27 мая 2016 Project Syndicate
Политики в США единодушно клеймят торговлю как врага среднего класса и главный источник давления на рынок труда и зарплаты. Нынешняя предвыборная кампания не исключение: и республиканцы, и демократы избрали своей целью Китай и Транстихоокеанское партнерство (ТРР), называя их бичом божьим для несчастных американских трудящихся. Хотя с политической точки зрения это объяснение может быть вполне приемлемым, истина, как обычно, находится «где-то там».
Если уж говорить о торговле, то Америка сама заварила эту кашу. Причина ее бед – большой дефицит сбережений. Страна в течение многих десятилетий жила не по средствам, без проблем пользуясь избытком сбережений за рубежом, что позволяло ей финансировать крупнейший в истории бум потребления. Конечно, политики не хотят попрекать избирателей за такую расточительность – гораздо проще обвинить кого-то другого.
Критика политики сбережений заслуживает более подробного анализа. Как показывает статистика, страны, которым свойственен дефицит сбережений, характеризуются и дефицитом торгового баланса. Аналогично, профициты сбережений и торгового баланса также идут рука об руку. Наиболее ярким примером этого являются США, где чистая норма национальных сбережений составляла на конец 2015 года 2,6% - вполовину меньше усредненного показателя за три последних десятилетия 20-го века, равного 6,3%. При этом отрицательное сальдо торгового баланса было зарегистрировано со 101 государством.
Эта корреляция верна и для других стран. В Соединенном Королевстве, Канаде, Финляндии, Франции, Греции, Португалии – во всех странах, характеризующихся дефицитом торгового баланса – уровень сбережений гораздо ниже, чем в других развитых странах. Соответственно, такие добросовестные владельцы больших сбережений, как Германия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Дания, Южная Корея, Швеция и Швейцария, могут похвастаться положительными сальдо торговых балансов. Дисбалансы сбережений могут также приводить к дестабилизации международных потоков капитала, пузырям активов и финансовым кризисам. Именно это наблюдалось в преддверии финансового кризиса 2008-2009, когда мировой дисбаланс сбережений, оцененный на основе разрыва между странами с дефицитами и профицитами платежных балансов, достиг максимального в современной истории уровня. Эти дисбалансы раздули пузыри на рынках активов и кредитования, что в итоге подвело мир к краю пропасти, невиданной с 1930-х г.г.
Здесь тоже отмечается активное перекладывание вины и много взаимных упреков. Страны с дефицитом стараются обвинить во всем избыток сбережений, скопившийся на мировых финансовых рынках в поисках высокой доходности. Как сказал экс-глава ФРС Бен Бернанке, если бы только страны вроде Китая больше тратили, можно было бы изначально избежать формирования пузырей наподобие тех, что едва не погубили Америку. Тем временем другие указывали, что так называемого «экономического чуда» в США, возможно, и не произошло бы, если бы не капитал, предоставляемый странами с положительным балансом.
Взвешенным и разумным подходом стало бы нахождение более оптимального баланса между сбережениями и расходами. Это особенно важно для США и Китая, которые в совокупности формируют непропорционально большую долю мирового неравенства сбережений. Попросту говоря, Америке необходимо больше сберегать и меньше тратить, а Китаю – меньше сберегать и больше тратить. А чтобы преуспеть в этом, обе страны должны вырваться за рамки устоявшихся стереотипов и образа мышления.
И на этом фронте лидирует Китай, 5 лет назад запустивший стратегию ребалансировки экономики в сторону ее ориентированности на потребителя. Результаты на данный момент пока противоречивы, однако Китай в последнее время демонстрирует готовность решать текущие проблемы. Принятый недавно 13-й 5-летний план нацелен на ослабление процесса накопления предупредительных сбережений, обусловленного страхами перед будущим, посредством либерализации процентной ставки, страхования вкладов, смягчением правил системы прописки хукоу и выдачи разрешений на проживание в городах для внутренних мигрантов (что должно повысить мобильность потоков пособий и выплат), а также отказом от жесткой демографической политики «одна семья – один ребенок».
А вот США движутся в противоположном направлении, не проявляя никакого интереса к обсуждению проблемы сбережений - что уж тут говорить о реализации каких-либо мер для ее решения! Тем временем политика США, направленная на стимулирование роста сбережений, должна включать в себя следующие пункты: долгосрочная консолидация бюджета, расширение схемы таких накопительных пенсионных программ, как индивидуальные пенсионные счета (IRA) или 401K, налоговая реформа в сфере аспекта потребления (НДС или налог с продаж) и нормализация уровня процентных ставок. Вместо этого американские политики продолжают подогревать продолжающийся бум потребления, не заботясь о том, как это отразится на показателе сбережений.
Асимметричный ответ двух крупнейших экономик мира на схожие проблемы имеет далеко идущие последствия. В зависимости от прогресса, которого Китай добьется на пути перестройки экономики и ее переориентации на потребителя, он перейдет от накопления избыточных ресурсов к их потреблению. Валовая норма национальных сбережений в Поднебесной уже снизилась в этом году от пикового значения 2008 года 52% от ВВП до 44%, а в ближайшие годы показатель должен снизиться еще больше.
США, увязнувшие во взаимозависимых отношениях с Китаем, не могут себе позволить и далее игнорировать такой сдвиг парадигмы в сторону потребления. В конце концов, помимо сокращения профицитов платежного и торгового балансов, начавшееся расходование сбережений, вероятно, повлечет за собой и менее активное накопление валютных резервов, а также замедлит процессы рециклирования этих резервов в долларовые активы, включая казначейские облигации США.
В зависимости от того, насколько сильно США провалят свои попытки стимулировать рост внутренних сбережений, нехватка капитала из Китая может заставить США платить более высокую цену за внешнее финансирование – будь то за счет ослабления доллара или повышения реальных процентных ставок (или и того, и другого вместе). Таковы классические подводные камни взаимозависимости: когда один из партнеров изменяет схему отношений, второй ощущает на себе последствия этого. Ни одна страна не может бесконечно процветать, ничего при этом не сберегая. Пока Америке это удавалось благодаря тому, что она владела мировой резервной валютой – и, в основном, потому, что ей разрешал это остальной мир. В конце концов, пособники США в этом деле (особенно экспортно-ориентированные экономики вроде Китая), а также ресурсно-зависимая цепь поставок оказывались в выигрыше в результате потребительского бума в США, поскольку это способствовало бурному росту международной торговли.
Однако теперь эти дни сочтены. Американский электорат – особенно раздосадованные труженики среднего класса, лишенные избирательных прав – все активнее признают, что что-то не сходится. Однако политики в США все еще продолжают перенаправлять этот гнев на внешний мир, хотя настало время признать горькую правду: дефицит сбережений – главная угроза для «американской мечты».
Если уж говорить о торговле, то Америка сама заварила эту кашу. Причина ее бед – большой дефицит сбережений. Страна в течение многих десятилетий жила не по средствам, без проблем пользуясь избытком сбережений за рубежом, что позволяло ей финансировать крупнейший в истории бум потребления. Конечно, политики не хотят попрекать избирателей за такую расточительность – гораздо проще обвинить кого-то другого.
Критика политики сбережений заслуживает более подробного анализа. Как показывает статистика, страны, которым свойственен дефицит сбережений, характеризуются и дефицитом торгового баланса. Аналогично, профициты сбережений и торгового баланса также идут рука об руку. Наиболее ярким примером этого являются США, где чистая норма национальных сбережений составляла на конец 2015 года 2,6% - вполовину меньше усредненного показателя за три последних десятилетия 20-го века, равного 6,3%. При этом отрицательное сальдо торгового баланса было зарегистрировано со 101 государством.
Эта корреляция верна и для других стран. В Соединенном Королевстве, Канаде, Финляндии, Франции, Греции, Португалии – во всех странах, характеризующихся дефицитом торгового баланса – уровень сбережений гораздо ниже, чем в других развитых странах. Соответственно, такие добросовестные владельцы больших сбережений, как Германия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Дания, Южная Корея, Швеция и Швейцария, могут похвастаться положительными сальдо торговых балансов. Дисбалансы сбережений могут также приводить к дестабилизации международных потоков капитала, пузырям активов и финансовым кризисам. Именно это наблюдалось в преддверии финансового кризиса 2008-2009, когда мировой дисбаланс сбережений, оцененный на основе разрыва между странами с дефицитами и профицитами платежных балансов, достиг максимального в современной истории уровня. Эти дисбалансы раздули пузыри на рынках активов и кредитования, что в итоге подвело мир к краю пропасти, невиданной с 1930-х г.г.
Здесь тоже отмечается активное перекладывание вины и много взаимных упреков. Страны с дефицитом стараются обвинить во всем избыток сбережений, скопившийся на мировых финансовых рынках в поисках высокой доходности. Как сказал экс-глава ФРС Бен Бернанке, если бы только страны вроде Китая больше тратили, можно было бы изначально избежать формирования пузырей наподобие тех, что едва не погубили Америку. Тем временем другие указывали, что так называемого «экономического чуда» в США, возможно, и не произошло бы, если бы не капитал, предоставляемый странами с положительным балансом.
Взвешенным и разумным подходом стало бы нахождение более оптимального баланса между сбережениями и расходами. Это особенно важно для США и Китая, которые в совокупности формируют непропорционально большую долю мирового неравенства сбережений. Попросту говоря, Америке необходимо больше сберегать и меньше тратить, а Китаю – меньше сберегать и больше тратить. А чтобы преуспеть в этом, обе страны должны вырваться за рамки устоявшихся стереотипов и образа мышления.
И на этом фронте лидирует Китай, 5 лет назад запустивший стратегию ребалансировки экономики в сторону ее ориентированности на потребителя. Результаты на данный момент пока противоречивы, однако Китай в последнее время демонстрирует готовность решать текущие проблемы. Принятый недавно 13-й 5-летний план нацелен на ослабление процесса накопления предупредительных сбережений, обусловленного страхами перед будущим, посредством либерализации процентной ставки, страхования вкладов, смягчением правил системы прописки хукоу и выдачи разрешений на проживание в городах для внутренних мигрантов (что должно повысить мобильность потоков пособий и выплат), а также отказом от жесткой демографической политики «одна семья – один ребенок».
А вот США движутся в противоположном направлении, не проявляя никакого интереса к обсуждению проблемы сбережений - что уж тут говорить о реализации каких-либо мер для ее решения! Тем временем политика США, направленная на стимулирование роста сбережений, должна включать в себя следующие пункты: долгосрочная консолидация бюджета, расширение схемы таких накопительных пенсионных программ, как индивидуальные пенсионные счета (IRA) или 401K, налоговая реформа в сфере аспекта потребления (НДС или налог с продаж) и нормализация уровня процентных ставок. Вместо этого американские политики продолжают подогревать продолжающийся бум потребления, не заботясь о том, как это отразится на показателе сбережений.
Асимметричный ответ двух крупнейших экономик мира на схожие проблемы имеет далеко идущие последствия. В зависимости от прогресса, которого Китай добьется на пути перестройки экономики и ее переориентации на потребителя, он перейдет от накопления избыточных ресурсов к их потреблению. Валовая норма национальных сбережений в Поднебесной уже снизилась в этом году от пикового значения 2008 года 52% от ВВП до 44%, а в ближайшие годы показатель должен снизиться еще больше.
США, увязнувшие во взаимозависимых отношениях с Китаем, не могут себе позволить и далее игнорировать такой сдвиг парадигмы в сторону потребления. В конце концов, помимо сокращения профицитов платежного и торгового балансов, начавшееся расходование сбережений, вероятно, повлечет за собой и менее активное накопление валютных резервов, а также замедлит процессы рециклирования этих резервов в долларовые активы, включая казначейские облигации США.
В зависимости от того, насколько сильно США провалят свои попытки стимулировать рост внутренних сбережений, нехватка капитала из Китая может заставить США платить более высокую цену за внешнее финансирование – будь то за счет ослабления доллара или повышения реальных процентных ставок (или и того, и другого вместе). Таковы классические подводные камни взаимозависимости: когда один из партнеров изменяет схему отношений, второй ощущает на себе последствия этого. Ни одна страна не может бесконечно процветать, ничего при этом не сберегая. Пока Америке это удавалось благодаря тому, что она владела мировой резервной валютой – и, в основном, потому, что ей разрешал это остальной мир. В конце концов, пособники США в этом деле (особенно экспортно-ориентированные экономики вроде Китая), а также ресурсно-зависимая цепь поставок оказывались в выигрыше в результате потребительского бума в США, поскольку это способствовало бурному росту международной торговли.
Однако теперь эти дни сочтены. Американский электорат – особенно раздосадованные труженики среднего класса, лишенные избирательных прав – все активнее признают, что что-то не сходится. Однако политики в США все еще продолжают перенаправлять этот гнев на внешний мир, хотя настало время признать горькую правду: дефицит сбережений – главная угроза для «американской мечты».
http://www.project-syndicate.org/ (C)
Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter