Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Таможенное оформление: как взаимодействовать с таможенными органами и остаться в «плюсе» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Таможенное оформление: как взаимодействовать с таможенными органами и остаться в «плюсе»

2 марта 2019 Пресс-релиз
Планируя влиться в ряды импортеров, многие не учитывают таких составляющих импорта, как таможенное оформление грузов. Обычно начинающие участники внешнеторговых отношений представляют себе растаможку товара как обычную процедуру вроде уплаты налогов (хотя, что уж греха таить, налоговый и бухгалтерский учет — не самые простые бизнес-процессы).

Но в реальности взаимодействие с таможней — это целый комплекс правил, ограничений, негласных и формальных принципов. Чтобы понять, как это работает, можно либо на собственном опыте ощутить всю мощь Федеральной Таможенной Службы, других государственных органов и всю сложность условий таможенного оформления, либо учиться, учиться и еще раз учиться.

Вторая составляющая ввоза товаров — это обязательные платежи: НДС (10, либо 18%), акцизы, а также процент от таможенной стоимости товаров (адвалорные пошлины), конкретная сумма за единицу товара, например, за килограмм (специфические пошлины), или и то, и другое одновременно (комбинированные таможенные пошлины). Кроме того, процесс импорта всегда сопровождается дополнительными сборами за хранение на складах (ПЗТК или СВХ).

Все это вместе влияет на себестоимость продукции, которую вы планируете продать и, конечно, остаться в «плюсе». И чтобы действительно получить выгоду от закупки товаров за границей напрямую у производителя, важно учесть все риски и найти для себя решение по их минимизации или устранению.

Что может пойти не так?

Меня часто спрашивают: «На что в первую очередь нужно обратить внимание при таможенном оформлении товара?» Сразу скажу, что нет такой «волшебной палочки» или конкретной вещи, решающей все проблемы. Взаимодействие с таможней — настолько тонкий процесс, что учитывать нужно буквально каждую мелочь на всех этапах:

Этап 1. Подготовка документов

Возможные и наиболее распространенные ошибки:

• Не оформлены разрешительные документы (сертификаты, разрешения на ввоз, свидетельства).
На многие виды товаров, например, овощи, фрукты, мясо, рыбу, а также детские вещи, одежду, пищевой пластик и изделия из него, нужно оформлять фитосанитарные свидетельства, разрешения на ввоз, либо свидетельства о госрегистрации. Часто об этих «мелочах» забывают, считая, что можно быстренько обзавестись такими бумагами и после того, как груз прибудет на таможенный пост.

Но, как правило, такие документы оформляются не день и не два, а до месяца и более при условии, что товар соответствует многочисленным нормам законодательства РФ или Таможенного союза.

Последствия: Пока вы оформляете недостающие документы, ваш груз находится на складе временного хранения, а его себестоимость увеличивается, ведь за хранение нужно платить. Бывали случаи, когда стоимость размещения на СВХ приближалась к закупочной цене самого товара. И, конечно, невнимательное отношение к нюансам будет стоить вам упущенной выгоды, недовольных клиентов и других малоприятных вещей.

• Контракт подготовлен без учета рисков и дополнительных затрат.
Например, вы не обратили внимание на условия поставки по Инкотермс 2010 и согласились на то, что доставку до порта отгрузки будете оплачивать вы, посчитав эти расходы незначительными или не вникая в детали и термины. Или ваш поставщик взял на себя обязанности страхования груза до прибытия на таможенный пост, а вы не запросили у него копии страхового полиса, не зная, что это может пригодиться.

Последствия: В первом случае ваша беспечность может обернуться увеличением суммы таможенных пошлин, ведь логистическая составляющая нередко учитывается при расчете таможенной стоимости товара. Во втором — вам придется подождать, пока ваш иностранный партнер пришлет вам копию страхового полиса, а до тех пор отложить старт продаж.

• Вы забыли оформить или запросить один из основных документов, к числу которых относится: копия контракта, инвойс, упаковочный лист, коносамент (при морских перевозках) или товаротранспортная накладная (при сухопутной транспортировке), приложения к договору (спецификация), отчет о переводе оплаты, паспорт сделки и т.д.

Последствия: получая эти документы с опозданием, вы тратите время, которое, как известно, бесценно.

Этап 2. Подача декларации

Ошибки, которые могут обойтись слишком дорого:

• Попытка «обойтись без лишней волокиты и сделать вид, что вы везете другой товар, на который не нужно оформлять никаких свидетельств и разрешений». Например, напорные водопроводные трубы теоретически можно задекларировать как «трубы, трубки и шланги прочие из пластмасс».

Последствия: штраф за недостоверное декларирование товара — наиболее вероятный исход такого маневра. Вероятность обнаружения нарушения очень высока.

• Незадекларированные товары в контейнере.
Многие иностранные поставщики даже и не подозревают о том, что невинный, на первый взгляд, презент в виде дорогого алкоголя, уложенного в контейнер в качестве сюрприза, или нескольких экземпляров товара «в подарок» ведет к тому, что вас попросту оштрафуют за недостоверное декларирование.

Этап 3. Уплата пошлин

Здесь я расскажу о том, почему таможенные платежи могут равняться 100 и более % от стоимости товара, и как этого избежать.
Размер таможенной пошлины, чаще всего, зависит от таможенной стоимости товара. Что это такое? Это цена, фактически уплаченная за товар или подлежащая уплате. Казалось бы, все просто.

Смотрим, сколько стоит товар, высчитываем процент от этой суммы и платим. Но на деле существует, во-первых, 6 методов расчета этой самой стоимости, а, во-вторых, — система управления рисками. Она-то и является основной «головной болью» импортёра.

Почему? Система управления рисками — это инструмент борьбы с демпингом на государственном уровне. Поэтому стоимость каждого ввозимого товара находится под пристальным вниманием таможни и сравнивается со значениями «риска». Например, стоимости по сделкам с идентичными или однородными товарами с одинаковой страной происхождения.

В результате, сравнение может оказаться не в вашу пользу. Например, вы везете метизы по цене 1 $/кг, а «риск» на них — 1,5 $/кг. Значит, вас попросят заплатить пошлины на основании значения «риска», а не реальной стоимости. Понятно, что при таком условии себестоимость в итоге окажется выше, а выгода — ниже. Как же сделать так, чтобы таможня учитывала вашу цену, а не свои данные?

Ответ прост — оптимизировать таможенные платежи. Однако сама процедура не совсем проста, а возможностей ее реализации на практике у рядового импортера не так уж и много. Если говорить открыто, то шансов «договориться» с таможней при подачи первой декларации практически нет, поэтому для оптимизации платежей применяются особые, тщательно продуманные схемы.

Чтобы научиться самостоятельно импортировать товары с выгодой для себя, можно пройти предварительное обучение на специальных курсах, семинарах, изучить законодательство, читать бизнес-литературу по ВЭД. И, наконец, при больших объемах построить собственный ВЭД-отдел.

Второй вариант таможенного оформления с минимизацией рисков (во всех смыслах этого слова) — обращение к таможенному представителю, специализирующемуся на оптимизации таможенных пошлин. Кроме того, отдавая таможенное оформление на аутсорсинг, можно избежать:
Проблем с оформлением разрешительной документации;
Штрафов за нарушения таможенного законодательства;
Растягивание сроков таможенного оформления.

Каждый импортер, основываясь на своем опыте и структуре бизнес-процессов, должен сам выбрать, по какому из путей пойти.

/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу