19 августа 2015 Инвесткафе Козлов Юрий
Виртуальный оператор мобильной связи «Скартел», принадлежащий Мегафону и работающий ныне под брендом Yota, впервые официально раскрыл количество своих абонентов. С момента запуска услуг голосовой связи, официальной датой которого считается 13 августа 2014 года, и до сегодняшнего дня прошел ровно один год, и за это время под флаги Yota было привлечено более миллиона абонентов, и это без учета подключений USB-модемов и роутеров. Около половины зарегистрированных сим-карт принадлежат жителям двух столиц Москвы и Санкт-Петербурга, остальные 50% приходятся на 52 других российских региона. Учитывая, что, согласно разным оценкам, число абонентов мобильной связи в нашей стране к концу 1-го полугодия 2015 года насчитывало около 240 млн подключений, доля Yota на рынке операторов составляет примерно 0,8% (уже с учетом пользователей USB-модемов и роутеров).
Если попытаться составить своеобразный рейтинг всех российских игроков мобильного рынка, то на сегодняшний день компания Yota заняла бы на нем почетное седьмое место, расположившись сразу за операторами Мотив (2,4 млн пользователей) и Смартс (1,1 млн). Первые места по-прежнему уверенно делят между собой представители большой тройки в лице МТС (74,5 млн), Мегафона (69,5 млн) и Вымпелкома (55,7 млн). Традиционно замыкает эту четверку Tele2 с показателем 34,9 млн пользователей.
При этом общую выручку и показатель ARPU (средняя выручка на одного пользователя) Yota почему-то не раскрывает. Хотя известно, что минимальный платеж московских абонентов составляет в настоящий момент 440 руб. в месяц, в регионах почти в два раза меньше — в среднем около 240 руб. И это притом, что международное консалтинговое агентство iKS-Consulting оценивает показатель ARPU российских сотовых абонентов в 1-м полугодии 2015 года на уровне 330 руб., а в Москве — и вовсе в 600 руб.
Если рассматривать статистику именно виртуальных мобильных операторов, что подразумевает работу на инфраструктуре уже существующих базовых станций, но под собственным брендом и по собственным тарифам, то в общей сложности таких абонентов в нашей стране насчитывается около 2 млн человек. Таким образом, доля Yota в этом сегменте уверенно приближается к 50%, заметно опережая «Связной Мобайл» с 23% (который на данный момент приостановил работу) и «Просто для общения» с долей 7%.
При этом планы дальнейшего развития у Yota просто наполеоновские: за пять лет работы количество обслуживаемых клиентов должно вырасти до 10 млн человек, в том числе 4G-модемов и роутеров. И стоит признать, что все предпосылки для этого есть, ведь компания заняла широкую и растущую нишу рынка — интернет, который для нее является не дополнительной, а основной услугой, что принципиально отличает ее от традиционных операторов. С учетом ежегодного снижения голосового и sms-трафика онлайн-услуги все больше будут выходить на первый план, тем более, что количество планшетов и смартфонов стремительно растет, а значит — спрос на мобильный интернет только прибавит в ближайшие годы.
Однако ведущие российские операторы мобильной связи не опасаются конкуренции со стороны Yota, либо не хотят открыто признавать это. В частности, Вымпелком считает неоправданными затраты на создание отдельного бренда, приводя в пример свой пакетный тариф «Все», насчитывающий более 10 млн абонентов. МТС рассматривает Yota как часть Мегафона, конкуренция с которым насчитывает многие годы, а потому никаких кардинальных рисков в компании также не видят. Ну а в самом Мегафоне считают, что на Yota переходят абоненты всех операторов соразмерно их долям, что и предусмотрено бизнес-планом, подчеркивая при этом, что никакой внутренней конкуренции между двумя брендами нет, это стандартная общемировая практика.
Будем следить за дальнейшим развитием Yota и его влиянием на финансовые показатели материнской компании, а в настоящий момент акции Мегафона оценены рынком справедливо, поэтому рекомендация по ним — «держать».
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу