Выведет ли новый "майский указ" экономику России на траекторию роста? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Выведет ли новый "майский указ" экономику России на траекторию роста?

7 июля 2019 Нордеа Банк Евдокимова Татьяна
Инфраструктурные проекты в рамках майского указа президента призваны ускорить рост экономики до более чем 3%, начиная с 2021 года. Мы провели анализ предыдущих инфраструктурных проектов в России для того, чтобы оценить их влияние на экономический рост.

Анатомия майского указа

Немногим более года назад президент РФ Владимир Путин подписал майский указ, в котором определилось направление экономического развития России до 2024 года. К текущему моменту правительство разработало более детальный план, раскрывающий структуру финансирования и сроки реализации национальных проектов, направленные на выполнение целей майского указа.

Одной из целей текущего майского указа является увеличение традиционно низкой доли инвестиций в ВВП (20-22%) в России и вывод российской экономики на новую траекторию роста за счет увеличения инвестиций. Предыдущий указ, принятый в 2012 году во время прошлого срока полномочий Путина, был направлен на ускорение экономики РФ за счет роста потребления, которое, в свою очередь, должно было быть увеличено благодаря повышению уровня жизни населения (в особенности тех, кто занят в сферах образования и медицины). Второй приоритетной целью было улучшение государственного управления и военной сферы. На наш взгляд, новый майский указ, имеет более высокий потенциал для структурной трансформации российской экономики ввиду высокой доли финансирования, направленного на развитие инфраструктуры (44% от общего объема расходов), повышение экологических стандартов (16%) и цифровизацию экономики (6%).

1. Структура финансирования национальных проектов в рамках майского указа
(общая сумма близка к 25 трлн. рублей в целом до 2024 года)

Выведет ли новый "майский указ" экономику России на траекторию роста?


В плане по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры (25% от общей суммы финансирования национальных проектов) наибольшее внимание уделено развитию автомобильных (самая большая доля финансирования) и железных дорог, а также улучшению портовой инфраструктуры.

2. Структура финансирования проектов по модернизации инфраструктуры
(общая сумма близка к 6,5 трлн. руб. в целом до 2024 года)



Риски, способные помешать выполнению майского указа

В то время как развитие инфраструктуры является довольно понятным и необходимым направлением экономической политики в России, помешать успешной реализации текущего государственного плана по улучшению инфраструктуры, на наш взгляд, может целый ряд рисков:

Сроки планирования и согласования по большинству проектов являются довольно растянутыми, в результате чего фактическое строительство в рамках этих проектов будет начато только в 2021 году. Тщательное планирование, безусловно, является важным этапом, однако растущие риски замедления мировой экономики и его влияние на нефтяные цены вполне могут сместить приоритеты в расходовании государственных средств к 2021 году на более актуальные вопросы в случае ухудшения экономической ситуации.
Крупнейшие инициативы майского указа (проекты по инфраструктуре, безопасности дорожного движения и экологии) в основном финансируются не из федерального бюджета, а из других источников. Так, при реализации проектов по экологии и инфраструктуре государство рассчитывает на привлечение частного финансирования, а проект по улучшению безопасности и качества дорог будет финансироваться преимущественно из региональных бюджетов. Успешное привлечение частного капитала для финансирования государственных проектов вряд ли можно назвать гарантированным.

3. Источники финансирования государственных проектов


Источники финансирования государственных проектов

Несмотря на то, что майский указ был подписан президентом более года назад, а с момента утверждения детальных паспортов проектов прошло более 6 месяцев, до сих пор практически невозможно определить, в каких регионах будет потрачена треть выделенных средств на государственные проекты. Кроме того, некоторые из проектов, которые уже включены в план развития инфраструктуры, до сих пор обсуждаются (например, правительство все еще выбирает приоритетный маршрут для строительства высокоскоростной железной дороги: из Москвы в Казань или из Москвы в Санкт-Петербург, хотя первоначальный план включал первый вариант). В рамках финансирования, которое имеет четкое географическое распределение, ключевыми бенефициарами плана модернизации инфраструктуры являются Центральный регион, Поволжье и Дальний Восток. Это означает, что довольно значительная часть развития инфраструктуры по-прежнему сосредоточена в регионах, где инфраструктура уже развита лучше, чем в среднем по стране.

Краткосрочное влияние на экономический рост

К текущему моменту доходы федерального бюджета увеличились практически на 14% г/г, в то время как расходы бюджета выросли только на 3% г/г в январе-мае. Увеличение налоговой нагрузки после повышения НДС с 18% до 20% в начале 2019 года в значительной степени улучшило показатель доходов бюджета. Однако эти деньги, выведенные из экономики, до сих пор не были эффективно использованы, в том числе из-за медленного выполнения майского указа. В результате, за первые пять месяцев текущего года профицит федерального бюджета достиг 2.7% от ВВП, что является самым высоким показателем с 2010 года. Медленный рост бюджетных расходов в начале года является одной из возможных причин слабых экономических показателей в начале года (ВВП вырос всего на 0.5% г/г в I квартале).

4. Доходы и расходы федерального бюджета в 2019 году (совокупный рост с начала года, г/г)


Источник: Росстат

Долгосрочное влияние на экономический рост

Майский указ в настоящее время рассматривается как основной драйвер вывода российской экономики на более высокую траекторию роста (чуть выше 3% начиная с 2021 года по сравнению с текущим уровнем около 1.5%). Тем не менее, даже грубые подсчеты указывают на то, что достичь такого ускорения экономического роста будет трудно. В статье МВФ отмечается, что увеличение инвестиций в инфраструктуру на 1% от ВВП помогает увеличить размер экономики на 1.5% на 5-летнем горизонте. При применении данного мультипликатора к запланированным майским указом объемам инфраструктурных инвестиций можно сделать вывод, что теоретически инфраструктурные проекты способны вывести Россию на траекторию роста в 3%, но для достижения этой цели необходимо максимально эффективно и своевременно использовать доступные ресурсы. Исследователи МВФ сообщают, что мультипликативный эффект больше при реализации проектов за счет привлечения долгового финансирования, а за счет налогов. Российское правительство выбрало второй вариант.

Идея мультипликационного эффекта основана на гипотезе о том, что лучшая инфраструктура будет создавать вторичные эффекты для роста за счет более активного развития бизнеса. Этот эффект, однако, довольно трудно оценить. Кроме того, непонятно, действительно ли экономика способна устойчиво двигаться к более высокой траектории роста благодаря только лучшей инфраструктуре. Мы попытались выявить вторичные эффекты роста в регионах, которые в прошлом получали выгоду от инфраструктурных проектов в России (особенно в связи с Олимпиадой в Сочи 2014 года и Чемпионатом мира по футболу 2018 года). Мы также проанализировали, как развитие инфраструктуры влияет на экономический рост в регионах России в сравнении с производительностью труда, капиталовложениями и динамикой рабочей силы.

Олимпийские игры в Сочи способствовали росту региональной экономической активности, а долгосрочные эффекты от проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году пока рано оценивать.

Россия потратила огромные деньги (около 10 млрд. долл.) на подготовку к зимней Олимпиаде, которая прошла в Сочи в 2014 году. Значительная часть этой суммы была потрачена на региональную инфраструктуру. В результате, инвестиции в основной капитал в Краснодарском крае (регион, где расположен город Сочи) в 2007-11 гг. ускорились значительно быстрее, чем в среднем по России. Такое увеличение инвестиций может являться причиной значительно опережающего роста промышленного производства в Краснодарском крае с 2010 года, сначала в преддверии, а затем и после Олимпиады (График 5). Отметим, что Сочи - это только часть Краснодарского края, экономическая активность в котором поддерживается также за счет развития сельского хозяйства, в особенности после российских контрсанкций в 2014 году. Тем не менее, Олимпийские игры стали важным драйвером экономической активности в Краснодарском регионе. Это подтверждает и оборот розничной торговли в Краснодарском крае, рост которого в 2013-16 гг. был более высоким, чем в среднем по России. Несмотря на это, стоит отметить, что положительный эффект от Олимпиады на оборот розничной торговли в регионе постепенно ослабевает.

5. Динамика промышленного производства в Краснодарском крае и России г/г (фильтр Ходрика-Прескотта)


Источник: Росстат

6. Динамика розничных продаж в Краснодарском крае и России г/г (скользящее среднее за 1 год)


Источник: Росстат

Чемпионат мира по футболу 2018 года является более свежим примером развития региональной инфраструктуры в России, чем Олимпийские игры, и оценивать его долгосрочные последствия для экономики пока рано. Тем не менее, с начала 2015 года средний рост промышленного производства в 11 регионах, которые участвовали в проведении ЧМ-2018, был выше среднего значения по всей стране. Однако стоит отметить, что большинство этих регионов исторически являются экономически развитыми, поэтому с доступными в настоящее время данными по-прежнему трудно понять, было ли ускорение промышленного производства в этих регионах результатом именно инфраструктурных инвестиций в преддверии Чемпионата мира.

7. Средняя динамика промышленного производства в России и регионах, принимавших участие в Чемпионате мира 2018 года, г/г


Источник: Росстат

Строительство дорог необходимо, но недостаточно для устойчивого роста экономики.

Мы изучили влияние различных факторов (динамика численности рабочей силы, производительности труда и капитальных вложений) на динамику валового регионального продукта (ВРП) в 71 субъекте Российской Федерации. В качестве прокси для инфраструктурных инвестиций мы выбрали рост плотности и протяженности автомобильных дорог, однако ни плотность дорожного полотна, ни рост протяженности дорог не оказались значимыми факторами в регрессии, объясняющей динамику ВПР, в то время как производительность труда и рост численности рабочей силы оказались крайне важными. На графике 8 показано, что более быстрый рост ВРП в регионе, чем в среднем по стране, в период с 2017 по 2012 год не был связан с более быстрым ростом плотности дорожного полотна за этот период.

8. Разница между динамикой ВРП и плотностью дорог в регионах и средним значением по России между 2012 и 2017 годами


Источник: Росстат

Инфраструктурные инвестиции в регионах с уже высокой экономической активностью могут оказывать меньшее влияние на ускорение ВРП.

Проведенный регрессионный анализ также показал, что положительное влияние роста инвестиций в основной капитал на ускорение ВРП значительно выше в регионах со слабо развитой инфраструктурой. Существующие исследования (МВФ 2014) объясняют этот факт с помощью закона убывающей отдачи от капитала (при росте капитала уменьшается его предельная доходность). С учетом того, что значительная часть майского указа ориентирована на регионы с развитой инфраструктурой, влияние инфраструктурных проектов на экономический рост может быть ограничено.

В целом такие факторы, как производительность труда, инвестиции в основной капитал и рост населения, имеют чрезвычайно важное значение для устойчивого ускорения экономического роста. В то же время создание одной только инфраструктуры едва ли достаточно для устойчивого роста российской экономики.

https://nexus.nordea.com (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter