Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Стальной дайджест: 28 июня 19 – 5 июля 19 » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Стальной дайджест: 28 июня 19 – 5 июля 19

8 июля 2019 NZT RUSFOND
Очередной месяц завершился на мировом рынке стали с неоднозначными результатами. С одной стороны, снижение цен на стальную продукцию, по большей части, приостановилось, а в некоторых регионах даже сменилось некоторым ростом. Но, с другой, это происходило на фоне очередного подорожания железной руды и усиливающихся опасения по поводу перспектив мировой экономики.

За последнюю неделю обстановка на российском рынке листового проката практически не изменились. Стоимость российской стальной продукции за рубежом тоже пока сохраняет стабильность.

Российский рынок проката строительного назначения ненадолго застыл в ожидании. Наступило 1 июля, после чего строительной отрасли предстоит работать в новых условиях.

В Китае происходит нечто несусветное и не до конца понятное. С одной стороны, достаточно данных о том, что темпы роста в национальной экономике и промышленности снижаются. Уже 11 месяцев продолжается спад в китайском автопроме. Однако, с другой, выплавка стали в стране в январе-мае превысила показатель аналогичного периода прошлого года более чем на 10% и не собирается сокращаться, хотя в годовом эквиваленте экстраполированный показатель зашкаливает за миллиард тонн!

Но давайте заглянем внутро, вглубь! Стальной Дайджест, поехали!

Сталь и Ресурсы

Стальной дайджест: 28 июня 19 – 5 июля 19


Как сообщает ОЭСР (организация экономического сотрудничества и развития), в 2018 г. баланс на мировом рынке стали улучшился благодаря выведению из эксплуатацию значительных мощностей по выплавке стали в Китае и расширению спроса на стальную продукцию, но в ближайшее время ситуация может снова ухудшиться.

В 2019-2021 гг. в различных странах мира ожидается ввод в строй еще около 88-110 млн. т в год новых мощностей, что приведет к увеличению этого показателя в глобальном масштабе на 4-5%. В то же время, темпы роста потребления стальной продукции падают из-за замедления мировой экономики.

Китай произведет 940 млн. тонн стали в 2019 году, по сравнению с 928 млн. в прошлом году, сообщается в прогнозе правительства Австралии, опубликованном в понедельник.

Этот год, вероятно, станет рекордным для китайского производства стали, так как Министерство промышленности, инноваций и науки прогнозирует, что в 2020 году объем производства снизится до 930 миллионов тонн, а годом позже – 926 млн. тонн.

В то время как вероятность пика производства стали в Китае звучит несколько угрожающе для производителей железной руды, в отчете также ожидается, что мировое производство стали в основном останется на прежнем уровне: в этом году ожидается 1805 млн. тонн, в 2020 году – 1806 млн. тонн, а в 2021 году – 1808 млн. тонн. Небольшое снижение производства в Китае компенсируется ростом производства в Индии: в этом году ожидается 114 млн. тонн, а к 2021 году – до 130 млн. тонн.

По данным ассоциации CSLPC, которая ежемесячно определяет значение индекса purchasing managers’ index (PMI) для китайской металлургической промышленности, значение этого показателя по итогам июня опустилось до 48,2 пунктов по сравнению с 51,0 в мае. Это означает, что участники рынка ожидают спада на национальном рынке стали.

Большинство отраслевых субиндексов также оказались ниже границы в 50 пунктов, которая отделяет прогнозируемый рост от снижения. В частности, продолжается ухудшение показателей новых внутренних и экспортных заказов.

Фьючерсы на китайскую сталь подешевели в среду, поскольку в ряде сталелитейных агломераций Китая были сняты ограничения на производство металлопродукции, что вызывает опасения продолжения нового витка перепроизводства, который окажет дополнительную поддержку рекордно высоким ценам на железную руду.

Самый активно торгуемый октябрьский контракт на арматуру на Шанхайской фьючерсной бирже упал на 1,5 процента до 4 001 юаня (примерно 581,15 доллара США) за тонну в начале торгов, добавив к потерям вторника еще 1,1 процента и отступив от более чем восьмилетнего максимума в 4 148 юаней, который наблюдался в понедельник.

Горячекатаный прокат подешевел на 1,6 процента до 3 867 юаней за тонну, оторвавшись от своего рекордного максимума в 4 049 юаней, который также упал в понедельник.

Сентябрьский контракт на добычу железной руды на Далянской товарной бирже вырос на 2,8 процента до 911,5 юаня за тонну, что является самым высоким показателем с момента запуска теста в 2013 году.

Биржевая железная руда более чем удвоила свою стоимость в этом году, так как запасы в портах по всему Китаю упали до самого низкого с начала 2017 года.

Однако, в четверг фьючерсы на железную руду в Китае резко подешевели, взяв передышку после пятидневного ралли, которое подтолкнуло цены на сталеплавильное сырье к максимальным за последние пять лет.

Руда с содержанием 62 процентов железа с поставкой в сентябре подешевела на Даляньской товарной бирже на 5,1 процента до 856 юаней (примерно 124,54 доллара США) за тонну, а затем закрылась на 3,8 процента ниже цены открытия торгов на уровне 868 юаней.

По прогнозу Департамента промышленности, инноваций и науки Австралии, в 2019 г. национальный экспорт железной руды составит 814 млн. т против 835 млн. т в 2018 г. Это будет первое снижение данного показателя с 2001 г.

Как отмечает Департамент, еще в марте текущего года специалисты прогнозировали на текущий год увеличение внешних поставок до 867 млн. т. Однако тропический циклон Вероника, обрушившийся на западное побережье Австралии в конце марта, нанес значительный ущерб портовой и железнодорожной инфраструктуре. Компании Rio Tinto и BHP были вынуждены уменьшить плановые объемы поставок ЖРС на текущий год.

В связи с этим австралийские аналитики прогнозируют, что цены на железную руду в 2019 г. будут выше, чем ожидалось, а дороговизна этого сырья сохранится на больший срок, чем ожидалось, так как снижение поставок высококачественного материала из Бразилии и Австралии нечем компенсировать, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

В течение следующих пяти лет Индия планирует инвестировать в инфраструктуру 1,5 триллиона долларов, что может поддержать рост спроса на сталь в среднесрочной перспективе.

Федеральный бюджет, объявленный 5 июля в индийском парламенте, предусматривает рост спроса на сталь примерно на 7 процентов в 2019-20 гг. в основном за счет расходов на инфраструктуру.

Однако, производители стали в Индии оказались разочарованы, поскольку не было объявлено о существенном увеличении импортных пошлин, за исключением импорта слитков из нержавеющей стали и легированной стали.

Российские игроки



Правительство России согласовало решение о введении временного квотирования экспорта металлолома. С 1 июля по 31 декабря 2019 г. на территории страны будет действовать количественное ограничение на поставки отходов и лома чёрных металлов (код 7204 ТН ВЭД) в государства, не являющиеся членами ЕАЭС.

Минпромторг России подписал шесть специнвестконтрактов с автопроизводителями. Специальные инвестиционные контракты (СПИК) заключены с компаниями «Фольксваген», «Джи Эм Автоваз», «Автотор», «ПСМА», «Тойота» и «Вольво». Об этом сообщается на сайте ведомства.

Реализация инвестиционных проектов в рамках подписанных СПИКов будет способствовать стабильному долгосрочному росту выпуска автомобилей и обеспечит дополнительную загрузку производителей автокомпонентов.

В Москве резко уменьшилось количество инвесторов, желающих вкладывать деньги в строительство жилья, за первое полугодие 2019 г. в столице выдали почти в четыре раза меньше разрешений на строительство, чем год назад.

За первое полугодие 2019 г. в Москве было выдано 86 разрешений на строительство. Это в 3,7 раза меньше, чем за тот же период 2018 г. (319 разрешений) и на 28% ниже, чем в первой половине 2017 г. (119).

В России с 1 июля вступили в силу новые правила строительства жилья с привлечением средств граждан. В соответствии с новыми правилами, девелоперы не смогут продавать квартиры напрямую дольщикам. Все расчеты будут производиться через специальные эскроу-счета.

В июне ж/д отгрузки стального проката и труб основными предприятиями металлургической отрасли российским потребителям и на экспорт составили 5,09 млн тонн. В годовом исчислении отгрузки выросли на 3,2%.

При этом поставки на внутренний рынок составили 3,28 млн тонн ( +8,5%), а отгрузки на экспорт – 1,81 млн тонн ( -5,2%).

В целом за январь-июнь отгрузки продукции достигли 31,75 млн тонн, что на 2,2% ниже уровня прошлого года. При этом поставки российским потребителям составили 19,64 млн тонн (+7,1%), а отгрузки на экспорт – 12,11 млн тонн (-14,3%).

В июне ж/д перевозки по России черных металлов (без металлолома и отраслевых перевозок РЖД) составили 6,22 млн тонн.

В годовом исчислении объемы перевозок снизились на 0,1%.

При этом поставки на внутренний рынок составили 3,88 млн тонн ( +5,6%). Отгрузки на экспорт – 1,89 млн тонн (-10%). Поступления по импорту – 358,7 тыс. тонн (-2,7%).

В целом за январь-июнь объемы перевозок достигли 38,9 млн тонн, что на 0,7% ниже уровня 2018 года.

При этом внутрироссийские перевозки составили 23,3 млн тонн (+7,3%). Поставки на экспорт – 13,23 млн тонн (-9,8%), а поступления по импорту – 1,8 млн тонн (-20,6%).

Мечел направил предложения по изменению графика платежей по долгу своим основным государственным банкам-кредиторам, сообщила финансовый директор компании Нелли Галеева в ходе собрания акционеров.

В свою очередь, генеральный директор Мечела Олег Коржов отметил, что компания рассчитывает перенести сроки погашения, так как видит затруднения с выплатой тела долга. При этом сегодня Мечел без задержек выплачивает проценты. “Надеемся, что договоримся с банками и отложим погашение долга на более поздний период”, — сказал он.

Украинская Межведомственная комиссия по международной торговле установила антидемпинговые пошлины на импорт некоторых видов проката с антикоррозионным покрытием из России и Китая.

Ставка для российской продукции составляет 47,57%, а для китайской — 22,78%.

Глобальные игроки



Загрузка мощностей в металлургической отрасли США снизилась до полугодового минимума. По данным American Iron and Steel Institute (AISI), в последнюю неделю июня средний уровень загрузки мощностей в национальной металлургической промышленности составил 79,5%, впервые с января текущего года опустившись ниже 80%-ной отметки.

Министерство торговли США заявило о планах ввести пошлины в размере до 456% на некоторые виды стали, которые экспортируются из Вьетнама для обхода американских пошлин в отношении Южной Кореи и Тайваня.

По официальным данным, импорт стали из Вьетнама в США значительно увеличился после введения пошлин на товары из Южной Кореи и Тайваня. Так импорт коррозионно-устойчивой стали из Вьетнама в США увеличился на 332%, а импорт холоднокатанной стали — на 916%.

В рамках повторного расследования импорта горячекатаных рулонов Министерство торговли США продолжает корректировать антидемпинговые пошлины для поставщиков данной продукции из различных стран. Исследуется импорт в период 2016-2017 гг.

Как сообщает Министерство, в ходе проведения расследования не было выявлено никаких фактов демпинга со стороны турецких металлургических компаний. В связи с этим для них отменяются антидемпинговые пошлины, установленные в 2016 г. на уровне 4,15-6,77%.

Британская компания Liberty Steel, входящая в промышленную группу GFG Alliance, официально закрыла сделку по приобретению у ArcelorMittal ряда активов в семи европейских странах.

Всего в собственность британской группы перешли два металлургических комбината ArcelorMittal Ostrava (Чехия) и ArcelorMittal Galati (Румыния), а также прокатные предприятия ArcelorMittal Skopje (Македония), ArcelorMittal Piombino (Италия), ArcelorMittal Dudelange (Люксембург) и ArcelorMittal Liege (Бельгия, две производственные линии). Кроме того, в число приобретаемых активов вошли пять сервисных металлоцентров в Италии и Франции. Объем сделки составил 740 млн. евро.

Благодаря этому приобретению под контроль Liberty перешли предприятия совокупной мощностью более 10 млн. т проката в год. Теперь GFG Alliance может ежегодно выпускать до 18 млн. т стальной продукции в Европе, США и Австралии.

По данным британской прессы, компания Liberty Steel подала заявку на приобретение большей части активов обанкротившейся British Steel, за исключением проектного бюро TSP Projects, которое специализируется на крупных строительных проектах в сфере энергетики и транспортной инфраструктуры.

Помимо Liberty, интерес к покупке British Steel в целом проявляют еще, как минимум, два участника торгов — индийская JSW Steel и китайская компания, предположительно, Hebei Iron & Steel.

Компания ArcelorMittal Brazil временно сократила свои производственные мощности по меньшей мере на 2,5 млн тонн из-за плохих рыночных условий.

Горнодобытчики



На июль в РФ по плоскому прокату прогнозируется рост от 500 до 1000 руб/т в горячекатаном прокате с пролонгацией до сентября; рост от 1000 руб/т на холоднокатаный прокат с эскалацией в августе; сезонный рост в оцинкованном прокате.

Более сложная ситуация в арматурном прокате, так как рекордный рост внутреннего рынка относительно цены паритетов (более пяти месяцев) вызывает напряженность, и одновременно высокая цена вторичного рынка идут в противовес. В течение месяца наблюдался дефицит низко производительного сортамента, отсутствие отдельных диаметров в среднем прокате. РЭМЗ встал на плановый ремонт. Технологическая поломка на ТЭМПО, ограниченный объем проката еще у ряда производителе создали потенциал к дальнейшему росту.

Экспортные котировки на прошедшей неделе соответствовали следующим уровням: стоимость квадратной заготовки составляет 420 $/т (FOB Черное море); стоимость горячекатаного рулона составляет 490 $/т (FOB Черное море); стоимость холоднокатаного рулона составляет 565 $/т (FOB Черное море).

Руда, по-видимому, еще достаточно долго останется дорогостоящей. Чтобы развернуть ее в сторону понижения, нужно либо сокращение выплавки стали в Китае, либо увеличение импорта ЖРС. А лучше — и то, и другое одновременно. Но #$@ там!