25 января 2016 Project Syndicate
С июня прошлого года фондовый индекс Shanghai Stock Exchange Composite потерял более 40%, не удивительно, что инвесторы по всему миру встревожены этой динамикой. Однако их беспокоит отнюдь не судьба собственных денег, вложенных в китайскую экономику (подавляющее большинство акций китайских компаний принадлежит самим же китайцам). Просто обвал цен на акции свидетельствует об экономических проблемах Китая, которые могут привести к неприятным последствиям для мировой экономики. Однако тем, кого интересует экономическое будущее Китая, нет смысла так пристально следить за национальным фондовым рынком. Конечно, темпы роста китайской экономики существенно снизились, кроме того, есть немало причин полагать, что этот спад не является временным. Но при этом ни одна из них никак не связана с фондовым рынком.
Этот разрыв проявляется прежде всего в том, что сегодня рыночные цены выше, чем в 2014 году, когда Китай обогнал США и стал крупнейшей экономикой в мире (с учетом паритета покупательской способности). Это событие подстегнуло бычьи ожидания. Однако в ту пору от обозревателей, судя по всему, ускользнул тот факт, что экономика Китая уже начала сбавлять обороты. По данным официальной статистики, в 1989-2010 годах средний показатель роста составил 10%, однако в период с 2012 по 2014 он снизился до 7-8%. Поначалу такое охлаждение, фактически, косвенно способствовало росту цен на акции, поскольку Народный банк Китая начал снижать ставки в ноябре 2014 года. Но весной 2015 года стало ясно, что подъем на рынке представляет собой опасный пузырь, раздутый за счет использования кредитных средств. Шанхайский индекс достиг пика 12 июня, когда Китайская комиссия по ценным бумагам ужесточила требования к поддержанию маржи.
На самом деле, экономический спад в Китае не должен никого удивлять. Три десятка лет ВВП страны рос на 10% в год — это уже нечто из ряда вон выходящее. Вопрос в другом: почему ни одна страна, даже Китай, не сумела сохранить свое экономическое чудо? Некоторые считают, что страны попадаются в ловушку среднего дохода, или переживают возврат к средним значениям роста. Однако в отношении Китая есть смысл рассмотреть еще ряд факторов. Первый — это сокращение доходности капитала, ослабившее эффект усиления роста от инвестиций в транспортную инфраструктуру и жилое строительство. Второй — это рост цен на землю в черте города на фоне истощения «пропускной способности» окружающей среды. Также нужно учитывать демографические изменения. Население трудоспособного возраста достигло пика, и теперь быстро растет число людей пенсионного возраста — в том числе и из-за длительной политики одного ребенка, которую отменили только совсем недавно.
Более того, казалось бы неистощимые потоки сельских жителей, устремившихся в города на поиски заработков, постепенно иссякли, что привело к росту заработных плат и, соответственно, к потере Китаем конкурентного преимущества на трудоемких производствах. Экономика сместилась от обрабатывающей промышленности в сторону сферы услуг, где потенциал роста производительности значительно ниже. Также, сокращается потенциал роста, необходимый для того, чтобы догнать развитые экономики в сфере технологий, производственных и управленченских процессов, что также ведет к снижению темпов роста производительности и вынуждая Китай самостоятельно заниматься инновациями. На этом фоне сдвиг в сторону годового роста на уровне 5-7% кажется вполне естественным. Однако он может произойти двумя способами: через мягкую посадку, в результате которой китайская экономика продолжит расти менее быстрыми, но устойчивыми темпами, или через жесткую посадку, сопряженную с финансовым кризисом и глубокой экономической рецессией.
Как в Японии в 1980-е или в Южной Корее в 1997-1998 годах, Китай на стадии взрывного роста в значительной степени зависел от инвестиций и долгового финансирования, в результате, возросли риски того, что избыток производственных мощностей на стадии охлаждения может спровоцировать финансовый кризис. На самом деле, так оно и есть — избыточные производственные мощности уже представляют собой серьезную проблему в ряде секторов. Пока не ясно, какого рода посадку совершит китайская экономика — в том числе и потому, что официальная статистика может значительно приукрашивать реальное положение дел. Официальные данные, как правило, не отходят далеко от поставленных правительством целей, заставляя усомниться в их достоверности, поэтому скептики анализируют более материальные критерии состояния экономики: потребление энергии, объем железнодорожных грузоперевозок, объем производства промышленных материалов, таких как уголь, сталь и цемент — все эти показатели резко сократились.
Многие считают, что эта статистика подразумевает, что темпы роста китайской экономики значительно ниже 7%, но при этом нельзя исключать того, что это лишь результат перехода от экономики, ориентированной на обрабатывающую промышленность, к сфере услуг. Эти изменения крайне желательны, поскольку они помогаю Китаю плавно и естественным путем сформировать более устойчивый тренд. В этом случае можно рассчитывать на мягкую посадку. В случае успеха, экономика страны будет в меньшей степени зависеть от инвестиционных расходов и спроса на экспорт, и больше полагаться на потребление домохозяйств, как на источник роста.
Более того, Китаю нужно наращивать гибкость земельного рынка и рынка труда. Например, незащищенные права на землепользование в сельской местности и система регистрации домохозяйств в городах препятствует развитию мобильности рабочей силы. В целом, роль рынков в формировании экономики должна усиливаться. Государственные предприятия должны постепенно отмирать. В системах здравоохранения, социального обеспечения и налогов необходимо провести комплексные реформы. Не обойтись и без законодательства в сфере охраны окружающей среды. Китайские лидеры и экономисты уже знают об этом. Список реформ, охватывающих все эти области, был утвержден еще в 2013 году. И за последние два года кое-что уже удалось реализовать. Однако работы еще много, а успех не гарантирован. По словам Шанг-Цзин Вея, старшего экономиста Азиатского банка развития, прогресс по этим реформам — а вовсе не динамика фондового рыка — определит судьбу китайской экономики.
http://www.project-syndicate.org/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба