Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Похмелье для трезвенников » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Похмелье для трезвенников

Бережливость и небольшой долг частного сектора не оградил Германию и Японию от рецессии
17 декабря 2008 Архив
Бережливость и небольшой долг частного сектора не оградил Германию и Японию от рецессии

Похмелье для трезвенников


Лауреат Нобелевской премии в области экономики в этом году Пол Кругман в 1990 году попал в самую точку, когда сначала родил, а затем забраковал идею о том, что экономический спад - это "заслуженное наказание" за излишества во время предшествующего подъема. Популярное мнение, что рецессия - это очищение, подобно похмелью после неудачной пьянки, не оставила никого равнодушным. Она позволяет несчастным потребителям из Америки и Великобритании (стран, которые делят общее горе и расплачиваются за безудержные растраты и беспечные заимствования) выудить смысл из текущего кризиса. Должно быть, сейчас в период рецессии они расплачиваются за то, что раньше сорили деньгами, рассуждают они. Однако такая логика не работает в Германии и Японии, ибо, несмотря на то, что обе эти крупные и процветающие страны не поддались соблазнам экономического подъема, им также не удалось избежать рецессии. Их миновало засилье кредитования, потребительский ажиотаж, пузыри цен на жилье и дефициты торговли - проблемы, которые охватили многие другие страны. Они вступили в фазу экономического спада с меньшим грузом долгов в частном секторе и с большими профицитами текущего счета. И все же осторожность им не помогла: обе экономики сократились во втором и третьем кварталах, и похоже, что в этом квартале падение продолжится. Согласно прогнозу ОЭСР, экономика Японии в этом году вырастет всего на 0.5%, а в 2009 году сократится на 0.1%. По их оценкам, ВВП Германии в следующем году снизится на 0.8%.

Недавно опубликованные данные подтверждают такие пессимистичные прогнозы. В ноябре индекс менеджеров по закупкам (PMI) в Германии, который служит барометром жизнеспособности производственного сектора, оказался чуть лучше показателя грешной Великобритании, но также зафиксировал рекордно низкое значение. Исследование института Ifo показало, что компании еще никогда не были настроены так пессимистично относительно краткосрочных перспектив. Иностранные заказы на машины и оборудование сократились почти на одну пятую по сравнению с прошлым годом, согласно оценке промышленной группы VDMA. В октябре резко сократились объемы розничных продаж. Экономика Японии также в плачевном состоянии. Индекс PMI в секторе обрабатывающей промышленности падает уже девять месяцев подряд и в ноябре установил новый, тревожный минимум. Продажи транспортных средств, включая автомобили, сократились больше чем на треть по сравнению с прошлым годом. Снижение экспорта привело к тому, что в августе, а затем снова в октябре, образовался дефицит торгового баланса, что является редкостью для Японии. В условиях кредитного кризиса увеличилось число банкротств. Обеспокоенный трудностями получения кредита фирмами, Банк Японии 2 декабря согласился при кредитовании коммерческих банков принимать в качестве обеспечения корпоративные облигации с большей степенью риска.

Как получилось, что эти страны так глубоко завязли в этом болоте? В то время пока отдельные потребители и фирмы в погрязшей в долгах Америке и Великобритании страдают от нехватки наличных средств и сокращают свои расходы, чтобы как-то подправить свое пошатнувшееся финансовое положение, предусмотрительные Германия и Япония должны быть более подготовленными к кредитной засухе. Наличные средства в немецких и японских компаний обычно в избытке, так как они тратят меньше, чем зарабатывают, и поэтому у них больше шансов сохранить своих работников во время спада. В Германии безработица оставалась неизменной, даже когда рост уже наблюдался во Франции, Италии и Испании. Здесь потребители не растратили все свои силы, как в остальных странах, в связи с чем должен присутствовать сдержанный спрос. Низкое потребление во время мирового экономического подъема объяснялось слабым ростом реальных заработных плат, а также осторожностью: снижение инфляции должно стимулировать реальные доходы и расходы. Проблема в том, что страны, обладающие профицитами, привыкли жить за счет расходов других. Они жертвы кредитного кризиса, но косвенные жертвы, так как страдают из-за своих зарубежных соседей, которые затягивают пояса потуже. Начиная с 2003 г., когда в мировой экономике наступили благодатные времена, развитие Японии по-прежнему сильно зависело от экспорта и инвестиций, и Германия также постепенно запутывалась в этой паутине. Немецкие фирмы наживались на раздутых кредитами потребительских бумах Америки, Британии и Испании, продавая автомобили и другие товары длительного пользования высокого качества. Сектор средств производства в обеих странах развился, благодаря инвестициям в инфраструктуру быстро растущих развивающихся стран, таких как Китай, и стран-экспортеров нефти . Поскольку потребительские расходы составляют лишь малую часть падающего ВВП Германии (если судить по стандартам процветающих стран), то внутренние инвестиции целиком зависели от продаж за рубежом. Но сейчас, когда иностранные заказы уменьшились, фирмы начали сокращать свои собственные капитальные расходы.

Откладывайте, как можно больше, на черный день, и еще больше, когда он наступит

Возможностей для роста внутреннего спроса должно быть много, но инстинкт сбережения обостряется именно в период спада. Вряд ли потребители будут увеличивать свои расходы, когда общее благосостояние падает, и они боятся, что их рабочие места займут их соседи за меньшую зарплату. В Германии и Японии фирмы также накапливают средства и точно также отдают предпочтение наличным деньгам в смутные времена. Даже состоятельность и платежеспособность кажутся недостатками. Страны-кредиторы в период спада - это убежище для капитала, но последствия такого убежища могут быть мало привлекательными. Потки инвестиций, хлынувшие в Японию, привели к укреплению иены и сокращению прибыли от экспорта, в связи с чем фирмы стали меньше инвестировать. Легкомысленные инвесторы рьяно скупают государственные ценные бумаг Германии, из-за чего доходность по облигациям снижается. Однако снижение процентных ставок не принесет пользы, если политики будут подвергать сомнению преимущества государственной финансовой помощи. Возможно, страны, которые жили не по средствам, сейчас вполне обоснованно чувствуют угрызения совести, глядя, как подъем обернулся резким падением. Страны, обладающие профицитами, в ужасе наблюдают, как те терпят бедствие. С ними не должно было этого случиться. Постоянный профицит (и дефицит тоже) текущего счета - это признак несбалансированного роста. Страны, у которых не хватает сбережений, чтобы покрыть свои капитальные расходы, отданы на милость иностранных инвесторов; страны, у которых сбережений слишком много, отданы на милость иностранному спросу. Китай получил массу критики за свой профицит текущего счета, который, по данным МВФ, в прошлом году составил $372 млрд. В то же время, совокупный профицит Германии и Японии равен ни много, ни мало $463 млрд. Если мировой экономике придется приспособиться к тому, что страны-транжиры, например Америка, станут более бережливыми, то странам с профицитами нужно будет стимулировать свои внутренние расходы. Германия, в отличие от Японии, по крайней мере, может извлечь выгоду из более низких процентных ставок: 4 декабря Европейский Центральный Банк понизил ставку на 0.75% до 2.5%. Кроме того, страна может позволить себе большие расходы на стимулирование экономики, чем запланированные на данный момент. У Японии руки связаны огромным государственным долгом. Но для начала обеим странам нужно отбросить прочь убеждение, что источник спроса должен исходить откуда-то извне.

По материалам печатного издания The Economist

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу