Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Вторая волна сокращения реальных зарплат » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Вторая волна сокращения реальных зарплат

28 сентября 2015 Эксперт Online
Розничный товарооборот в августе с учетом сезонной корректировки остался почти на таком же уровне, как в два предыдущих месяца. Это вполне согласуется с данными о стабилизации промышленного выпуска в июле–августе. Однако рост номинальных зарплат снова заметно отставал от динамики цен, и это ускорившееся снижение реальных доходов предвещает вторую волну коррекции спроса, а за ним, вполне вероятно, и сжатия выпуска.

Уровень инвестиций в основной капитал в конце лета тоже оставался почти стабильным, притом что объемы строительства становились все меньше. С учетом сезонной поправки строительство в летние месяцы пробило дно предыдущего кризиса, достигнутое в 2009 году. Одним из факторов сжатия строительства, по-видимому, становится постепенное охлаждение жилищного сектора, все еще остающегося наиболее оживленным. После всплеска вводов жилья во второй половине прошлого и начале нынешнего года, когда предоплата строящихся квартир стала одним из убежищ для обесценивающихся рублей, теперь нового жилья на рынке появляется все меньше.

По оценкам VTВ Capital, основанных на опросах ведущих игроков рынка недвижимости, спрос на жилье сократился на 30–40% в годовом сопоставлении. Пока что госпрограмма субсидирования ипотечных ставок позволяет строителям поддерживать рост цен на жилье на первичном рынке примерно в соответствии с уровнем потребительской инфляции: по итогам года стоимость квадратного метра на первичном рынке вырастет на 10–15%. В то же время цены на вторичном рынке отстали от инфляции, что охладило активность продавцов, несмотря на формально сохраняющийся уровень предложения. Как ожидается, у рекорда по вводу жилья, достигнутого в 2014 году (81 млн кв. м), есть все шансы стать таким же долгожителем, как у предыдущего рекорда 1987 года, а к 2017-му снижение может составить четверть, то есть до 60 млн кв. м.

Между тем индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), по опросам Росстата, свидетельствует об отсутствии негативных тенденций и ожиданий, включая и последний опрос в сентябре, проводившийся уже после повторного удешевления нефти и рубля. И в обрабатывающих, и в добывающих отраслях индекс деловой активности, пройдя пик в мае 2012 года, до мая 2015-го в целом проявлял тенденцию к снижению, правда, до минимальных отметок предыдущего кризиса ему далеко.

Однако начиная с июня ИПУ в обрабатывающей промышленности остается практически стабильным, а в добыче, пройдя дно в мае, индекс активности стал расти (впрочем, опрос пока еще не отразил последних налоговых инноваций правительства в части НДПИ). Трудно сказать, насколько устойчивы эти перемены настроений к относительному позитиву — такие локальные остановки и развороты в период после мая 2012 года случались и раньше.

Квартальный индекс деловой активности в торговле, в первом квартале проваливавшийся значительно ниже, чем на пике падения во время предыдущего кризиса (первый квартал 2009 года), затем уже вел себя не столь пессимистично. Тем не менее текущие значения индекса, отражающие ситуацию и ожидания в рознице, остаются худшими за все время наблюдений с начала 2006 года, кроме указанных точек локального дна.

Индекс промышленного оптимизма, рассчитываемый Институтом экономической политики им. Е. Т. Гайдара, закрепился в положительной зоне за счет двух составляющих: прогнозов выпуска и оценок текущих объемов спроса. Два других компонента сводного индикатора (оценки запасов и изменения спроса) столь же стабильно остаются в отрицательной зоне.

Отрицательная, по оценкам предприятий, динамика спроса с начала 2015 года остается основным негативным драйвером индекса оптимизма. Впрочем, в третьем квартале этот показатель после очистки от сезонности демонстрирует скромное улучшение, которое тем не менее не выводит его в плюс, поясняет заведующий лабораторией конъюнктурных опросов ИЭП Сергей Цухло.

Уже полтора года, с мая 2014-го, динамика денежной массы, точно так же, как во время кризиса 2008–2009 годов, существенно отстает от темпов инфляции на потребительском рынке. Регулятор оправдывает наличие этого разрыва отсутствием спроса на деньги, вдобавок считая, что само по себе денежное и кредитное сжатие является стратегическим антиинфляционным фактором. Однако политика денежного зажима и высоких ставок провоцирует снижение экономической активности и пролонгации нынешнего кризиса.

Вторая волна сокращения реальных зарплат

http://expert.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу