и составляет 91,8%, приблизившись к значениям кризисного 2009 г. Об этом говорится в новом выпуске "Федерального барометра предпринимательских настроений", подготовленном "Деловой Россией" и НИУ ВШЭ.
Стоит отметить, что в отличие от 2009 г. крупный и средний бизнес всех групп промышленности (добывающее производство, обрабатывающее производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды) оценивают одинаково свое текущее состояние – на уровне -7%.
Идентичность оценок характеризует текущий кризис как "структурный". То есть влияние всех внешних негативных факторов, таких как санкции и падение цен на нефть, только усугубило кризис, но не вызвало его. Об этом экономисты и аналитики говорили уже неоднократно, учитывая постоянное падение розничных продаж. Судя по всему, модель роста экономики, опирающаяся на постоянное увеличение потребительского проса, больше не работает в России, а переход к плавающему курсу для поиска новых источников роста за счет поддержки промышленности и оборонного сектора пока не оправдал себя.
ИПУ в малых промышленных, строительных и торговых организациях составил 89,2%, достигнув уровня первой половины 2009 г.
Малые предприятия в целом чувствуют себя гораздо хуже крупных и средних предприятий в силу более низкого "запаса прочности". Это нормальная тенденция, и в ходе различных экономических потрясений именно малые предприятия страдают сильнее всего. Впрочем, они же обладают наибольшей гибкостью, подстраиваясь под новые условия рынка, что обеспечивает хороший старт при улучшении условий.
Основные экономические показатели промышленных предприятий, традиционно характеризующихся более стабильными позициями, плавно ухудшаются.
Существенно ухудшилась ситуация по параметру "обеспеченность собственными финансовыми средствами", составив во II квартале 2015 г. 13%. Падение спроса сильно ухудшает финансовую стабильность компаний и вынуждает активнее занимать. В ином случае необходимо сокращать расходы, например за счет сокращения числа рабочих мест.
При отрицательном тренде всех без исключения основных экономических показателей крупный и средний бизнес не спешит сокращать число занятых на своих предприятиях, как это было в 2009 г.
Это может быть связано с тем, что в период восстановления промышленному предприятию сложно снова привлечь высококвалифицированные кадры.
Основные экономические показатели по малым промышленным предприятиям ухудшаются более быстрыми темпами: заказы (-15%), выпуск (-10%), обеспеченность собственным средствами (-20%).
По мнению бизнеса, цены реализации по сравнению с I кварталом 2015 г. во II квартале 2015 г. упали на 12 п. п. до уровня 23%.
По оценке экспертов "Деловой России", у всех предприятий промышленности при максимальном сохранении численности занятых, падении основных экономических показателей, включая цены реализации, рентабельность снижается.
В строительстве экономические показатели также демонстрируют отрицательный тренд. Стоит отметить, что и крупный, и малый бизнес в строительстве постоянно оптимизируют численность своих сотрудников под текущую ситуацию и сократившийся спрос.
В строительстве наблюдается активное сокращение численности занятых – в крупном и среднем бизнесе во II квартале 2015 г. данный показатель сократился на 7 п. п. до -16%; в малом бизнесе - на 3 п.п. до – 18%.
При высокой стоимости материалов, конструкций и иных изделий, сокращающемся спросе крупные, средние и малые предприятия строительной отрасли фиксируют неуклонное снижение рентабельности. Фактически сейчас розничные цены на недвижимость не растут или растут не очень сильно за счет сокращения маржи девелоперов. Что касается жилой недвижимости, то подобная ситуация может привести к резкому сокращению предложения на рынке и новому витку роста цен в дальнейшем.
Во II квартале по сравнению с I кварталом 2015 г. предприятия розничной торговли, по оценке предпринимателей, чувствуют себя относительно неплохо. Среди основных экономических показателей сокращению был подвергнут только один показатель - "цены реализации".
Крупные и средние предприятия были вынуждены снизить свои цены на 2 п. п. до 54%, в то время как малому бизнесу пришлось спуститься на 3 п. п. до 53%.
Торговые предприятия перманентно оптимизируют численность своих занятых площадей под сократившийся спрос и объем продаж, а также под влиянием растущей арендной платы (+1 п. п. во II кв. 2015 г.).
Но розничная торговля традиционно наименее чувствительный сектор, хотя в результате изменения рыночной конъюнктуры может сильно изменятся ассортимент. С другой стороны, эффективность отдельных предприятий в период кризиса показывает эффективность менеджмента и стратегий.
Главные проблемы, сопровождавшие в последнее время бизнес, по мнению самого бизнеса, - это ухудшение финансового состояния у большинства экономических агентов, высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос, а также растущая экономическая неопределенность. Негативное влияние фактора "неопределенность экономической ситуации" на промышленные предприятия заметно усилилось в июне 2015 г. по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. на 13 п. п. (с 32% до 45%). Влияние факторов "недостаточный спрос" и "недостаток финансовых средств" по отношению к июню 2014 г. усилилось на 2 п. п. В июне 2015 г. по сравнению с маем 2015 г. влияние факторов не изменилось.
То есть ситуация продолжает оставаться тяжелой, но она хотя бы не ухудшается дальше. Данные факторы замедляют инвестиционную активность бизнеса, вынуждая жить сегодняшним днем, не задумываясь в должной мере над стратегической перспективой своих предприятий.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу