14 декабря 2008 Архив
Те, кто получает большую часть экономической информации из прессы, могли и не заметить массу важных событий, не имеющих ничего общего предварительным отчетом по бюджету и бессмысленными спорами по поводу государственных займов и налогов, с которыми предстоит столкнуться правительству Великобритании после 2015 г. Акции на Уолл Стрит в определенный момент сумели показать рост в течение 5 дней подряд, который приблизился к рекордному подъему на 25%, ознаменовавшему в свое время конец медвежьего рынка в 1932г; процентные ставки на ипотечные займы в США продемонстрировали рекордное падение; а традиционное начало праздничных продаж стало более прибыльным, чем ожидалось. При этом не обошлось без трагедии - огромная масса покупателей насмерть затоптала одного из сотрудников Wal-Mart. В Великобритании курс фунта подскочил по отношению к евро почти на 4%; в октябре существенно замедлилось падение стоимости жилья; а Selfridges и PizzaExpress, два процветающих брэнда, более влиятельных (и с более эффективным управлением), чем Woolworths, MFI или Curry's, заявили о рекордной прибыли.
Сегодня мы склоняемся к тому, что это не более чем еще один "ложный рассвет", однако, стоит задуматься над тем, что же способствовало появлению этих условных признаков финансовой стабилизации. На этот раз ответ очевиден. Ралли на мировых фондовых рынках и откат рисковых валют, например, фунта, началось 21 ноября, сразу после того, как просочилась информация о намерении Барака Обамы объявить о новых членах Министерства финансов. К тому времени, когда было объявлено о новых назначениях, подробности уже были известны - Тимоти Гайтнер, помощник министра по международным вопросам в администрации Клинтона, станет новым Министром финансов; Ларри Саммерс, министр финансов при президенте Клинтоне, станет председателем Национального совета по экономическому развитию и ведущим экономическим стратегом в Белом доме; Пол Волкер, великий председатель ФРС, которому удалось вывести мировую экономику из кризисов 1970х и 1980х, возглавит новый форум финансовой стабильности. В итоге, казалось, американская экономика окажется под "умелым руководством" компетентных экономистов, которые хорошо разбираются в финансовых рынках и имеют большой опыт управления в кризисных ситуациях, а не под контролем банкиров и бизнесменов, ставших основной причиной большинства проблем, которые к тому же практически ничего не смыслят в макроэкономике.
При нормальных обстоятельствах рост рынка, произошедший в результате утечки информации о назначениях Обамы, мог стать своего рода "покупкой на слухах, продажей на новостях". Но к тому времени, когда данная информация стала известна, у рынков появился еще более важный повод для праздника: ряд новых политических решений радикального характера, которые разительно отличаются от политики администрации Буша, повинной в развитии кризиса. Недавно стало известно о четырех таких решениях: удивительно великодушное спасение Citigroup, которое не ударило по акционерам; непосредственная покупка ФРС ипотечных облигаций, потребительских кредитов и других секьюритизированных активов на сумму почти в 1 триллион долларов (650 миллиардов фунтов); твердое обещание избранного президента предотвратить крах General Motors, Ford и Chrysler; и несколько туманное обещание увеличить государственные расходы и займы без каких-либо произвольных ограничений с целью создания 2.5 миллионов новых рабочих мест.
Несмотря на то, что обещания, связанные с увеличением рабочих мест и спасением автомобильной промышленности, вызвали наибольший интерес со стороны населения - и спровоцировали дебаты в СМИ по поводу дефицитного расходования, сопоставимые с бесплодными спорами в Британии, которые разгорелись после выхода предварительно отчета по бюджету - им не удалось захватить пальму первенства среди важных событий. Самые важные решения были приняты в отношении Citigroup и ФРС. Решение новой команды экономистов, связанное с возможностью существенного рефинансирования ФРС всего американского рынка ипотечного и потребительского кредитования сразу же спровоцировало беспрецедентное падение долгосрочных ипотечных ставок до 5.5%. Так же важно и то, что готовность ФРС оказать неограниченную поддержку ипотечным рынкам привела к немедленному увеличению объемов кредитования. Отдельные факты предполагали появление нового потока заявок на ипотечное рефинансирование, включая получение кредитов под залог увеличившейся стоимости домов, часть которых, несомненно, пойдет на потребительские расходы. И что еще важнее, решение ФРС напрямую противоречило неожиданному заявлению Генри Полсона, покидающего пост Министра финансов, о том, что он не собирается использовать государственные средства для выкупа ипотечных кредитов. Заявление г-на Полсона, как и ожидалось, спровоцировало коллапс на финансовых рынках и в секторе банковских акций, так как немного ранее он сам утверждал, что покупка ипотек была совершенно необходима для восстановления финансовой стабильности США.
Некоторое время назад второй разворот за две недели в этом отношении мог бы вызвать еще большую панику и смятение на рынке. На этот раз инвесторы здраво рассудили, что Правительство, наконец, стало действовать правильно - и, что еще лучше, г-н Полсон практически передал функции принятия решений г-ну Гайтнеру и г-ну Саммерсу. Спасение Citigroup стало еще более обнадеживающим признаком быстрой передачи экономической власти новому режиму. Все знали, что банк Citigroup, до последнего времени бывший самым крупным и самым влиятельным финансовым институтом в мире, был "слишком большим, чтобы потерпеть крах", и, следовательно, должен быть спасен Правительством. Однако условия спасения стали большой, и весьма обнадеживающей, неожиданностью. Вместо, того чтобы разорить акционеров Citi, как в случаях "спасения" Fannie Mae и AIG, которые, по сути, стали настоящей конфискацией, Министерство финансов и ФРС предоставили компании неограниченную поддержку на весьма щедрых условиях. Детали этого спасения не имеют большой экономической значимости, однако, в результате: за три дня после объявления об этих мерах акции Citi выросли больше чем в два раза - поразительный контраст с масштабным падением акций Fannie Mae and AIG на 90% сразу после их "спасения" во времена предыдущего режима Министерства финансов. И причиной таких разных результатов был не риск, взятый на себя Правительством, так как во всех трех случаях Министерство финансов приняло на себя практически неограниченные обязательства, связанные с убытками по займам, полученным указанными компаниями. Дело в цене, которую потребовали от акционеров в обмен на эти гарантии.
В случае Fannie Mae г-н Полсон придерживался мнения, что акционеры любого финансового института, нуждающегося во временной поддержке правительства, должны быть не просто подвергнуты наказанию. В качестве оплаты за такую поддержку они должны лишиться определенной части своих средств. Эти слова были подкреплены неделю спустя спасением AIG с применением таких же карательных мер. В результате этих двух "спасений", напоминающих конфискацию, акционеры банков и страховых компаний всего мира пришли к разумному выводу, что их вложения могут быть в любую минуту уничтожены росчерком пера г-на Полсона - поскольку решение о признании банка "недостаточно" кредитоспособным и, следовательно, нуждающимся в поддержке Правительства, по существу, принималось по усмотрению Министерства финансов. Не удивительно, что цены на акции всех американских банков рухнули - а за ними быстро последовали и банки других стран, так как правительства, например британское, восторженно поддержали конфискацию, проведенную американским Министерством финансов. В итоге, в скором времени вся мировая финансовая система оказалась на краю гибели. Данный процесс уже получил в народе название "Машины судного дня Генри Полсона, движение которой было приостановлено только благодаря рекапитализации, инициированной Гордоном Брауном в Британии. Единственным способом остановить Машину страшного суда было введение новой формулы государственной финансовой поддержки, которая поощряла бы и воодушевляла частных акционеров банков и страховых компаний, вместо того чтобы разорять их. Благодаря замене несведущего г-на Полсона и созданию новой финансовой модели, благоприятной для акционеров, которая направлена на будущее спасение банков, команда экономистов Обамы может, в конечном счете, сделать это. Если так и будет, то в скором времени частные инвестиции станут возвращаться в финансовые институты.
Анатоль Калецкий
По материалам Times Online
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Сегодня мы склоняемся к тому, что это не более чем еще один "ложный рассвет", однако, стоит задуматься над тем, что же способствовало появлению этих условных признаков финансовой стабилизации. На этот раз ответ очевиден. Ралли на мировых фондовых рынках и откат рисковых валют, например, фунта, началось 21 ноября, сразу после того, как просочилась информация о намерении Барака Обамы объявить о новых членах Министерства финансов. К тому времени, когда было объявлено о новых назначениях, подробности уже были известны - Тимоти Гайтнер, помощник министра по международным вопросам в администрации Клинтона, станет новым Министром финансов; Ларри Саммерс, министр финансов при президенте Клинтоне, станет председателем Национального совета по экономическому развитию и ведущим экономическим стратегом в Белом доме; Пол Волкер, великий председатель ФРС, которому удалось вывести мировую экономику из кризисов 1970х и 1980х, возглавит новый форум финансовой стабильности. В итоге, казалось, американская экономика окажется под "умелым руководством" компетентных экономистов, которые хорошо разбираются в финансовых рынках и имеют большой опыт управления в кризисных ситуациях, а не под контролем банкиров и бизнесменов, ставших основной причиной большинства проблем, которые к тому же практически ничего не смыслят в макроэкономике.
При нормальных обстоятельствах рост рынка, произошедший в результате утечки информации о назначениях Обамы, мог стать своего рода "покупкой на слухах, продажей на новостях". Но к тому времени, когда данная информация стала известна, у рынков появился еще более важный повод для праздника: ряд новых политических решений радикального характера, которые разительно отличаются от политики администрации Буша, повинной в развитии кризиса. Недавно стало известно о четырех таких решениях: удивительно великодушное спасение Citigroup, которое не ударило по акционерам; непосредственная покупка ФРС ипотечных облигаций, потребительских кредитов и других секьюритизированных активов на сумму почти в 1 триллион долларов (650 миллиардов фунтов); твердое обещание избранного президента предотвратить крах General Motors, Ford и Chrysler; и несколько туманное обещание увеличить государственные расходы и займы без каких-либо произвольных ограничений с целью создания 2.5 миллионов новых рабочих мест.
Несмотря на то, что обещания, связанные с увеличением рабочих мест и спасением автомобильной промышленности, вызвали наибольший интерес со стороны населения - и спровоцировали дебаты в СМИ по поводу дефицитного расходования, сопоставимые с бесплодными спорами в Британии, которые разгорелись после выхода предварительно отчета по бюджету - им не удалось захватить пальму первенства среди важных событий. Самые важные решения были приняты в отношении Citigroup и ФРС. Решение новой команды экономистов, связанное с возможностью существенного рефинансирования ФРС всего американского рынка ипотечного и потребительского кредитования сразу же спровоцировало беспрецедентное падение долгосрочных ипотечных ставок до 5.5%. Так же важно и то, что готовность ФРС оказать неограниченную поддержку ипотечным рынкам привела к немедленному увеличению объемов кредитования. Отдельные факты предполагали появление нового потока заявок на ипотечное рефинансирование, включая получение кредитов под залог увеличившейся стоимости домов, часть которых, несомненно, пойдет на потребительские расходы. И что еще важнее, решение ФРС напрямую противоречило неожиданному заявлению Генри Полсона, покидающего пост Министра финансов, о том, что он не собирается использовать государственные средства для выкупа ипотечных кредитов. Заявление г-на Полсона, как и ожидалось, спровоцировало коллапс на финансовых рынках и в секторе банковских акций, так как немного ранее он сам утверждал, что покупка ипотек была совершенно необходима для восстановления финансовой стабильности США.
Некоторое время назад второй разворот за две недели в этом отношении мог бы вызвать еще большую панику и смятение на рынке. На этот раз инвесторы здраво рассудили, что Правительство, наконец, стало действовать правильно - и, что еще лучше, г-н Полсон практически передал функции принятия решений г-ну Гайтнеру и г-ну Саммерсу. Спасение Citigroup стало еще более обнадеживающим признаком быстрой передачи экономической власти новому режиму. Все знали, что банк Citigroup, до последнего времени бывший самым крупным и самым влиятельным финансовым институтом в мире, был "слишком большим, чтобы потерпеть крах", и, следовательно, должен быть спасен Правительством. Однако условия спасения стали большой, и весьма обнадеживающей, неожиданностью. Вместо, того чтобы разорить акционеров Citi, как в случаях "спасения" Fannie Mae и AIG, которые, по сути, стали настоящей конфискацией, Министерство финансов и ФРС предоставили компании неограниченную поддержку на весьма щедрых условиях. Детали этого спасения не имеют большой экономической значимости, однако, в результате: за три дня после объявления об этих мерах акции Citi выросли больше чем в два раза - поразительный контраст с масштабным падением акций Fannie Mae and AIG на 90% сразу после их "спасения" во времена предыдущего режима Министерства финансов. И причиной таких разных результатов был не риск, взятый на себя Правительством, так как во всех трех случаях Министерство финансов приняло на себя практически неограниченные обязательства, связанные с убытками по займам, полученным указанными компаниями. Дело в цене, которую потребовали от акционеров в обмен на эти гарантии.
В случае Fannie Mae г-н Полсон придерживался мнения, что акционеры любого финансового института, нуждающегося во временной поддержке правительства, должны быть не просто подвергнуты наказанию. В качестве оплаты за такую поддержку они должны лишиться определенной части своих средств. Эти слова были подкреплены неделю спустя спасением AIG с применением таких же карательных мер. В результате этих двух "спасений", напоминающих конфискацию, акционеры банков и страховых компаний всего мира пришли к разумному выводу, что их вложения могут быть в любую минуту уничтожены росчерком пера г-на Полсона - поскольку решение о признании банка "недостаточно" кредитоспособным и, следовательно, нуждающимся в поддержке Правительства, по существу, принималось по усмотрению Министерства финансов. Не удивительно, что цены на акции всех американских банков рухнули - а за ними быстро последовали и банки других стран, так как правительства, например британское, восторженно поддержали конфискацию, проведенную американским Министерством финансов. В итоге, в скором времени вся мировая финансовая система оказалась на краю гибели. Данный процесс уже получил в народе название "Машины судного дня Генри Полсона, движение которой было приостановлено только благодаря рекапитализации, инициированной Гордоном Брауном в Британии. Единственным способом остановить Машину страшного суда было введение новой формулы государственной финансовой поддержки, которая поощряла бы и воодушевляла частных акционеров банков и страховых компаний, вместо того чтобы разорять их. Благодаря замене несведущего г-на Полсона и созданию новой финансовой модели, благоприятной для акционеров, которая направлена на будущее спасение банков, команда экономистов Обамы может, в конечном счете, сделать это. Если так и будет, то в скором времени частные инвестиции станут возвращаться в финансовые институты.
Анатоль Калецкий
По материалам Times Online
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу