Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Due Diligence или 10 шагов для финансовой проверки » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Due Diligence или 10 шагов для финансовой проверки

10 января 2016 Small Cap
Вы садитесь за свой компьютер, пролистываете watchlist или смотрите в блокнот с единственной пометкой, точнее с одним тикером, этот тикер вы не видели раньше, но чем-то он вас заинтересовал. В новой серии статей мы обсудим 10 шагов, которые нужно пройти, чтобы узнать всё о выбранной акции.

Наш вариант Due Diligence позволит Вам получить много полезной информации и понять потенциал будущих инвестиций.

Due Diligence (в переводе с английского означает обеспечение должной добросовестности, дью дилидженс) – это процедура формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования и множество других факторов, в первую очередь Due Diligence направлен на всестороннюю проверку законности и коммерческой привлекательности планируемой сделки или инвестиционного проекта.

Полнота информации, предоставляемой при данном виде проверки позволяет инвесторам или деловым партнерам более глубоко оценить все преимущества и недостатки сотрудничества.

Путь по которому мы пойдем, организован таким образом, что следующий шаг и новая информация будет ложится на предыдущие знания о ценной бумаге. Соблюдая последовательность, в конце, мы получим сбалансирование представление о плюсах и минусах инвестиционной идеи, что позволит принять рациональное, логическое решение.

Шаг №1 — Капитализация компании.

Первым шагом является оценка размера компании. Просто нужно понять насколько она большая или маленькая. Это действительно помогает сформировать общую картину и представление о новой компании. Например, large cap и mega cap компании обычно имеют более стабильные потоки дохода, они менее волатильные. Mid cap и small cap компании в большей мере узконаправленные, стоимость их акции может достаточно сильно изменяться, показатели дохода также могут иметь хаотичный порядок, но зато рыночная конъюнктура оказывает на них меньшее влияние.

А вы знали что конъюнктура и конъектура это два совершенно разных слова?

Конъектура (лат. conjectura — догадка, предположение) — метод восстановления утерянных или испорченных в рукописях мест. Текст восстанавливается по смыслу контекста, на основании правил грамматики и такдалее.

Конъюнктура рынка — экономическая ситуация, складывающаяся на рынке и характеризующаяся уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объёмами продаж, движением процентных ставок, валютного курса, заработной платы, дивидендов, а также динамикой производства и потребления.

На данном шаге (шаге №1) мы не делаем никаких суждений и выводов, мы просто накапливаем информацию. Дальше, когда мы начнем изучать доходы и размеры прибыли, рыночная капитализация будет освещать примерные перспективы.

Также на данном этапе нужно выяснить, казалось бы банальную вещь, на какой фондовой бирже торгуется интересующая вас компания. NYSE, NASDAQ, или OTC)? А может это бумага является ADR (американская депозитарная расписка) с листингом на иностранной бирже?

Вся эта информация наряду с определением рыночной капитализации поможет ответить на будущие важные вопросы, в частности, будете ли Вы включать акции этой компании в свой инвестиционный портфель.

Шаг 2 – Выручка, прибыль и маржа

Когда смотрят на финансовые показатели, лучше всего начинать с доходов, прибыли и рентабельности (RPM).

Взгляните на доходы и чистую прибыль компании, причем оцените их в динамике за последние два года, очень удобно это делать на Yahoo! Finance или Google Finance. Отчетность на информационных ресурсах обычно предоставлена поквартально (за последние 12 месяцев) и по годам (за последние три года). Проанализируйте последние тенденции в финансовых отчетах, отметьте для себя закономерность динамики или её отсутствие, имели ли место быть крупные колебания в квартальной или годовой отчетности, например, более чем 50% за год.

Показатель рентабельности (маржа) также должен быть учтен — растет, падает, или остается на прежнем уровне в течение периодов. Эта информация понадобиться нам на следующем, 3-ем шаге.

Шаг 3 – Отрасль и конкуренты

Итак, к этому шагу, вы уже должны иметь представление о том насколько это большая компания (её капитализация) и сколько денег она зарабатывает. Теперь пора узнать её влияние на отрасль в целом, и основных конкурентов – похожие компании. Сравните рентабельность с двумя или тремя конкурентами из этой же отрасли. Глядя на основных конкурентов в каждой области конкретной отрасли бизнеса (если их больше чем одна) поможет помочь вам определить, насколько большим являются охват потребителей и рынки сбыта продукции.

Информацию о конкурентах можно найти в профиле компании на аналитических сайтах, как правило, вбивая определенный тиккер, вы увидите схожие компании из одной отрасли и примерно одного типа, а также основные их финансовые показатели и коэффициенты. Если у вас остались пробелы в понимании бизнеса компании, то их нужно обязательно устранить, прежде чем двинуться дальше.

Шаг 4 – Оценка финансовых коэффициентов

Подошло время для более глубокого изучения, в частности оценка таких показателей как P / E, PEG, и подобных им – как для нашей выбранной компании, так и по её конкурентам. Особенно, стоит обратить внимание на любые крупные расхождения между показателями конкурентов. Кстати, нет ничего не обычного в том, чтобы взять на заметку компанию-конкурента на этом шаге, которая тоже выглядит успешно, так сказать «на потом» J

На основе коэффициента P / E (отношение цены к прибыли) можно составить первое впечатление о компании. Так как доходы могут быть достаточно волатильны (даже в стабильных компаниях), коэффициенты рассчитываются на предыдущих показателях уровня дохода или текущих прогнозах, это позволяет мгновенно сравнивать компании между собой. Отличить value-компанию (истинная ценность) от просто hot-stock (дословно, горячая компания, имеющая успех именно сейчас, но не факт, что завтра) можно на основе её результатов в прошлом и текущих ожиданий, это позволяет сделать и P/E ratio. Его историю можно также изучить за несколько периодов и годов, чтобы удостовериться, что не было сильных корректировок и изменений.

P / E ratio следует рассматривать в сочетании с P / B ratio (соотношением цены акций к балансовой стоимости), и price-to-sales. Эти коэффициенты раскрывают ценность компании в разрезе её долгов, годового дохода, и бухгалтерского баланса. Так как диапазоны значений этих коэффициентов отличаются в зависимости от отрасли, самым эффективным является сравнение их с компаниями-конкурентами.

Показатель PEG сопоставляет цену акции с прибылью на акцию и ожидаемой будущей прибылью компании. Акции с показателем PEG близким к 1, считаются справедливо оцененными при нормальных рыночных условиях.

Шаг 5 – Руководство компании и акционеры

Компанией все еще управляют ее основатели? Или компанией руководят новые лица? В данном случае возраст компании – важный фактор, поскольку молодые компании управляются в основном её основателями. Взгляните на биографии людей стоящих у руля компании, чтобы понять какие заслуги и опыт они, эту информацию можно найти на сайте компании или в документах SEC.

Также хорошо узнать держат ли основатели и руководство компании акции компании, и какой количество акций из свободного оборота принадлежит хедж-фондам или другим компаниям. Так большие доли акций у инвестиционных банков или хедж-фондов указывают на высокие объемы торговли, а также хорошие перспективы компании. Если же руководство обладает крупными пакетами акций – расценивайте это как плюс, если те, кто управляет компанией, не имеет её акций – минус. Акционеры более благосклонны к управляющим (руководству) если они тоже имеют акции в своих портфелях, ведь в таком случае они заинтересованы в росте компании тоже.

Шаг 6 – Баланс на проверку!

Ищем баланс компании, чтобы видеть все статьи актива и пассива, обращаем особое внимание на cash levels (наличные деньги, которые необходимы для покрытия краткосрочных обязательств) и на сумму долгосрочных обязательств. Большие долгосрочные обязательства не являются плохим знаком, отношение к ним должно зависеть от бизнес-модели компании. Некоторые компании (и отрасли в целом) являются очень капиталоемкими – дорогостоящее оборудование, содержание огромного штата людей, техники, зданий, производственных баз и т.д. Поэтому необходимо смотреть на соотношение задолженности к собственному капиталу, чтобы увидеть, насколько капитал компании покрывает её долги, это соотношение можно сравнить с другими компаниями из соответствующей отрасли, чтобы понять как ваша компании выглядит на общем фоне.

Если строка «Итого» по основным группам баланса, такими как total assets, total liabilities и stockholders’ equity сильно изменяется из года в год, нужно узнать причины такой динамики. Чтение примечаний, которые сопровождают финансовую отчетность в ежеквартальном/годовом отчете, может пролить некоторый свет на ситуацию. Накапливая нераспределенную прибыль, или просто расходуя драгоценные капитальные ресурсы, компания могла готовиться к выпуску нового товара. К этому моменту перед вами должны раскрыться более глубокие перспективы компании и практически завершится понимание её бизнеса и состояния.

Шаг 7 – История цены акций

В этом пункте необходимо отметить как долго акции торгуются на бирже и рассмотреть краткосрочные и долгосрочные движения цен, их динамику. Какой он курс акций вашей компании? Изменчивый и нестабильный или спокойный и устойчивый? Это продемонстрирует, какой опыт от владения данной акцией получил среднестатистический инвестор или трейдер, а такая информация не может быть бесполезной и учтётся в будущем.

Стаки (акции), которые чрезмерно волатильны и изменчивы, имеют спрос со стороны краткосрочных инвесторов, и сам спрос является непостоянным, что конечно же, несет дополнительные риски для других типов инвесторов и участников рынка, преследующих средние или долгосрочные цели.

Шаг 8 – Опционы

Далее, инвестору понадобится залезть в отчетные формы 10-Q и 10-K. Ежеквартальные отчеты SEC должны показать все неисполненные опционы. Они могут дать представление о будущем цены акций. И если опционы для сотрудников являются отличной мотивацией, то существуют и скрытые, так сказать теневые схемы, как перевыпуск опционов «underwater» или каких-либо официальных исследований, которые были сделаны незаконно, например выпуск опционов задним числом. (Данному вопросу будет посвящена отдельная тема для более детального изучения и понимания).

Шаг 9 – Ожидания

Это своего рода «всеохватывающий» шаг, который требует некоторых дополнительных изысканий. Вы как трейдер или инвестора, а может как аналитик, должны узнать консенсус-прогнозы на следующие 2-3 года относительно выручки, прибыли компании, подметить долгосрочные тенденции, влияющие на отрасль в целом, подробные сведения о партнерских, совместных предприятий и разработках, интеллектуальной собственности, и новых продуктах / услугах. Новости о новом продукте, запуск которого планируется в ближайшее время, могли быть причиной вашего первоначального интереса к акции, сейчас же самое время, чтобы проанализировать компанию с учетом всей полученной информации.

Шаг 10 – Риски

Своего рода последний элемент большого пазла – взвешивание и понимание риска, связанного с конкретной сделкой. Убедитесь, что учли не только отраслевые риски, но и специфичные для компании. Необходимо всегда держать в голове этакого адвоката дьявола J, который рисует наихудшие сценарии развития ситуации, и брать их во внимание.
Заключение

После того, как вы завершили все эти шаги, ваш разум должен наполниться максимально полезной информацией о компании и то, как она впишется в вашу стратегию инвестирования или торговли. Разумеется, будут вещи, которые вы захотите проанализировать еще, но план, представленный здесь, позволит вам избежать упущений и белых пятен.

Инвестиционные идеи будут в большей мере отсеиваться, нежели оставаться для дальнейшего разбора, поэтому, никогда не бойтесь переключаться на новую идею или новую компанию. На рынке существуют десятки тысяч компаний, так что выбор есть всегда!