Экономика в январе » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Экономика в январе

20 февраля 2016 Живой журнал | Архив Журавлев Сергей

Промышленный выпуск. Вся страна по-доброму улыбается министру экономики, 8-ой месяц подряд уверяющему, что подведомственный объкет (т.е. экономика) достиг своего дна. Но в отношении выпуска промышленности в целом это, пожалуй, примерно так и есть. Именно в эти 8 последних месяцев, т.е. с июня 2015г., интенсивность выпуска остается почти постоянной (см. графики)

Переработка индексов производства (IP) Росстата в них же, но с сезонно-календарной коррекцией (swda) отчасти напоминает генерацию случайных чисел из-за усечённости месяца, а годовое сопоставление мало о чём говорит (для промышленности оно улучшилось до -2.7% по, против -4.5% в декабре) из-за поддержки «упавшей базой» января прошлого года. Тем не менее, по-видимому, интенсивность промышленного производства в январе все еще оставалось чуть выше дна, пройденного в первой половине прошлого года. Хотя и понемногу движется к нему с осени, после того, как нефть и рубль «объявили» второй тур просадки.

Поддержку индексу промышленного производства в январе дали, главным образом, морозы, благодаря которым выпуск в электроэнергетике и других секторах коммунальных услуг вырос сразу на 7% к уровню теплого декабря (sa) и на 2.5% в год. сопоставлении. Вторым фактором поддержки IP стали устойчивые объемы горнодобычи – умеренно выросшие, на 0,4%, в годовом сопоставлении, хотя, возможно, и слегка снизившиеся против уровней последнего квартала прошлого года.

Россия продолжала наращивать добычу нефти (+0.8% в год. сопоставлении и +0.9% к декабрю), пользуясь благоприятными возможностями, открывающимися низкими ценами и подешевевшим рублём. Так что странам Залива пришлось пытаться переговорно как-то сдерживать эту «птицу-тройку». Добыча природного газа также выросла (+1.6% в год. сопост., -2.4% к декабрю) после того, как газовики в прошлом году установили рекорд падения, «уронив» добычу на 13.6% против советских еще объёмов 1990г. А ведь тогда ни о каких «потоках» - голубых, северных, южных и (смешно сказать) недавно еще модном турецком, и слыхом не слыхивали. Добыча угля и железной руды также продолжала расти (+0.8 и 0.3% соотв.)

Но обрабатывающая промышленность, добавившая за год к прошлогоднему падению в начале года, еще -5.6%, похоже, все же пробила дно и «пошла копать ниже». Но в объяснении нуждается скорее не это, а, наоборот - почему при падении цены нефти со 120 до 60д/б обработка упала довольно сильно, в время как на падение с 60 до 30 и ниже уже весьма вяло реагировала дальнейшим сжатием?

Причина, вероятно, та же, как и с объяснением устойчивости рубля. Первое движение сопровождалось довольно сильным оттоком капитала, падением импорта (для промышленности – комплектующих), спроса и вымыванием из выпуска товаров «не первой необходимости» – длительного пользования (автомобилей, бытовой техники) и инвестиционных. Во втором - уже и утекать было нечему, и вытеснять нечего, поскольку промышленность перестроилась в сторону большего веса товаров текущего спроса.

В январе традиционно для последних месяцев структурный сдвиг в обработке шёл в сторону выпуска еды (мясо +12.2% в год. сопост., птица +4.6, молоко +2.9, хлеб +1.6%), к которым выборочно присоседились некоторые виды отечественной одежды, а также химической промышленности (экспортно ориентированные удобрения и нефтепродукты, а также импортозамещающие шины и краски). Все остальное (стройматериалы, металлургическое производство, мебель) в среднем потихоньку сжималось, отражая продолжающий инвестиционный коллапс. В машиностроительном производстве ряд позиций обносили, несмотря на «низкую базу» рекорды годового падения. В частности, легковых автомобилей выпущено на 40% меньше, чем в январе прошлого года, когда их производство, в свою очередь, уже снизилось на четверть против января 2014г.

В дальнейшем выпуск в обработке должен получить дополнительную поддержку от падения рубля в тех сферах, где есть экспортный спрос (металлы, древесина, химия и т.п.) и на внутреннем рынке, в тех областях, где еще сохраняется какая-то конкуренция с импортом (одежда, какие-то виды оборудования). Но с другой стороны, здесь он окажется под давлением продолжающего сжиматься потребительского и инвестиционного спроса.

Экономика в январе


Потребительский спрос и доходы домохозяйств. Если выпуск сжался не так уж сильно, да и то в основном в первые 4-5 месяцев прошлого года, так что промышленный индекс потерял за прошлый год лишь 3.4%, то основные компоненты использования (конечные внутренние покупки) адаптационный спад затронул гораздо сильнее. Покупки в рознице сжались год к году на 10%, инвестиции в основной капитал – на 8.4%. Причина – в своего рода структурном импортозамещении. Спрос упростился и сместился с сторону еды и прочих текущих потребностей, которые обычно всегда и везде в большом объеме удовлетворяются местным производством, поэтому его адаптация коснулась не так болезненно.

Соответственно, зарплата упала почти так же, на -9.5% год к году, пенсия оказалось недоиндексированной на 3.8% (индекс потребительских цен год к году 15.5% при индексации 11.9%). Правда сокращение реальных доходов за 2015г. Росстат оценил в 4%, возможно, учтя в них курсовую переоценку валютных активов населения.

В январе эти тенденции в основном продолжились (принимая во внимании замечание предыдущей записи, что погрешность «исправления» с учетом сезона и календаря индексы в этом месяце особенно велика). Зарплата (с поправкой на рост цен) к январю прошлого года упала еще на 6.1%, хотя и в нем уже была на 8.4% меньше, чем в январе 2014г. Пенсия проиндексирована с февраля на 4% (работающим 0%). При том что годовая инфляция 2016/2015г. даже при официальной вперед-смотрящей оценке ЦБ на год (7% январь к январю 2017г.) превысит индексацию более чем вдвое, и вся надежда что остальные 4% отдадут в сентябре, перед выборами «Единой России» в ГД на очередные 5 лет.

Розничные кредиты продолжили сжиматься в январе - на 0,6% mom (с поправкой на валютную переоценку – на 0.7%). После сильного сезонного расширения в декабре, розничные депозиты снизились на 1.8% месяц к месяцу (-2.7% без учета влияния девальвации).

Но в одном отношении разворот тенденций в экономике домохозяйств всё же наблюдался. Сжатие розничных покупок в январе в годовом сопоставление было самым скромным за 12 предыдущих месяцев -7.3%, тогда как в декабре, например, частное потребление упало вдвое больше – на 15.3% к декабрю 2014г. Понятно, что в обоих случаях «сыграл» эффект базы – «ажиотажной» в конце 2014г. и «вялой» в начале 2015г., но и цепной сезонно-скорректированный индекс указывает на рост покупок в январе. Это, видимо, стало следствие очередной потребительской паники, в виде реакции на крутое пике рубля. С другой стороны, на фоне предыдущих паник («крымской» в марте-апреле 2014г. и «нефтяной» в конце того же года) реакция населения на очередной скачок курса была уже практически малозаметной. Устали и привыкли.

Экономика в январе


Инвестиции. Темп их сжатия в начале года в год. сопоставлении остался таким же как в декабре, и как за 2014г. в целом -8.4%; если задаться амбициозной целью «ополовинивания инвестиций за 10 лет», то при таких темпах она более чем достижима, тем более, что как минимум треть от этой половины уже прошли за последние 3 года. Однако и здесь есть нюанс (или статистический артефакт?) – объемы строительства прошли «дно» и даже возможно, слега оттолкнулись от него. Это может быть связано с объемами жилищного строительства, которые до сих пор оставались весьма высокими. Прошлый год уступил по метражу введенных домов лишь 0.5% рекордному предыдущему с результатом 83.8 млн м2.

Сочетание падающих объемов инвестиций с выросшей реально в прошлом году прибылью предприятий порождает вопрос – где деньги? Не остаются ничего иного, как предположить, что покрывают сжатие кредитования, в частности – сокращение внешнего долга. Выросший разрыв сбережений и инвестиций означает увеличение текущего счета платёжного баланса, что и подтверждается статистически.

Занятость и безработица. Хотя выпуск в последнем квартале прошлого года и начале нынешнего вроде бы вновь развернулся к спаду, никаких значимых сдвигов в уровне безработицы нет (по опросам согл. методологии МОТ), в последние 3 месяца он выросла примерно на 0.1 п.п. – до 5.6-5.7% рабочей силы с сезонной поправкой (без неё – 5.8% в январе). Официально зарегистрировавшихся в службах занятости установилось в последние месяцы на уровне ок. 1 млн. и выросло с начала прошлого года на 100 тыс.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter