21 марта 2016 banki.ru
По данным PricewaterhouseCoopers, 95% опрошенных банков опасаются потери части бизнеса в связи с натиском финансово-технологических компаний. В качестве основной угрозы со стороны финтехкомпаний две трети опрошенных финансовых организаций назвали давление на маржу прибыли. Впрочем, по мнению экспертов российским компаниям пока бояться нечего.
Финтех придет, бизнес заберет
Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) провела опрос «Размывание границ: как компании сегмента финансовых технологий влияют на сектор финансовых услуг». Опрос проходил в 46 странах. В нем приняли участие 544 человека: генеральные директора, руководители отделов инноваций, директора по информации и другие представители высшего руководства, которые участвуют в проведении цифровых и технологических преобразований в секторе финансовых услуг.
Согласно глобальному отчету PwC об итогах опроса, 83% опрошенных компаний, представляющих традиционные организации сектора финансовых услуг (к ним компания относит коммерческие и инвестиционные банки, страховые и управляющие компании, брокеры и другие организации), полагают, что им грозит потеря части бизнеса, который может перейти к конкурентам – финтех-компаниям. «В случае с банками показатель оказывается еще более внушительным и достигает 95%», — говорится в отчете PwC.
Так, финансовые организации считают, что 23% их бизнеса может оказаться в зоне риска в связи с продолжающимся развитием сегмента финансовых технологий. А финтех-компании, со своей стороны, рассчитывают, что смогут получить 33% традиционного финансового бизнеса.
Как отмечается в отчете, сегменты банковских операций и платежей ощущают самое большое давление со стороны финансово-технологических компаний. Представители систем денежных переводов и платежей опасаются, что в течение следующих пяти лет могут уступить до 28% своей доли рынка финтех-компаниям. Банки оценивают потери на уровне 24%, компании по управлению активами и частными финансами — на уровне около 22%, страховщики — около 21%. Основная угроза со стороны сегмента финансовых технологий, по мнению участников опроса, — это давление на маржу. Ее назвали две трети (67%) опрошенных финансовых компаний. На втором месте — потеря доли рынка (59%).
Как считает руководитель практики PwC в области предоставления услуг компаниям сегмента финансовых технологий в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стив Дейвис, финансовые технологии изменяют сектор финансовых услуг извне. «В течение следующих трех — пяти лет совокупный объем инвестиций в сегмент финансовых технологий в мире может значительно превысить 150 миллиардов долларов США, а финансовые организации и технологические компании будут бороться друг с другом за шанс «попасть в игру».
«Финансовые технологии меняют парадигму традиционных посреднических услуг, делая их ненужными. Хотя в прошлом организации финансового сектора выступали в роли посредников в рамках финансовой системы, предоставляя неоценимые услуги клиентам, финансово-технологические компании с их новыми бизнес-моделями, основанными на применении новых технологий, успешно присваивают себе эти функции. С учетом того, насколько быстро развиваются технологии, традиционный бизнес не может позволить себе игнорировать финансовые технологии», — комментирует руководитель международной практики PwC в области предоставления услуг финансово-технологическим компаниям сектора финансовых услуг Маной Кашьяп. Он отмечает, что четверть (25%) организаций сегодня совсем не взаимодействуют с компаниями сегмента финансовых технологий. «Принимая во внимание все более ускоряющиеся темпы перемен, ни одна организация сектора финансовых услуг не может просто почивать на лаврах», — полагает Маной Кашьяп.
России прогресс не грозит
PwC на запрос Банки.ру об итогах опроса применительно к российскому финансовому рынку не ответила. Представители банков с итогами опроса во многом соглашаются.
По мнению директора департамента информационных технологий Абсолют Банка Андрея Горелова, конкуренцию банкам в части технологий составляют в первую очередь компании, которые разрабатывают инновационные подходы к созданию финансовых услуг и использование дистанционных каналов обслуживания в области управления взаимоотношениями с клиентами. Он подчеркивает, что в отличие от технологий банковский сектор более традиционен и в полной мере зависим от регулятора. «Финансово-технологические компании имеют некоторые преимущества перед банками за счет минимальной зависимости от регуляторов и отсутствия жесткой территориальной принадлежности», — поясняет Горелов.
Руководитель цифрового бизнеса группы Бинбанка Дмитрий Каштанов считает конкурентными преимуществами финтеха высокую скорость реализации, гибкость процессов, прозрачности решений. Директор департамента стратегии и маркетинга СМП Банка Алексей Илющенко подчеркивает, что молодые компании из сектора финтех стремятся угрожать банковскому сектору, а не отдельному банку. «Они лучше банка знают клиента в силу того, что без такого знания никакого бизнеса у них не получится, это заставляет их много общаться с пользователями», — убежден он. По мнению собеседника Банки.ру, различие в том, что финтех-стартапы на 100% сфокусированы на создании конкретного сервиса или конкретной услуги, в то время как универсальные банки часто вынуждены идти на компромиссы, сохраняя средний уровень продуктов и редко приближая хотя бы один продукт к идеалу.
«Молодые технологические компании в первую очередь работают над удобством, а банки — над безопасностью, и пользователи прощают стартапам недоработки, с которыми не готовы мириться в случае банковского продукта», — сетует Илющенко.
Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию, указывая на различия между западным и российским рынками. Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин напоминает, что в России 95% всех разработок сконцентрировано именно у банков и других профессиональных участников финансового рынка.
«Если говорить про страхование, это как раз новые будущие партнеры, а не конкуренты. Мы все-таки производители услуг, а не платежные системы. У нас целый завод услуг разных видов — цепочка услуг ремонтов, цепочка медицинского обслуживания и многое другое», — комментирует заместитель генерального директора компании «АльфаСтрахование» Татьяна Пучкова.
В России действительно сложилась несколько иная ситуация, соглашается директор по корпоративным рейтингам RusRating Максим Плешков. «Отечественные финтех-стартапы преимущественно покупаются традиционными финансовыми структурами. Особенно здесь отличается Сбербанк, что, на мой взгляд, только улучшает имидж, да и не только имидж, крупнейшего российского банка», — говорит он.
Кроме Сбербанка, эксперты среди российских банков, регулярно удивляющих финансовыми инновациями, называют Альфа-Банк, «Тинькофф», «Открытие», Промсвязьбанк. Успех зарубежных финтех-компаний, по мнению представителя RusRating, «чрезмерно переоценен и распиарен». А большинство из широко раскрученных зарубежных компаний пока убыточны.
Одна из причин особого положения финтеха в России, по словам Плешкова, — небольшой размер финансового российского рынка. Дело в том, что ряд услуг в России пока не развит и не востребован. Вдобавок наблюдается финансово-экономический кризис и снижение платежеспособного спроса, а также госрегулирование.
Плешков приводит в пример P2P-кредитование, мобильный эквайринг, онлайн-бухгалтерию, крауд-финансирование. «P2P-кредитование широко распространилось на Западе Великобритании и в Китае потому, что предлагало ставки ниже банковских. У нас же, как правило, на P2P -сайтах продвигают свои услуги микрофинансовые организации, ставки которых на порядок выше банковских. Рынок мобильного эквайринга у нас просто очень мал — порядка 7 миллиардов рублей в 2015 году. Тогда как мировой лидер Square такой объем трансакций совершает за день, но даже он на сегодняшний день еще убыточен», — рассуждает директор по корпоративным рейтингам RusRating.
Он указывает, что онлайн-бухгалтерия «худо-бедно функционирует» в виде таких сервисов, как «Мое дело», «Контур. Эльба», в силу специфичности данного рынка и отсутствия конкуренции со стороны иностранных игроков. Есть вопросы у него и к фондовому рынку, который в отсутствие инвесторов и неразвитости программного обеспечения «медленно умирает».
В перспективе 5—10 лет определенная переориентация рынка и вытеснение финтех-компаниями традиционных игроков может произойти, не исключают эксперты. Банкам необходимо инвестировать в технологии. «Чем выше комфорт клиента, чем больше вопросов он может решить дистанционно, тем конкурентнее кредитная организация», — уверен Андрей Люшин из Локо-Банка,
«На мой взгляд, существующему бизнесу не стоит паниковать: пока стартапы найдут себе клиентов, сделают необходимый маркетинг, отработают свои технологии — на это уйдет время. На мой взгляд, финтех подталкивает традиционный бизнес к тому, чтобы становиться более технологичными и клиентоориентированными», — считает член президиума генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Финтех придет, бизнес заберет
Компания PricewaterhouseCoopers (PwC) провела опрос «Размывание границ: как компании сегмента финансовых технологий влияют на сектор финансовых услуг». Опрос проходил в 46 странах. В нем приняли участие 544 человека: генеральные директора, руководители отделов инноваций, директора по информации и другие представители высшего руководства, которые участвуют в проведении цифровых и технологических преобразований в секторе финансовых услуг.
Согласно глобальному отчету PwC об итогах опроса, 83% опрошенных компаний, представляющих традиционные организации сектора финансовых услуг (к ним компания относит коммерческие и инвестиционные банки, страховые и управляющие компании, брокеры и другие организации), полагают, что им грозит потеря части бизнеса, который может перейти к конкурентам – финтех-компаниям. «В случае с банками показатель оказывается еще более внушительным и достигает 95%», — говорится в отчете PwC.
Так, финансовые организации считают, что 23% их бизнеса может оказаться в зоне риска в связи с продолжающимся развитием сегмента финансовых технологий. А финтех-компании, со своей стороны, рассчитывают, что смогут получить 33% традиционного финансового бизнеса.
Как отмечается в отчете, сегменты банковских операций и платежей ощущают самое большое давление со стороны финансово-технологических компаний. Представители систем денежных переводов и платежей опасаются, что в течение следующих пяти лет могут уступить до 28% своей доли рынка финтех-компаниям. Банки оценивают потери на уровне 24%, компании по управлению активами и частными финансами — на уровне около 22%, страховщики — около 21%. Основная угроза со стороны сегмента финансовых технологий, по мнению участников опроса, — это давление на маржу. Ее назвали две трети (67%) опрошенных финансовых компаний. На втором месте — потеря доли рынка (59%).
Как считает руководитель практики PwC в области предоставления услуг компаниям сегмента финансовых технологий в странах Европы, Ближнего Востока и Африки Стив Дейвис, финансовые технологии изменяют сектор финансовых услуг извне. «В течение следующих трех — пяти лет совокупный объем инвестиций в сегмент финансовых технологий в мире может значительно превысить 150 миллиардов долларов США, а финансовые организации и технологические компании будут бороться друг с другом за шанс «попасть в игру».
«Финансовые технологии меняют парадигму традиционных посреднических услуг, делая их ненужными. Хотя в прошлом организации финансового сектора выступали в роли посредников в рамках финансовой системы, предоставляя неоценимые услуги клиентам, финансово-технологические компании с их новыми бизнес-моделями, основанными на применении новых технологий, успешно присваивают себе эти функции. С учетом того, насколько быстро развиваются технологии, традиционный бизнес не может позволить себе игнорировать финансовые технологии», — комментирует руководитель международной практики PwC в области предоставления услуг финансово-технологическим компаниям сектора финансовых услуг Маной Кашьяп. Он отмечает, что четверть (25%) организаций сегодня совсем не взаимодействуют с компаниями сегмента финансовых технологий. «Принимая во внимание все более ускоряющиеся темпы перемен, ни одна организация сектора финансовых услуг не может просто почивать на лаврах», — полагает Маной Кашьяп.
России прогресс не грозит
PwC на запрос Банки.ру об итогах опроса применительно к российскому финансовому рынку не ответила. Представители банков с итогами опроса во многом соглашаются.
По мнению директора департамента информационных технологий Абсолют Банка Андрея Горелова, конкуренцию банкам в части технологий составляют в первую очередь компании, которые разрабатывают инновационные подходы к созданию финансовых услуг и использование дистанционных каналов обслуживания в области управления взаимоотношениями с клиентами. Он подчеркивает, что в отличие от технологий банковский сектор более традиционен и в полной мере зависим от регулятора. «Финансово-технологические компании имеют некоторые преимущества перед банками за счет минимальной зависимости от регуляторов и отсутствия жесткой территориальной принадлежности», — поясняет Горелов.
Руководитель цифрового бизнеса группы Бинбанка Дмитрий Каштанов считает конкурентными преимуществами финтеха высокую скорость реализации, гибкость процессов, прозрачности решений. Директор департамента стратегии и маркетинга СМП Банка Алексей Илющенко подчеркивает, что молодые компании из сектора финтех стремятся угрожать банковскому сектору, а не отдельному банку. «Они лучше банка знают клиента в силу того, что без такого знания никакого бизнеса у них не получится, это заставляет их много общаться с пользователями», — убежден он. По мнению собеседника Банки.ру, различие в том, что финтех-стартапы на 100% сфокусированы на создании конкретного сервиса или конкретной услуги, в то время как универсальные банки часто вынуждены идти на компромиссы, сохраняя средний уровень продуктов и редко приближая хотя бы один продукт к идеалу.
«Молодые технологические компании в первую очередь работают над удобством, а банки — над безопасностью, и пользователи прощают стартапам недоработки, с которыми не готовы мириться в случае банковского продукта», — сетует Илющенко.
Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию, указывая на различия между западным и российским рынками. Заместитель председателя правления Локо-Банка Андрей Люшин напоминает, что в России 95% всех разработок сконцентрировано именно у банков и других профессиональных участников финансового рынка.
«Если говорить про страхование, это как раз новые будущие партнеры, а не конкуренты. Мы все-таки производители услуг, а не платежные системы. У нас целый завод услуг разных видов — цепочка услуг ремонтов, цепочка медицинского обслуживания и многое другое», — комментирует заместитель генерального директора компании «АльфаСтрахование» Татьяна Пучкова.
В России действительно сложилась несколько иная ситуация, соглашается директор по корпоративным рейтингам RusRating Максим Плешков. «Отечественные финтех-стартапы преимущественно покупаются традиционными финансовыми структурами. Особенно здесь отличается Сбербанк, что, на мой взгляд, только улучшает имидж, да и не только имидж, крупнейшего российского банка», — говорит он.
Кроме Сбербанка, эксперты среди российских банков, регулярно удивляющих финансовыми инновациями, называют Альфа-Банк, «Тинькофф», «Открытие», Промсвязьбанк. Успех зарубежных финтех-компаний, по мнению представителя RusRating, «чрезмерно переоценен и распиарен». А большинство из широко раскрученных зарубежных компаний пока убыточны.
Одна из причин особого положения финтеха в России, по словам Плешкова, — небольшой размер финансового российского рынка. Дело в том, что ряд услуг в России пока не развит и не востребован. Вдобавок наблюдается финансово-экономический кризис и снижение платежеспособного спроса, а также госрегулирование.
Плешков приводит в пример P2P-кредитование, мобильный эквайринг, онлайн-бухгалтерию, крауд-финансирование. «P2P-кредитование широко распространилось на Западе Великобритании и в Китае потому, что предлагало ставки ниже банковских. У нас же, как правило, на P2P -сайтах продвигают свои услуги микрофинансовые организации, ставки которых на порядок выше банковских. Рынок мобильного эквайринга у нас просто очень мал — порядка 7 миллиардов рублей в 2015 году. Тогда как мировой лидер Square такой объем трансакций совершает за день, но даже он на сегодняшний день еще убыточен», — рассуждает директор по корпоративным рейтингам RusRating.
Он указывает, что онлайн-бухгалтерия «худо-бедно функционирует» в виде таких сервисов, как «Мое дело», «Контур. Эльба», в силу специфичности данного рынка и отсутствия конкуренции со стороны иностранных игроков. Есть вопросы у него и к фондовому рынку, который в отсутствие инвесторов и неразвитости программного обеспечения «медленно умирает».
В перспективе 5—10 лет определенная переориентация рынка и вытеснение финтех-компаниями традиционных игроков может произойти, не исключают эксперты. Банкам необходимо инвестировать в технологии. «Чем выше комфорт клиента, чем больше вопросов он может решить дистанционно, тем конкурентнее кредитная организация», — уверен Андрей Люшин из Локо-Банка,
«На мой взгляд, существующему бизнесу не стоит паниковать: пока стартапы найдут себе клиентов, сделают необходимый маркетинг, отработают свои технологии — на это уйдет время. На мой взгляд, финтех подталкивает традиционный бизнес к тому, чтобы становиться более технологичными и клиентоориентированными», — считает член президиума генерального совета «Деловой России» Анна Нестерова.
http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу