5 ноября 2008 InoPressa
Потихоньку кредитный кризис начинает вызывать проблемы в самом сердце азиатского бизнеса. 20 октября крупная китайская многопрофильная корпорация CITIC Pacific обнародовала потенциальные убытки в размере 2 млрд долларов в результате неудачных спекуляций на валютном рынке, посеяв тем самым опасения относительно стратегий хеджирования, к которым прибегают компании региона. Вопрос расследуется властями Гонконга в атмосфере упреков в том, что информация об этих убытках не была предана гласности достаточно быстро.
Дальше – больше. Две крупные китайские компании – производитель игрушек Smart Union и сталелитейная фирма FerroChina – в этом месяце объявили о дефолте, как и три гонконгские компании розничной торговли. Все они, оказавшись не в состоянии изыскать источники финансирования, стали все больше и больше задерживать оплату товарных поставок. Проблема распространяется все шире и шире, говорит региональный менеджер одной компании, занимающейся производством промышленной тары, и это все сильнее сказывается на перспективах бизнеса.
В техническом смысле банковские системы азиатских стран должны быть в достаточно здоровом состоянии для того, чтобы позволить банкам продолжать выдавать кредиты. За исключением банков Южной Кореи, Австралии и Пакистана большинство азиатских банков может финансировать все свои кредиты за счет депозитов, благодаря чему их риски значительно ниже, чем риски на перенапряженных денежных рынках. Эти банки хорошо капитализированы и прибыльны. Однако все это не стало преградой для сжатия объемов кредитования, и причиной тому – распространяющиеся страхи. Несколько недель назад китайские банки резко урезали кредитование международных банков. Эта практика была прекращена только после вмешательства правительства КНР. По меньшей мере один гонконгский банк все еще уклоняется от возобновления нормальных кредитных операций со своими американскими контрагентами.
Международные банки начинают обращаться со своими клиентами даже еще более жестко. Один из руководителей крупного мирового банка говорит, что кредитные линии урезаются – за исключением тех, которые предназначены самым крупным и наиболее надежным компаниям. Это делается по трем причинам. Самое важное то, что многие банки просто не располагают средствами, которые они могли бы предоставлять в кредит. Крупные потери, которые они понесли на плохих займах, выданных на своих домашних рынках, привели к сокращению капиталов, и последние остаются недостаточными даже после недавнего массированного вливания от правительств западных стран и немногочисленных смелых инвесторов. Кроме того, банки всячески стремятся сохранить наличность, хорошо понимая, какую ценность она собой представляет в нынешних условиях. Идет также переоценка рисков – даже в таких направлениях, как торговые кредиты, которые считались весьма надежными.
Именно в области кредитования азиатские банки наиболее уязвимы. Вместо того чтобы работать на широких рынках капитала, как это характерно для США и Европы, они занимаются кредитованием в наиболее традицоннных формах: это банковские займы, продажа дисконтированных дебиторских долговых обязательств и аккредитивы. Представитель одной торговой компании, работающей в Китае, говорит, что величина обеспечения, под которое выдают аккредитивы (обычно рассматриваемые как весьма надежная форма займа, поскольку речь идет о простой поставке какой-то продукции заказчику), выросла с 25 до 50% суммы кредита. Как ни странно, пользу от такого сжатия кредита извлек доллар, поскольку расчеты по заказам все чаще и чаще производятся наличными.
В посление недели участились разговоры о контейнерах с товарами, которые не могут быть отправлены в США и Европу из-за отсутствия финансирования. В самое последнее время появились сообщения, что транспортировка грузов тормозится и в другую сторону. В кругах судовых брокеров говорят об огромных объемах металлолома, предназначенного для Китая и застрявшего на Западном побережье США. Некоторые сбои в цепочке поставок являются неизбежным следствием неусточивости спроса в условиях замедления мировой экономики. Поставки восстановятся при размораживании межбанковского кредитования. Хорошим показателем существующего делового климата является спот-ставка по сделкам на контейнерные перевозки – сейчас она рухнула. Аналогичные ставки на форвардном рынке позволяют рассчитывать лишь на умеренный темп восстановления в предстоящие годы. Пока мало оснований надеяться на то, что доверие в Азии скоро возродится.
© 2008 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Дальше – больше. Две крупные китайские компании – производитель игрушек Smart Union и сталелитейная фирма FerroChina – в этом месяце объявили о дефолте, как и три гонконгские компании розничной торговли. Все они, оказавшись не в состоянии изыскать источники финансирования, стали все больше и больше задерживать оплату товарных поставок. Проблема распространяется все шире и шире, говорит региональный менеджер одной компании, занимающейся производством промышленной тары, и это все сильнее сказывается на перспективах бизнеса.
В техническом смысле банковские системы азиатских стран должны быть в достаточно здоровом состоянии для того, чтобы позволить банкам продолжать выдавать кредиты. За исключением банков Южной Кореи, Австралии и Пакистана большинство азиатских банков может финансировать все свои кредиты за счет депозитов, благодаря чему их риски значительно ниже, чем риски на перенапряженных денежных рынках. Эти банки хорошо капитализированы и прибыльны. Однако все это не стало преградой для сжатия объемов кредитования, и причиной тому – распространяющиеся страхи. Несколько недель назад китайские банки резко урезали кредитование международных банков. Эта практика была прекращена только после вмешательства правительства КНР. По меньшей мере один гонконгский банк все еще уклоняется от возобновления нормальных кредитных операций со своими американскими контрагентами.
Международные банки начинают обращаться со своими клиентами даже еще более жестко. Один из руководителей крупного мирового банка говорит, что кредитные линии урезаются – за исключением тех, которые предназначены самым крупным и наиболее надежным компаниям. Это делается по трем причинам. Самое важное то, что многие банки просто не располагают средствами, которые они могли бы предоставлять в кредит. Крупные потери, которые они понесли на плохих займах, выданных на своих домашних рынках, привели к сокращению капиталов, и последние остаются недостаточными даже после недавнего массированного вливания от правительств западных стран и немногочисленных смелых инвесторов. Кроме того, банки всячески стремятся сохранить наличность, хорошо понимая, какую ценность она собой представляет в нынешних условиях. Идет также переоценка рисков – даже в таких направлениях, как торговые кредиты, которые считались весьма надежными.
Именно в области кредитования азиатские банки наиболее уязвимы. Вместо того чтобы работать на широких рынках капитала, как это характерно для США и Европы, они занимаются кредитованием в наиболее традицоннных формах: это банковские займы, продажа дисконтированных дебиторских долговых обязательств и аккредитивы. Представитель одной торговой компании, работающей в Китае, говорит, что величина обеспечения, под которое выдают аккредитивы (обычно рассматриваемые как весьма надежная форма займа, поскольку речь идет о простой поставке какой-то продукции заказчику), выросла с 25 до 50% суммы кредита. Как ни странно, пользу от такого сжатия кредита извлек доллар, поскольку расчеты по заказам все чаще и чаще производятся наличными.
В посление недели участились разговоры о контейнерах с товарами, которые не могут быть отправлены в США и Европу из-за отсутствия финансирования. В самое последнее время появились сообщения, что транспортировка грузов тормозится и в другую сторону. В кругах судовых брокеров говорят об огромных объемах металлолома, предназначенного для Китая и застрявшего на Западном побережье США. Некоторые сбои в цепочке поставок являются неизбежным следствием неусточивости спроса в условиях замедления мировой экономики. Поставки восстановятся при размораживании межбанковского кредитования. Хорошим показателем существующего делового климата является спот-ставка по сделкам на контейнерные перевозки – сейчас она рухнула. Аналогичные ставки на форвардном рынке позволяют рассчитывать лишь на умеренный темп восстановления в предстоящие годы. Пока мало оснований надеяться на то, что доверие в Азии скоро возродится.
© 2008 The Economist Newspaper Limited
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу