17 мая 2018 BitCryptoNews Кронин Олег
Российское правительство начало эксперимент по блокировке популярного ресурса на территории страны. Как и все делающееся впервые, результат усилий Роскомнадзора пока вызывает по меньшей мере недоумение. Российские социальные сети переполнены сарказмом в отношении «ковровых» отключений банковских сервисов и появления в открытом доступе заблокированных ранее порносайтов. Однако многие эксперты не видят в происходящем ничего смешного. Неудачный опыт, по их мнению, только подтолкнет власть к использованию уже опробованной в Китае модели Великой китайской стены, предполагающей ограничения работы виртуальных частных сетей и облачных сервисов. Последние действия российского регулятора подтверждают это предположение. Он уже обратился с требованием к Apple и Google убрать мессенджер из магазинов, точно так же, как в прошлом году китайское правительство потребовало от Apple убрать оттуда VPN-приложения. Apple убрал. Кроме того, Роскомнадзор усиливает давление на Amazon и Google, блокируя IP-адреса, принадлежащие управляемым ими облачным сервисам, и угрожает закрытием Facebook, отказывающемуся переносить данные российских пользователей на серверы, находящиеся на территории страны.
Несмотря на то что для России это первый опыт масштабного запрета, в мире есть много стран, власти которых прекрасно справляются с цензурой интернет-пространства.
Страны с жесткой цензурой интернета
Возможность цензуры обусловлена архитектурой экономической и коммуникационной структур в отдельных странах. Чем более они централизованы, тем легче установить контроль над сигналом. Сайт Le VPN подготовил инфографику, демонстрирующую ситуацию с интернет-цензурой в мире. Разными цветами отмечены причины цензурирования:
зеленый — для защиты традиционных социальных ценностей;
коричневый — для сохранения политической стабильности;
розовый — для обеспечения национальной безопасности.
Если заявленных причин несколько, страна попадает в зону пересечения соответствующих кругов.
Северная Корея
Проблема распространения информации онлайн в этой стране решена весьма просто. Все существующие сайты (около 5000) контролируются государством, а полный доступ к интернету имеют лишь 4% населения, по странной случайности включающие всех высокопоставленных чиновников Рабочей партии Кореи. Однако даже они не могут посетить Facebook, YouTube и Twitter. Граждане страны получают сигнал от одного провайдера Kwangmyong, дающего доступ к сайтам, почтовому сервису и корейскому аналогу социальной сети. Содержание всех ресурсов строго контролируется, а сигнал поступает по аналоговой телефонной сети, что облегчает работу контролеров.
Тем не менее Северная Корея известна активностью своих хакеров. По информации Business Insider, в армии было подготовлено около 6000 хакеров, которые в последние годы отличились массированными атаками на правительственные сайты других стран и ресурсы медиаорганизаций.
Китай
Второе место в комплексном рейтинге Le VPN занимает Китай. Арсенал китайских цензоров разнообразен — фильтрация поисковых систем, непосредственная блокировка сайтов, подчистка нежелательного контента, автоматическая замена запросов одного содержания на другое. Хотите, например, вы узнать что-нибудь о независимости Тайваня, а поисковик выдает вам пропагандистскую статью о победах Китайской народной армии.
В Китае недоступны Google и Facebook. Все еще работает Apple, но для этого компании пришлось в 2017 убрать из онлайн-магазина все приложения, имеющие даже отдаленное отношение к VPN, а также дающие возможность получать новости от международных новостных сервисов.
На недавно прошедшем 19-м съезде КПК были оглашены дополнительные ограничения на свободу 750 млн китайских пользователей, включающие запрет на стрим-видео зарубежных телеканалов, удаление с сайтов видео иностранных TV-шоу, обязательную официальную верификацию участников форумов, введение ответственности администраторов за содержание онлайн-чатов и цензуру новостных сайтов.
Саудовская Аравия
Система цензуры интернета в Саудовской Аравии также весьма эффективна. Регулятор блокирует весь контент, который считается «аморальным» по законам шариата, а вместе с ним и всю информацию, компрометирующую королевскую семью и ее действия. Положительной стороной считается тот факт, что цензура позволяет вести успешную войну с Аль-Каидой и другими террористическими группами, которые пытаются найти сторонников среди саудитов.
Уникальность Саудовской Аравии заключается в том, что цензурой там занимаются всего 25 человек. По сравнению, например, с Китаем, где в этой области заняты тысячи людей, такое количество выглядит смешным. Одним из секретов является готовность самих граждан сообщать о нарушающих строгие законы сайтах. Саудовский регулятор, по информации Bloomberg, ежедневно получает не менее 1200 запросов на закрытие тех или иных ресурсов. Наиболее активными информаторами являются студенты и ортодоксальные мусульмане.
Может ли помочь блокчейн
Уже на следующий день после решения суда о немедленной блокировке Телеграма Павел Дуров заявил о том, что будет использовать биткоин для финансирования socks5 прокси-серверов и облачных сервисов, которые помогут обходить блокировку. В серьезности намерений и стойкости Дурова можно не сомневаться. Его поведение обусловлено не только личной неприязнью к российской власти, но и наличием прочного финансового фундамента — Телеграму удалось собрать не меньше $1,7 млрд в результате проведенного не так давно предварительного ICO, и он надеется увеличить эту сумму в процессе основного размещения. Собранные деньги нужны для финансирования проекта по созданию собственной блокчейн-экосистемы.
Почему блокчейн
В идеологии блокчейна заложен значительный потенциал, реализация которого позволит во многом ослабить давление цензуры.
Занесенная в блоки информация не может быть изменена. Попав в систему, она остается там в неизменном виде до тех пор, пока система существует.
Все пользователи системы имеют равные права, если соблюдают условия, перечисленные в сетевом протоколе. Так осуществляется избирательный доступ к функциям системы и формируется независимость от моральных или политических характеристик. Блокчейн не дает возможность пользователям выбирать условия доступа.
Возможность модернизации системы без изменения основополагающих принципов равенства пользователей и резистентности к внешнему воздействию. Технология блокчейна постоянно модернизируется, и нет гарантий, что в будущем у разработчиков не возникнет соблазна ввести какие-либо новые условия, способные изменить идеологию равенства. Соблюдение принципа равенства должно стать главной задачей будущих технологических инноваций.
Реализация заложенных в блокчейне возможностей противостояния цензуре происходит все быстрее. Последние скандалы с разоблачениями Сноудена или Facebook подталкивают разработчиков искать защиту от вмешательства в их частное пространство со стороны регуляторов. Появляется все больше проектов, направленных именно на противостояние контролю за доступом к мессенджерам и контенту.
Примеры блокчейн-проектов
Еще в 2015 году появился работающий в экосистеме биткоина мессенджер, разработанный Кристофом Окупским (Krzysztof Okupski). Привязанность мессенджера к платежной системе, по словам разработчика, поставит правительства перед выбором — признать всю систему или отвергнуть ее. Если вы запретите мессенджер, вы не сможете пользоваться биткоином. Это будет непростой выбор для тех, кто получает немалые деньги на рынке биткоина. Мессенджер может устанавливаться вместе с электронным кошельком и позволяет использовать блоки для хранения и передачи сообщений. Для прочтения сообщений нужен ключ, который отправитель посылает получателю и с помощью которого система отличает текстовое сообщение от информации об операции. Стоимость передачи сообщений очень мала. Например, для передачи текста в 500 слов надо заплатить около 20 центов.
Другим перспективным проектом является создание на базе блокчейна защищенной от цензуры сети Privatix. Команда провела ICO осенью 2017. Создаваемая сеть, по словам разработчиков, позволит направить трафик по защищенным каналам, что не позволит контролировать его даже интернет-провайдеру. Разработчики уверены, что дальнейшее усложнение шифрования для защиты от цензуры не является эффективным, поскольку государственные органы все больше овладевают навыками дешифрования. Приватность можно защитить надежнее, если пользоваться особенными каналами связи, доступ к которым будет невозможен для цензоров.
С уверенностью можно сказать, что по мере усиления государственной цензуры противодействие ей будет нарастать. Ресурсы государства несопоставимы с ресурсами отдельных компаний, даже таких больших, как Apple или Google. Однако, как известно, сила не всегда является преимуществом.
https://bitcryptonews.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу