31 июля 2017 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
В конце этого года исполнится пять лет с тех пор, как США начали новую санкционную войну против России. Она стартовала до событий, связанных с Крымом и Новороссией. 14 декабря 2012 года президент США Барак Обама подписал акт, получивший название «закон Магнитского» и устанавливавший персональные санкции в отношении сотрудников российских силовых ведомств, причастных, по данным Вашингтона, к смерти в 2009 году аудитора Сергея Магнитского. Сейчас в «списке Магнитского» находятся 44 человека, которым запрещён въезд в США, их счета в американских банках заморожены.
В марте 2014 года США началась вторая серия санкций – в связи с присоединением Крыма к России и референдумом о независимости в Донецкой и Луганской областях. Это были также персональные санкции, в санкционном списке Вашингтона в настоящее время находится примерно 160 человек – государственные чиновники, руководители и владельцы компаний и банков.
В июле 2014 года стартовали так называемые секторальные санкции в отношении ряда российских оборонных, сырьевых компаний и банков. Под ограничения подпали Газпромбанк, ВЭБ, «Роснефть» и НОВАТЭК – им запрещалось делать займы в США более чем на 90 дней. Позже в санкционном списке оказались концерны «Алмаз-Антей», «Калашников», «Уралвагонзавод», «Ростехнологии», Объединённая судостроительная корпорация, Россельхозбанк, Банк Москвы, ВТБ и другие. Сегодня в секторальном санкционном списке Вашингтона числится более 400 организаций. Секторальные санкции прямо преследуют цель подрыва российской экономики, это экономическая война против России.
США также обвинили Россию в том, что она оказывает содействие в распространении ядерного оружия (оказывает помощь Ирану, КНДР и даже Сирии). Это дало основание внести в санкционный список восемь российских оборонных предприятий, в том числе «Рособоронэкспорт», корпорацию «МиГ», «Катод», КБ «Кунцево» и другие. С декабря 2016 года в США началась истерия по поводу якобы имевшего место вмешательства Кремля в американскую выборную кампанию. В персональный санкционный список в связи с этим попали руководители ФСБ и Генерального штаба РФ.
Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании заявлял, что, придя в Белый дом, он займется нормализацией американо-российских отношений. Однако новый президент США оказался повязан по рукам и ногам. Ему не только не удалось отменить санкции, но настоящие хозяева Америки заставили его много раз повторить, что санкции сохранятся до тех пор, пока Москва не «исправится» (читай: откажется от своей независимой внешней политики). Одна часть «хозяев» рассчитывает, что сумеет сломать Россию. Другая часть полагает, что антироссийские страсти помогут отвлечь внимание американцев от серьёзных внутренних проблем. Третьи готовятся к войне.
Главным инструментом антироссийской свистопляски стал Конгресс США. Еще ранней весной был подготовлен законопроект, предусматривавший ужесточение санкций. Были расширены секторальные санкции, которые затрагивают добывающую промышленность, морские и железнодорожные перевозки. Законопроект обязывает в течение шести месяцев провести детальное исследование российской элиты, её активов, аффилированных компаний, приближённых иностранных лиц. Эта база данных должна помочь Казначейству США, отвечающему за практическую реализацию санкций, перекрывать соответствующие транзакции и арестовывать активы.
А главным новшеством стало то, что законопроект лишал американского президента полномочий вводить и отменять санкции без одобрения Конгресса США. Новый законопроект был почти единодушно одобрен сенатом в июне («за» 97 голосов, «против» 2). Сенаторы решили сделать законопроект пакетным, включив в него санкции сразу против России и Ирана. Впрочем, у президента остаётся возможность не согласиться с членами конгресса, отказавшись подписывать законопроект.
25 июля стали известны результаты голосования в нижней палате: «за» 419 конгрессменов, «против» 3. Голосование в обеих палатах по указанному законопроекту – прямое свидетельство сложившегося в Америке надпартийного антипрезидентского консенсуса «Народные избранники», стремящегося максимально ограничить полномочия президента США Дональда Трампа.
Согласно требованиям указанного закона, американским компаниям и частным лицам будет запрещено кредитовать российские банки дольше, чем на 14 дней. В настоящее время этот срок составляет 90 дней. Кроме того, предлагается ограничить сроки финансирования российских компаний нефтегазового сектора. Для них будет установлен срок кредитования в 30 дней.
Вообще, вся история экономических санкций США против России насчитывает более ста лет. Ещё в 1832 году между Россией и США был подписан договор о торговле и навигации (U.S.-Russian Treaty of Navigation and Commerce или Trade Treaty). Он многократно продлевался, но в начале ХХ века в Америке началась антироссийская истерия, организованная банкиром Яковом Шиффом. В результате в 1911 году Вашингтон в одностороннем порядке денонсировал этот договор.
Санкции и блокады против Советского Союза были нормой американской политики. Ярким примером экономических санкций в период холодной войны являются поправки Джексона-Вэника, принятые Конгрессом США в 1974 году. Закончилась холодная война, исчез СССР, но они продолжали действовать против Российской Федерации и были отменены лишь в 2012 году – и то лишь потому, что им на смену пришёл закон Магнитского.
Ни у кого не должно быть иллюзий: законопроект, принятый 25 июня Конгрессом США, – надолго и всерьёз. Это не исключение, а норма политики США в отношении России, как бы наша страна ни называлась: Российская империя, РСФСР, Советский Союз или Российская Федерация.
Особенность нынешних санкций состоит в том, что они не только антироссийские, но и антиевропейские. Антиевропейская их направленность стала ощущаться уже в 2014-2015 гг. с введением секторальных санкций. Многие европейские банки и компании были вынуждены отказываться от экспортных и импортных сделок с Россией.
Принятый только что закон фактически блокирует реализацию проектов газопроводов «Северный поток-2», «Турецкий поток», которые должны обеспечивать Германию и другие страны ЕС российским газом. Европа прекрасно понимает, что поставки природного газа через транзитную территорию Украины – дело ненадёжное (риск повышения транзитных платежей, воровство газа, неизбежные технические сбои из-за устаревшего оборудования и т. п.). И американский, и европейский бизнес, который будет участвовать в проекте в качестве консультантов, подрядчиков, поставщиков и инвесторов, окажется под дамокловым мечом санкций. Поскольку принятый конгрессом закон является пакетным и касается также Ирана:он предусматривает меры по блокировке поставок газа на европейский рынок из данной страны.
Вашингтон, не стесняясь, предлагает повысить «энергетическую безопасность» Европы с помощью поставок сжиженного природного газа (СПГ) из США. При этом, забыв о догматах «рыночной экономики», Вашингтон разъясняет своим «союзникам»: безопасность стоит дополнительных денег. А вот Европа не желает платить десятки миллиардов долларов дополнительных денег (для полного замещения российского газа американским СПГ по более высоким ценам).
Вообще, если подытожить результаты санкционной войны за предыдущие годы, то видишь, что её издержки легли преимущественно на Европу, а не на Америку (табл. 1).
Табл. 1.
Доля США и стран Европейского союза в экспорте и импорте Российской Федерации (%)
За период 2013-2015 гг. доля США в экспорте и импорте Российской Федерации не только не понизилась, но, наоборот, увеличилась соответственно на 0,7 и 1,1 проц. пунктов. А вот доля стран Европейского союза снизилась: по экспорту – на 5,5 проц. пункта, а по импорту на 4,2 проц. пункта.
Кажется, Европа начинает прозревать: в этой санкционной игре она – козёл отпущения. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на днях заявил: если американцы затронут интересы ЕС, «Брюссель в срочном порядке предпримет ответные действия». Некоторые не исключают, что между США и Европейским союзом может начаться экономическая война. Де-факто она уже началась, ряд ударов по Европе из-за океана нанесен. Если взять европейские банки, то за несколько последних лет они заплатили американским финансовым регуляторам штрафы, общая сумма которых исчисляется десятками миллиардов долларов. Брюссель (Европейская комиссия) и Франкфурт (Европейский центральный банк) также стали пристальнее следить за американскими банками в Европе, но пока на столь астрономические суммы санкций Европа ещё не вышла.
Общей позиции Европы в отношении того, как реагировать на принятый закон о санкциях против России, пока нет. Воинственные заявления европейских чиновников и политиков надо делить даже не на два, а на десять. Хотя бы потому, что Америка каждый год бросает Европе кость под названием «положительное сальдо взаимной торговли». Посмотрим американскую внешнеторговую статистику за 2016 год. Взаимный товарооборот США – ЕС составил 687 млрд. долл. При этом экспорт из США в ЕС был равен 270,33 млрд. долл., а импорт – 416,67 млрд. долл. То есть активное сальдо ЕС в торговле с США составило 146,34 млрд. долл. В этом столетии сальдо взаимной торговли ЕС-США было неизменно в пользу Европы, почти никогда не опускаясь ниже планки 100 млрд. долл. Очень вкусная «кость», которой Брюссель боится лишиться. Кстати, именно эта «кость» не нравится Трампу, он считает, что Европа обкрадывает Америку. Для справки: в 2016 году «дыра» в торговом балансе США (отрицательное сальдо) составила 734,31 млрд. долл. Чуть ли не половина «дыры» возникла в результате торговли с Китаем (347,04 млрд. долл.), а Европейский союз стоял на втором месте.
Американских сторонников «торговой справедливости» особенно бесит то, что у ЕС в торговле с Россией сальдо постоянно отрицательное и очень большое. По мнению американских экспертов, получается недопустимая картина: Америка дарит Европе громадные положительные сальдо торговли, а треть этого «подарка» идёт на покрытие торгового дефицита Европы с Россией. Думаю, особенно оппортунистическую позицию по вопросу принятого закона займёт Ангела Меркель - потому что почти половина американского «подарка» достаётся Германии.
Подпишет ли Дональд Трамп принятый закон? Думаю, да. Окружение Трампа попытается его убедить, что этот закон будет тем ходом, с помощью которого президент добьётся обещанного им «торгового равновесия» с Европой.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В марте 2014 года США началась вторая серия санкций – в связи с присоединением Крыма к России и референдумом о независимости в Донецкой и Луганской областях. Это были также персональные санкции, в санкционном списке Вашингтона в настоящее время находится примерно 160 человек – государственные чиновники, руководители и владельцы компаний и банков.
В июле 2014 года стартовали так называемые секторальные санкции в отношении ряда российских оборонных, сырьевых компаний и банков. Под ограничения подпали Газпромбанк, ВЭБ, «Роснефть» и НОВАТЭК – им запрещалось делать займы в США более чем на 90 дней. Позже в санкционном списке оказались концерны «Алмаз-Антей», «Калашников», «Уралвагонзавод», «Ростехнологии», Объединённая судостроительная корпорация, Россельхозбанк, Банк Москвы, ВТБ и другие. Сегодня в секторальном санкционном списке Вашингтона числится более 400 организаций. Секторальные санкции прямо преследуют цель подрыва российской экономики, это экономическая война против России.
США также обвинили Россию в том, что она оказывает содействие в распространении ядерного оружия (оказывает помощь Ирану, КНДР и даже Сирии). Это дало основание внести в санкционный список восемь российских оборонных предприятий, в том числе «Рособоронэкспорт», корпорацию «МиГ», «Катод», КБ «Кунцево» и другие. С декабря 2016 года в США началась истерия по поводу якобы имевшего место вмешательства Кремля в американскую выборную кампанию. В персональный санкционный список в связи с этим попали руководители ФСБ и Генерального штаба РФ.
Дональд Трамп в ходе своей предвыборной кампании заявлял, что, придя в Белый дом, он займется нормализацией американо-российских отношений. Однако новый президент США оказался повязан по рукам и ногам. Ему не только не удалось отменить санкции, но настоящие хозяева Америки заставили его много раз повторить, что санкции сохранятся до тех пор, пока Москва не «исправится» (читай: откажется от своей независимой внешней политики). Одна часть «хозяев» рассчитывает, что сумеет сломать Россию. Другая часть полагает, что антироссийские страсти помогут отвлечь внимание американцев от серьёзных внутренних проблем. Третьи готовятся к войне.
Главным инструментом антироссийской свистопляски стал Конгресс США. Еще ранней весной был подготовлен законопроект, предусматривавший ужесточение санкций. Были расширены секторальные санкции, которые затрагивают добывающую промышленность, морские и железнодорожные перевозки. Законопроект обязывает в течение шести месяцев провести детальное исследование российской элиты, её активов, аффилированных компаний, приближённых иностранных лиц. Эта база данных должна помочь Казначейству США, отвечающему за практическую реализацию санкций, перекрывать соответствующие транзакции и арестовывать активы.
А главным новшеством стало то, что законопроект лишал американского президента полномочий вводить и отменять санкции без одобрения Конгресса США. Новый законопроект был почти единодушно одобрен сенатом в июне («за» 97 голосов, «против» 2). Сенаторы решили сделать законопроект пакетным, включив в него санкции сразу против России и Ирана. Впрочем, у президента остаётся возможность не согласиться с членами конгресса, отказавшись подписывать законопроект.
25 июля стали известны результаты голосования в нижней палате: «за» 419 конгрессменов, «против» 3. Голосование в обеих палатах по указанному законопроекту – прямое свидетельство сложившегося в Америке надпартийного антипрезидентского консенсуса «Народные избранники», стремящегося максимально ограничить полномочия президента США Дональда Трампа.
Согласно требованиям указанного закона, американским компаниям и частным лицам будет запрещено кредитовать российские банки дольше, чем на 14 дней. В настоящее время этот срок составляет 90 дней. Кроме того, предлагается ограничить сроки финансирования российских компаний нефтегазового сектора. Для них будет установлен срок кредитования в 30 дней.
Вообще, вся история экономических санкций США против России насчитывает более ста лет. Ещё в 1832 году между Россией и США был подписан договор о торговле и навигации (U.S.-Russian Treaty of Navigation and Commerce или Trade Treaty). Он многократно продлевался, но в начале ХХ века в Америке началась антироссийская истерия, организованная банкиром Яковом Шиффом. В результате в 1911 году Вашингтон в одностороннем порядке денонсировал этот договор.
Санкции и блокады против Советского Союза были нормой американской политики. Ярким примером экономических санкций в период холодной войны являются поправки Джексона-Вэника, принятые Конгрессом США в 1974 году. Закончилась холодная война, исчез СССР, но они продолжали действовать против Российской Федерации и были отменены лишь в 2012 году – и то лишь потому, что им на смену пришёл закон Магнитского.
Ни у кого не должно быть иллюзий: законопроект, принятый 25 июня Конгрессом США, – надолго и всерьёз. Это не исключение, а норма политики США в отношении России, как бы наша страна ни называлась: Российская империя, РСФСР, Советский Союз или Российская Федерация.
Особенность нынешних санкций состоит в том, что они не только антироссийские, но и антиевропейские. Антиевропейская их направленность стала ощущаться уже в 2014-2015 гг. с введением секторальных санкций. Многие европейские банки и компании были вынуждены отказываться от экспортных и импортных сделок с Россией.
Принятый только что закон фактически блокирует реализацию проектов газопроводов «Северный поток-2», «Турецкий поток», которые должны обеспечивать Германию и другие страны ЕС российским газом. Европа прекрасно понимает, что поставки природного газа через транзитную территорию Украины – дело ненадёжное (риск повышения транзитных платежей, воровство газа, неизбежные технические сбои из-за устаревшего оборудования и т. п.). И американский, и европейский бизнес, который будет участвовать в проекте в качестве консультантов, подрядчиков, поставщиков и инвесторов, окажется под дамокловым мечом санкций. Поскольку принятый конгрессом закон является пакетным и касается также Ирана:он предусматривает меры по блокировке поставок газа на европейский рынок из данной страны.
Вашингтон, не стесняясь, предлагает повысить «энергетическую безопасность» Европы с помощью поставок сжиженного природного газа (СПГ) из США. При этом, забыв о догматах «рыночной экономики», Вашингтон разъясняет своим «союзникам»: безопасность стоит дополнительных денег. А вот Европа не желает платить десятки миллиардов долларов дополнительных денег (для полного замещения российского газа американским СПГ по более высоким ценам).
Вообще, если подытожить результаты санкционной войны за предыдущие годы, то видишь, что её издержки легли преимущественно на Европу, а не на Америку (табл. 1).
Табл. 1.
Доля США и стран Европейского союза в экспорте и импорте Российской Федерации (%)
За период 2013-2015 гг. доля США в экспорте и импорте Российской Федерации не только не понизилась, но, наоборот, увеличилась соответственно на 0,7 и 1,1 проц. пунктов. А вот доля стран Европейского союза снизилась: по экспорту – на 5,5 проц. пункта, а по импорту на 4,2 проц. пункта.
Кажется, Европа начинает прозревать: в этой санкционной игре она – козёл отпущения. Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер на днях заявил: если американцы затронут интересы ЕС, «Брюссель в срочном порядке предпримет ответные действия». Некоторые не исключают, что между США и Европейским союзом может начаться экономическая война. Де-факто она уже началась, ряд ударов по Европе из-за океана нанесен. Если взять европейские банки, то за несколько последних лет они заплатили американским финансовым регуляторам штрафы, общая сумма которых исчисляется десятками миллиардов долларов. Брюссель (Европейская комиссия) и Франкфурт (Европейский центральный банк) также стали пристальнее следить за американскими банками в Европе, но пока на столь астрономические суммы санкций Европа ещё не вышла.
Общей позиции Европы в отношении того, как реагировать на принятый закон о санкциях против России, пока нет. Воинственные заявления европейских чиновников и политиков надо делить даже не на два, а на десять. Хотя бы потому, что Америка каждый год бросает Европе кость под названием «положительное сальдо взаимной торговли». Посмотрим американскую внешнеторговую статистику за 2016 год. Взаимный товарооборот США – ЕС составил 687 млрд. долл. При этом экспорт из США в ЕС был равен 270,33 млрд. долл., а импорт – 416,67 млрд. долл. То есть активное сальдо ЕС в торговле с США составило 146,34 млрд. долл. В этом столетии сальдо взаимной торговли ЕС-США было неизменно в пользу Европы, почти никогда не опускаясь ниже планки 100 млрд. долл. Очень вкусная «кость», которой Брюссель боится лишиться. Кстати, именно эта «кость» не нравится Трампу, он считает, что Европа обкрадывает Америку. Для справки: в 2016 году «дыра» в торговом балансе США (отрицательное сальдо) составила 734,31 млрд. долл. Чуть ли не половина «дыры» возникла в результате торговли с Китаем (347,04 млрд. долл.), а Европейский союз стоял на втором месте.
Американских сторонников «торговой справедливости» особенно бесит то, что у ЕС в торговле с Россией сальдо постоянно отрицательное и очень большое. По мнению американских экспертов, получается недопустимая картина: Америка дарит Европе громадные положительные сальдо торговли, а треть этого «подарка» идёт на покрытие торгового дефицита Европы с Россией. Думаю, особенно оппортунистическую позицию по вопросу принятого закона займёт Ангела Меркель - потому что почти половина американского «подарка» достаётся Германии.
Подпишет ли Дональд Трамп принятый закон? Думаю, да. Окружение Трампа попытается его убедить, что этот закон будет тем ходом, с помощью которого президент добьётся обещанного им «торгового равновесия» с Европой.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу