20 мая 2019 Живой журнал Лежава Александр
В прошедшие выходные можно было увидеть довольно любопытную заметку «Черные списки переполнены: банки блокируют всех» (https://news.mail.ru/economics/37242400/). Всё, о чем говорится в ней, правильно по своей сути, но… Мнение так называемых экспертов Банк России не интересует, поэтому они могут говорить, но «мегарегулятор» на их слова реагировать не будет. Это вкратце.
Говоря о проблеме блокировки счетов банками «по подозрению в желании» более подробно, а это действительно серьезнейшая проблема, которая, как представляется, будет лишь усугубляться, стоит отметить ряд моментов, о которых в данной заметке не упоминалось. Дело в том, что это взгляд на проблему извне, тогда как взгляд изнутри позволяет дополнить общую картину происходящего.
Проблема заключается в том, что в дополнение к Федеральному закону №115-ФЗ Банк России за прошедшие годы выпустил более полусотни различных положений, писем, разъяснений, методических рекомендаций и прочих документов, которые творчески расширили и углубили его в полном соответствии с аналогичным американским законом FATCA. Банк России тщательно выполняет установки своих реальных хозяев.
По большей части формально это лишь некие рекомендации, которые банк может принять к сведению и использовать в своей деятельности. В реальности же за более чем четверть века работы в банковской сфере сложно припомнить какие-либо «рекомендации», которые не были бы обязательны к исполнению банками. Если банк осмелится не следовать «рекомендациям» «мегарегулятора», то его могут по тому или иному поводу оштрафовать, ограничить в проведении тех или иных операций, а то и вовсе отозвать лицензию. Поэтому не стоит воспринимать «рекомендации» Банка России действительно как рекомендации, фактически – это приказ к действию, за неисполнение которого коммерческим банкам грозит наказание вплоть до высшей меры.
В подобных условиях говорить, что банки «перестарались» или проявляют «чрезмерное рвение», не вполне корректно. Коммерческие банки (о государственных и окологосударственных структурах здесь речь не идет, поскольку все звери равны, но некоторые из них самые равные) вынуждены бороться за свое существование, поскольку топор антиотмывочного закона постоянно нависает над их шеей. Делая выбор между своим собственным существованием и своими клиентами, они после прихода нынешнего руководства Банка России чем дальше, тем больше делают выбор в свою пользу. Как известно, своя рубашка ближе к телу, и принцип «умри ты сегодня, а я –завтра» никто не отменял.
Рассчитывать на то, что поправки Минфина в сам закон что-то изменят, рядовым клиентам и банкам не приходится. Изменения в закон могут быть внесены, но это лишь общая канва, дьявол кроется в деталях, а именно их, как мы видели раньше, выпускает Банк России. Какие-то мелочи вроде сроков предоставления клиентами сведений в банк могут измениться, но станет только хуже. Достаточно вспомнить, что после официально вроде бы как завершившейся «расчистки» банковского поля в нынешних планах до конца года лицензии должны будут лишиться около полусотни коммерческих банков.
Самый простой способ Банка России для отзыва лицензии – это придраться к нарушениям в исполнении банком закона №115-ФЗ. Два предписания и можно отзывать лицензию. Нравится это банкам? Наверняка нет, поэтому они будут и дальше закручивать гайки в отношении своих клиентов.
Наглядное свидетельство того, что такой подход Банк России устраивает, это отсутствие каких-либо наказаний для банков, блокирующих счета и суммы добропорядочных клиентов. Когда компании жалуются на это в центральный банк, тот обычно подобно Понтию Пилату умывает руки, заявляя, что не вмешивается в текущую деятельность банков. Созданная Банком России и Росфинмониторингом комиссия по реабилитации, оправдавшая полторы тысячи клиентов, это ничто в масштабах всей страны, где счет «черных меток» идет на сотни тысяч компаний.
В созданной в последние годы Банком России обстановке банкам проще подозревать и блокировать счета всех, кто хоть как-то отличается от общей массы, чем разбираться в характере их деятельности. К тому же в значительной степени они в результате всемерного урезания затрат на оплату персонала они на это в подавляющем большинстве и не способны.
Изменения в законе №115-ФЗ, возможно, как-то и изменят текущую ситуацию, но ожидать чего-то существенного от них не приходится. Для этого необходимо гораздо более кардинальные перемены вроде изменения общей политики Банка России, исполнительной и законодательной власти в отношении малого и среднего бизнеса. Ожидать этого, к сожалению, пока не приходится. Пока же, на словах поддерживая весь этот малый бизнес, в практической жизни их шаги направлены на дальнейшее его удушение.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Говоря о проблеме блокировки счетов банками «по подозрению в желании» более подробно, а это действительно серьезнейшая проблема, которая, как представляется, будет лишь усугубляться, стоит отметить ряд моментов, о которых в данной заметке не упоминалось. Дело в том, что это взгляд на проблему извне, тогда как взгляд изнутри позволяет дополнить общую картину происходящего.
Проблема заключается в том, что в дополнение к Федеральному закону №115-ФЗ Банк России за прошедшие годы выпустил более полусотни различных положений, писем, разъяснений, методических рекомендаций и прочих документов, которые творчески расширили и углубили его в полном соответствии с аналогичным американским законом FATCA. Банк России тщательно выполняет установки своих реальных хозяев.
По большей части формально это лишь некие рекомендации, которые банк может принять к сведению и использовать в своей деятельности. В реальности же за более чем четверть века работы в банковской сфере сложно припомнить какие-либо «рекомендации», которые не были бы обязательны к исполнению банками. Если банк осмелится не следовать «рекомендациям» «мегарегулятора», то его могут по тому или иному поводу оштрафовать, ограничить в проведении тех или иных операций, а то и вовсе отозвать лицензию. Поэтому не стоит воспринимать «рекомендации» Банка России действительно как рекомендации, фактически – это приказ к действию, за неисполнение которого коммерческим банкам грозит наказание вплоть до высшей меры.
В подобных условиях говорить, что банки «перестарались» или проявляют «чрезмерное рвение», не вполне корректно. Коммерческие банки (о государственных и окологосударственных структурах здесь речь не идет, поскольку все звери равны, но некоторые из них самые равные) вынуждены бороться за свое существование, поскольку топор антиотмывочного закона постоянно нависает над их шеей. Делая выбор между своим собственным существованием и своими клиентами, они после прихода нынешнего руководства Банка России чем дальше, тем больше делают выбор в свою пользу. Как известно, своя рубашка ближе к телу, и принцип «умри ты сегодня, а я –завтра» никто не отменял.
Рассчитывать на то, что поправки Минфина в сам закон что-то изменят, рядовым клиентам и банкам не приходится. Изменения в закон могут быть внесены, но это лишь общая канва, дьявол кроется в деталях, а именно их, как мы видели раньше, выпускает Банк России. Какие-то мелочи вроде сроков предоставления клиентами сведений в банк могут измениться, но станет только хуже. Достаточно вспомнить, что после официально вроде бы как завершившейся «расчистки» банковского поля в нынешних планах до конца года лицензии должны будут лишиться около полусотни коммерческих банков.
Самый простой способ Банка России для отзыва лицензии – это придраться к нарушениям в исполнении банком закона №115-ФЗ. Два предписания и можно отзывать лицензию. Нравится это банкам? Наверняка нет, поэтому они будут и дальше закручивать гайки в отношении своих клиентов.
Наглядное свидетельство того, что такой подход Банк России устраивает, это отсутствие каких-либо наказаний для банков, блокирующих счета и суммы добропорядочных клиентов. Когда компании жалуются на это в центральный банк, тот обычно подобно Понтию Пилату умывает руки, заявляя, что не вмешивается в текущую деятельность банков. Созданная Банком России и Росфинмониторингом комиссия по реабилитации, оправдавшая полторы тысячи клиентов, это ничто в масштабах всей страны, где счет «черных меток» идет на сотни тысяч компаний.
В созданной в последние годы Банком России обстановке банкам проще подозревать и блокировать счета всех, кто хоть как-то отличается от общей массы, чем разбираться в характере их деятельности. К тому же в значительной степени они в результате всемерного урезания затрат на оплату персонала они на это в подавляющем большинстве и не способны.
Изменения в законе №115-ФЗ, возможно, как-то и изменят текущую ситуацию, но ожидать чего-то существенного от них не приходится. Для этого необходимо гораздо более кардинальные перемены вроде изменения общей политики Банка России, исполнительной и законодательной власти в отношении малого и среднего бизнеса. Ожидать этого, к сожалению, пока не приходится. Пока же, на словах поддерживая весь этот малый бизнес, в практической жизни их шаги направлены на дальнейшее его удушение.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу