МСФО «МРСК Юга» за 2016 год. Проблемы с южным акцентом » Элитный трейдер
Элитный трейдер

МСФО «МРСК Юга» за 2016 год. Проблемы с южным акцентом

22 марта 2017 Conomy

«МРСК Юга» плотно обосновалась в рядах наиболее проблемных дочек «Россетей», и существенная индексация тарифов в июле текущего года ситуацию не исправила. Против чистой прибыли годом ранее компания получила убыток в размере 1,3 млрд рублей, и ситуация не кажется легкоисправимой.

Выручка выросла всего на 3,9%, что существенно ниже, чем у других МРСК. Примерно на столько выросла выручка от передачи электроэнергии, выручка от технологического присоединения снизилась на 6%.

МСФО «МРСК Юга» за 2016 год. Проблемы с южным акцентом


С учётом очень низкой маржи, следует поискать причины: в себестоимости стоит отметить штрафы, пени и неустойки — статьи хоть в целом и несистемные, но для компании уже регулярные. За год сумма составила 1,5 млрд, что хоть и существенно, но не принципиально по той причине, что в прочих операционных доходах появилась статья «Восстановление резерва под обесценение дебиторской задолженности», которая составляет аккурат те же 1,5 млрд. Так что и неподобными несистемными статьями объясняется итоговый финансовый результат.

Можно было бы сказать, что причина в низких тарифах на передачу, и отчасти это правда. Относительно «хороших» МРСК тариф на передачу ниже, при этом себестоимость передачи и затраты на компенсацию на переданный и потерянный киловатт соответственно как минимум не ниже средних по МРСК или даже выше.

Нельзя не сказать про «южный недуг» МРСК — плохую платёжную дисциплину. Дебиторская задолженность составляет больше трети валюты баланса и растёт последние три года печально быстрыми темпами.

Таким образом, убытки — закономерный результат, и выходов, или направлений для решения проблемы, два: снижать затраты, повышая эффективность основной деятельности, или увеличивать доходы. Второе, впрочем, зависит от тарифов на передачу, определение которых не в сфере компетенций сетевой компании. Пока же результаты, мягко говоря, нестабильные.



В 2014 году на результате сказалось начисление 5,5-миллиардного резерва под обесценение дебиторской задолженности, однако и без него прибыль там не получалась.

Говорить о прибыльности компании, на непривлекательные финансовые результаты которой влияют ещё и регулярные обесценения или создание резервов, бессмысленно. Да, по основной деятельности через какое-то время могут наметиться положительные сдвиги, однако наличие внушительной дебиторской задолженности и её рост говорят о том, что и в дальнейшем мы увидим ещё много списаний безнадёжных долгов. Покрывать же невозврат будут за счёт роста долговой нагрузки или же путём новых эмиссий акций, что равно плохо. Кардинально исправить ситуацию могло бы волевое решение сверху, например, об индексации тарифов. Однако сделать это где-нибудь в Санкт-Петербурге и Ленобласти ранее было проще — там и промышленных потребителей больше, и социально-экономическая ситуация лучше, чем, скажем, в Астраханской области. Выходит, что выхода пока нет.

Как ни странно, но оценка компании по всем методам положительная. Всё дело в том, что без тех самых пресловутых непрогнозируемых обесценений дебиторской задолженности, которые ещё не раз будут, компания на бумаге может генерировать положительный денежный поток. Текущая же стоимость для МРСК такого масштаба смехотворная — порядка 2 млрд рублей. Это забавно, но даже «МРСК Северного Кавказа» стоит почти на миллиард больше, хотя отпуск электроэнергии у неё ниже более чем в полтора раза. Получить отрицательный потенциал, сравнивая если не аналогичную, то близкую по масштабу компанию с другими МРСК, стоящими в разы, а то и десятки раз больше, невозможно. Что касается оценки по модели DCF, то, повторюсь, за исключением возможных и ожидаемых обесценений дебиторской задолженности положительный денежный поток компания может генерировать.

Банкротство любой МРСК — ситуация маловероятная. Проблема редко кроется в самой компании, чаще — в том рынке, на котором она работает. Поэтому, видя любую скверную ситуацию, можно предположить, что рано или поздно должно прийти и решение. Пожалуй, это единственная идея, которая может быть в этих акциях. Повторюсь, компания стоит до смешного мало, однако, когда до неё снизойдёт волевое решение сверху и снизойдёт ли вообще — вопрос, не имеющий ответа. А потому рекомендовать акции к покупке, даже как отчаянную идейную инвестицию, — по меньшей мере смело. В том, чтобы делать это, я смысла не вижу.

https://conomy.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter