3 апреля 2009 Архив
Часть 1
В преддверии саммита G-20 звучат призывы к реформированию международной валютно-финансовой системы с целью укрепления ее стабильности и урегулирования дисбалансов в мировой экономике.
Не обходится без формирования контр-позиций. Кто-то считает, что быстрый пересмотр существующих правил позволит восстановить доверие к финансовой системе, а кто-то наоборот, заявляет, что кризис — не лучшее время для реформ.
Попробуем систематизировать материал, готовящийся к саммиту.
Идея № 1 – создание единой мировой валюты.
Активных сторонников создания единой мировой валюты становится все больше. Главенствующее мнение: нынешняя система мировой расчетной и резервной валюты является недемократичной, а рынок мировой валюты неконкурентным и нецивилизованным.
В качестве альтернативы: обращается внимание на «валюту МВФ» - SDR, по принципу которой предлагается создать наднациональную резервную валюту, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.
Конечно, создание единой мировой валюты, вопрос не ближайшего дня, а отдаленного будущего, отсюда более актуальной становится другая идея: доллар США уже не может быть единственной резервной мировой валютой.
Идея № 2 – необходимость множественности резервных валют.
В данном вопросе каждый регион пытается заявить о себе. В Пекине, например, считают, что альтернативой доллару США может стать юань, который активно используется при расчетах в Юго-Восточной Азии. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива несколько лет рассматривает вопрос введения своей региональной валюты. Называется 2010 г. Страны Южной и Латинской Америки достаточно давно показывают пример взаиморасчетов в национальных валютах.
В принципе, на роль резервных валют претендуют и евро, и рубль.
Однако расширение перечня валют, используемых в качестве резервных, требует принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров и создания специфических региональных систем, способствующих снижению волатильности обменных курсов таких резервных валют.
Важно, что идея эта ведет к необходимости и возможности диверсификации валютной структуры резервов и операций национальных банков и международных финансовых организаций.
Конечно, все это весьма болезненно для таких сложившихся финансовых центров как Нью-Йорк и Лондон.
Идея № 3 – реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка.
Идея № 1 о создании единой мировой валюты логичным образом привела к идее изменения роли МВФ на мировой арене. Отсюда представляется целесообразным рассмотреть роль данной организации в создании этой самой мировой валюты. По сути, инициатива такова (в российской трактовке): придание Международному валютному фонду или иной международной организации статуса эмитента «суперрезервной валюты» (или «наднациональной валюты»).
Что касается реформирования МВФ, то предлагается в краткосрочной перспективе завершить проводимую реформу квот и голосов, имея в виду перераспределение голосов и квот в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся государств.
О кредитовании. В настоящее время государства обеспокоены тем, что МВФ, давая кредит, ставит условия, из-за которых многим странам трудно пользоваться его кредитными механизмами, не нарушая своих планов развития.
Кроме этого, предлагается создать региональные фонды и механизмы финансирования экономического развития и преодоления кризисов, капитал которых формировался бы за счет средств стран того или иного региона.
Идея № 4 - реформирование рынков.
Включает унификацию стандартов бюджетной политики государств, создание единых мировых правил госрегулирования финансовых рынков, способствующих согласованным действиям по сдерживанию спекулятивных сделок и операций (особое внимания обращается на так называемые короткие продажи и другие необеспеченные и маржинальные сделки).
Идея № 5 – супер-идея», логически вытекающая из идеи № 4 и всех остальных идей - создание мирового регулятора.
А, по сути - оставить все как есть.
Естественно, эта идея принадлежит США. Министерство финансов во главе с Т. Гейтнером уже готовит предложение о создании единого регулятора, роль которого должна выполнять Федеральная резервная система США.
Б. Обама как обычно выразился пафосно: «Если мы снова направим невидимую руку рынка в соответствии с высшими принципами, наши рынки воспрянут, наша экономика вновь начнет процветать, и Америка уже в новом столетии опять поведет за собой мир, как она делала это в прошлом веке».
В заключение об одной интересной мысли, которую высказал президент Д. Медведев. Предлагается по итогам Лондонского саммита созвать международную конференцию, по результатам которой будут согласованы основные параметры мировой финансовой архитектуры и приняты международные конвенционные соглашения в отношении нового мирового финансового порядка. Не что иное, как призыв к конкретике, дабы не получилось так: «поговорили и разошлись». Заметим, что предыдущий саммит G-20 в Вашингтоне, несмотря на громкие прогнозы, так и не стал «новым Бреттон-Вудсом».
В качестве приложения ниже приведен текст предложений к саммиту G-20 с официального сайта президента России Д. Медведева. Кто-то, конечно, пытается говорить, что смысл инициатив России состоит в комплексе мер по борьбе с «финансовым монополизмом США», который «надо сдержать сейчас», и что этот тезис в мировой политике развивался в 2004—2009 годы преимущественно руководством Ирана и Венесуэлы. Тем не менее. В данной ситуации, возможно, надо воспользоваться правилом «проси больше, все равно дадут меньше». Да и «карта слезу любит».
Текст.
«Реформирование мировой финансовой системы регулирования должно идти по следующим основным направлениям.
1. Повышение легитимности и результативности международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе в целях обеспечения совместности и совместимости экономических стратегий отдельных государств. На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров. Но чтобы новый многополярный мир не стал непредсказуемым, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений. Поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов.
2. Укрепление устойчивости мировой финансовой системы путем развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров.
3. Формирование современной системы управления рисками, адекватной степени развития финансовых технологий.
4. Формирование системы стимулов к рациональному поведению участников финансовых рынков, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей.
В этом контексте мы поддерживаем решение Вашингтонского саммита о необходимости воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и экономическому эгоизму.
Мы поддерживаем идею взаимодействия МВФ и ФФС в вопросах раннего предупреждения кризисов и идентификации и смягчения системных рисков и уязвимых мест. Считаем, что исследования этих организаций в отношении имеющихся слабых мест и рисков должны быть объединены в совместный доклад, который будет выходить на регулярной основе, обсуждаться на заседании МВФК или "Группы-20" и затем публиковаться. Приветствуем намерение МВФ пересмотреть Программу оценки финансового сектора (FSAP) с целью включения анализа в рамках FSAP в механизм надзорной практики МВФ и консультаций по статье 4 Устава Фонда. Считаем принципиально важным четко определить возможный порядок использования "карты финансовых рисков" и "глобального кредитного реестра", которые в определенных обстоятельствах сами по себе способны вызвать кризисные явления.
По вопросам адекватности и достаточности капитала финансовых институтов мы поддерживаем линию на увеличение общих требований к капиталу. При этом особое внимание следует уделять его структуре и оценке образующих его элементов. Повышение требований к капиталу должно учитывать защиту конкурентоспособности национальных финансовых институтов и не усугублять сегодняшние проблемы с кредитованием.
В целом поддерживаем направленность на поиск решений, уменьшающих различия в регулировании существующих секторов финансового рынка. Целесообразно больше внимания уделить возможностям формирования моделей регулирования, построенных не по принципу деления или объединения видов деятельности, а по принципу регулирования рисков финансового рынка, в частности рисков финансовой устойчивости и недобросовестной деятельности. Дополнительное внимание следует уделить тем институтам и инструментам, которые не входят в сферу регулирования.
Существенным вопросом является проблематика вознаграждений (компенсаций) в финансовом секторе. Поддерживаем распространение "лучшей практики" корпоративного управления на финансовые институты. Важно повысить ответственность менеджмента публичных компаний перед своими акционерами, жестко обуславливать подбор руководителей финансовых организаций критериями профессиональной компетенции и опытом управления рисками. Системы оплаты труда должны стимулировать оценку рисков и ориентировать на достижение стабильных положительных результатов».
Часть 2
Основные идеи, имеющие место быть и развиваться, были систематизированы в первой части данной статьи. Продолжим рассматривать процесс их актуализации, а также обратим внимание на тех, кто оказывается в стане приверженцев.
Идея № 1 – создание единой мировой валюты.
К России присоединился Китай, который готов обсуждать на саммите G-20 альтернативу USD. Управляющий НБК Ч. Чжаочуань завил о необходимости постановки цели - создания резервной валюты, не связанной с каким-либо государством, способной сохранять стабильность в долгосрочной перспективе, и ликвидирующей недостатки, присущие национальным валютам, основанным на кредитах.
Однако при этом Китай акцентировал внимание на необходимости глобального контроля, что само по себе актуализирует, прежде всего, идею № 5.
Необходимо отметить, что в самой России мнения представителей официальной власти резко контрастируют между собой. К примеру, председатель правительства В. Путин выразил неверие в возможное появления новой мировой валюты, так как, по его мнению, американские финансовые и политические власти никогда не пойдут на то, чтобы сдать позиции USD. Логично. Сами – никогда, только под воздействием. Но какова должна быть сила этого воздействия? Хотя возможен другой случай: размежевание интересов финансовой и политической власти, конкретнее, ФРС США и администрации Б. Обамы, поскольку интересы финансовой власти, по большоу счету, не концентрируются в отдельно взятой экономике.
Министр финансов РФ А. Кудрин считает, возможности материализации идеи есть, но этак лет через 30.
Идея № 2 – необходимость множественности резервных валют.
Полет фантазии здесь безграничен. К примеру, казахстанский лидер Н. Назарбаев предложил ввести единую валюту Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). МИД РФ считает это разумным.
Идея № 3 – реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка.
Активистом продвижения данной идеи с намеком на идею № 1 выступает Дж. Сорос. По его мнению, перед такими организациями как Международный валютный фонд стоит новая задача - защитить периферийные страны от шторма, созданного в промышленно развитом мире, поскольку если периферийным экономикам позволят обанкротиться, это причинит ущерб и промышленно развитым странам. Напомним, что метафоры типа «шторма», «периферии» и «центра» всегда были в ходу у Дж. Сороса. Вспомним хотя бы 1998 г. и Азиатский кризис. Каковы предложения по защите? Увеличить резервы МВФ в целях оказания помощи нуждающимся и осуществить «мягкий» переход к SDR в международных расчетах. А по сути – закрыть глаза на то, за что критикуют МВФ, и, наоборот, наделить его большей властью.
Идея № 4 - реформирование рынков.
Данную идею пропагандируют как первостепенную премьер-министр Великобритании Г. Браун и канцлер Казначейства А. Дарлинг. Кокретнее: считают приоритетами банковской реформы стабилизацию финансового сектора, помощь кредиторам в освобождении балансов от токсичных долгов, вливание в банки нового капитала, принуждение хедж-фондов к раскрытию инвестиций и торговых позиций для оценки рисков, а также создание структуры регулирования, которая предотвратит повторение нынешнего кризиса. Обратите внимание, снова озвучивается идея № 5.
Идея № 5 – супер-идея», логически вытекающая из идеи № 4 и всех остальных идей - создание мирового регулятора. Напомним, что на должность такого регулятора «метит» ФРС США :-)))
По мнению Китая: поскольку USD на данный момент все же является основной валютой, обслуживающей мировые инвестиции и торговлю, стоит сосредоточиться на усилении контроля уже существующей финансовой системы
Часть 3
Напомним, что основные идеи, имеющие место быть и развиваться, были систематизированы в первой части данной статьи, а затем содержательно рассмотрены во второй.
Продолжим рассматривать процесс их актуализации, сопровождая поступающую информацию собственными размышлениями (вплоть до новой идеи № 6).
Вначале нельзя не отметить активность в высказываниях и предупреждениях всемирно известного Дж. Сороса: «Если участники саммита не выступят с конкретными мерами по поддержке экономик на периферии мировой финансовой системы, мы снова увидим резкий обвал мировых рынков. То же самое произошло 10 февраля 2009 г., когда власти США не смогли предложить конкретные меры для рекапитализации банковской системы». Однако, по большому счету, миллиардера (которого кто-то называет инвестором, а кто-то – спекулянтом) интересует развитие идеи №3 – «реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка», о чем будет сказано ниже в соответствующем пункте.
Итак, конкретнее о развитии идей.
Идея № 1 – создание единой мировой валюты.
Ранее мы указывали на то, что активистами в продвижении данной идеи являются Китай, Россия и Казахстан. Неофициально (а как иначе?) поддерживает идею даже Япония, не говоря уже о таких прародителях идеи как Иран, Куба, Венесуэла и Боливия.
Что удивительно (хотя ничего удивительного и нет), данная идея понравилась МВФ. Причина: возможность взять власть в свои руки и стать «регулятором», если финансовый мир поверит в «честность» SDR. Однако, учитывая опасность разногласий с США, представители МВФ подчеркивают, что создание наднациональной валюты - долгосрочный вопрос, заслуживающий серьезного изучения и рассмотрения.
Выпады против USD не остались незамеченными в США, тем более что размещение государственных облигаций идет со скрипом. В дело вмешался Б. Обама, оскорбленный происходящим и провозгласивший на весь мир: «Сегодняшняя сила доллара связанна с тем, что инвесторы считают США сильнейшей экономикой мира, а американскую политическую систему - самой стабильной».
Вот так то. И нет вам никакого кризиса. Что до сегодняшнего дня – так вот оно, возрождение, уже близко. Естественно, что и нет надобности в другой глобальной резервной валюте.
В общем, наступил тот момент истины, который наконец-то сплотил администрацию, Минфин и ФРС США. Как в песне поется: «Мы смело в бой пойдем… и как один умрем».
Отсюда – диалог на саммите не будет простым, а результат будет обычным, только с налетом скандальности. За два-три дня такие вопросы не решаются. Да и официальные лица США демонстрируют оборону. Хотя высказываются мнения о том, что развитые страны будут пытаться убедить государства с избытком накоплений бескорыстно использовать свои ресурсы для борьбы с кризисом в обмен на то, что США откажутся от резервного статуса своей валюты. Фантастика. Даже если это будет так, то процесс завершится только первой частью «обмена».
Единственным, что может материализовать идею создания новой резервной валюты, так это заинтересованность ФРС США, которая возможна в том случае, если ФРС найдет достойную замену своему источнику прибылей. Пока альтернатив нет, либо они находятся в стадии разработки.
Идея № 2 – необходимость множественности резервных валют.
Из последних сообщений.
«В начале марта на конференции, организованной Институтом международных политических исследований (Institute for International Policy Studies), специальная группа, в которую входят бывшие высокопоставленные чиновники из Министерства финансов и ЦБ Японии, выпустила доклад о переходе к единой азиатской валюте».
«На днях Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Объединенные арабские эмираты, Кувейт, Бахрейн и Катар провел очередное заседание. При этом решение о введении единой валюты стран Персидского залива, которое было намечено на будущий год, отложено «до выяснения обстоятельств».
Рассматривая тему, стоит обратить внимание на следующее. Нет никакой необходимости в том, чтобы в мире была одна валюта. Наднациональная валюта лучше лишь с точки зрения того, чтобы исчезли рыночные колебания, и Центробанки были бы вынуждены унифицировать свою политику. Но существует два «НО». Во-первых, это привело бы к сужению пространства для маневров при осуществлении денежно-кредитной политики, во-вторых, к существенному ограничению прибылей «института маркетмейкеров».
Идея № 3 – реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка.
Как уже говорилось ранее, активистом продвижения данной идеи с намеком на идею № 1 выступает Дж. Сорос. При этом делает это «политически грамотно».
По словам Дж. Сороса, помочь G-20 добиться успеха может президент США Б. Обама, если он предложит многократно (в 2-3 раза и более) увеличить средства МВФ, что сделает Фонд глобальным кредитором последней инстанции. В общем, надо для начала собрать деньги с мира, а затем решить вопрос с ежегодным выпуском SDR, например, на сумму $250 млрд до тех пор, пока не завершится рецессия мировой экономики. Однако: ничего нет более постоянного, чем временное. И снова то же самое – взять деньги у одних, а дать – другим. Коммунизм какой-то, с учетом того, что такое уже имеется в несколько другой форме на рынке государственных облигаций США.
Идея № 4 - реформирование рынков.
Особенно интересного в плане развития данной идеи в последнее время не прозвучало, а если такое имеется, то носит скорее местечковый характер. А зря.
Идея № 5 – «супер-идея», логически вытекающая из всех остальных идей - создание мирового регулятора. Еще раз напомним, что на должность такого регулятора «метит» ФРС США.
Причем эта идея – единственная, которая не обрастает «ракушками». Для ФРС она выгодна еще и потому, что, как уже говорилось в пункте №1, «единственным, что может материализовать идею создания новой резервной валюты, так это заинтересованность ФРС США, которая возможна в том случае, если ФРС найдет достойную замену своему источнику прибылей. Пока альтернатив нет, либо они находятся в стадии разработки».
Однако думается, что «процесс разработки» идет полным ходом, поскольку существует высокая вероятность того, что если США не удастся выполнить свои обязательства и помочь миру выйти из кризиса, страна утратит статус господствующей финансовой власти, и ее, эту самую власть необходимо либо переместить в пространстве, либо облачить в новые одежды. И по сути, ФРС США в настоящий момент необходимо спасти собственную шкуру, а не «экономику США». Вот в этом то и разница в позициях Б. Обамы и ФРС, которые пока поют одну песню.
Идея № 6 – новая фантастическая идея с намеком на «Палату № 6».
Идея состоит в том, чтобы выпустить не облигации ФРС США, намеки на которые уже имеются, а акции. И распространить их по всему миру. Пусть стоимость их сформируется на рынке, и пусть будет у каждого возможность их купить. Получится этакое открытое акционерное общество мирового масштаба. По крайней мере, если бы жив был О`Генри, то обязательно бы взял эту идею на вооружение, для нового рассказа.
Часть 4
К началу саммита G-20 финансовый мир пришел с результатами, хорошо отраженными в докладе Всемирного банка о том, что текущий глобальный кризис имеет наихудшие последствия со времен Второй мировой войны. Отмечается, что с ноября 2008 г. наблюдается стремительное падение глобального спроса, торговли и промышленного производства, а также сокращение потоков капитала по всему миру. Вывод: «Это в высокой степени синхронизированный глобальный кризис».
А теперь продолжим рассмотрение идей, с которыми вплотную подошли к саммиту G-20 его участники: Европейский союз и 19 государств - Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Италия, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония.
Сразу отметим, что проект заключительного документа саммита, подготовленный председательствующей Великобританией, уже вызвал неудовольствие. Президент Франции Н. Саркози назвал содержание проекта «фальшивыми компромиссами». При этом аналитическая пресса, похоже, окончательно запуталась либо действует «по наводке», распространяя информацию о том, что «Франция добивается введения более жесткого международного контроля за работой финансового рынка. Однако эту идею резко отвергает британский премьер и США, считающие, что необходимо и дальше продолжать накачивать деньгами финансовую систему и не видящие надобности в создании глобального регулирующего органа, как предлагает французская сторона» (цитата).
Стоит заметить, что как раз идею о создании регулятора (в нашей классификации - идею № 5) продвигает Т. Гейтнер. Что касается «накачки» деньгами, то соответствующие структуры США и Великобритании в настоящий момент уже обеспокоены по поводу последствий. И британцы, пожалуй, единственные, кто мыслит не «глобально», а чисто технически, предлагая обратиться к конкретике реформирования рыночного законодательства. Для примера, проект заключительного документа состоит из рекомендаций, среди которых:
регулирование деятельности хедж-фондов;
ограничение схем вознаграждения для финансовых менеджеров;
борьба с налоговыми оффшорами;
увеличение капиталов банков;
«слежка» за курсами финансовых инструментов;
регулирование рейтинговых агентств.
Между тем, как видно, интрига «грамотно» закручивается вокруг единого регулятора.
Из заявления заместителя управляющего Резервного банка Индии и сопредседателя рабочей группы G-20: «Главная проблема состоит в том, что финансовое регулирование и надзор пока что имели исключительно национальный характер, хотя международные финансовые институты выросли до огромных размеров».
А что касается идеи № 1 о создании единой мировой валюты взамен USD, то она уже настолько обсуждаема на каждом углу, что страсти по ней могут попросту перегореть (хотя идея, конечно, справедлива и имеет право на существование). Тем более что страсти эти уже встретили сильное противодействие со стороны США. Да и есть другой вопрос, который призван разбавить «заваруху» вокруг финансового кризиса – вопрос наступательных вооружений.
Понятно, что саммит G-20 обещает быть сложным. По-другому в данной ситуации и быть не может, учитывая, что кардинальные предложения исходят от России, но при этом Б. Обама и Д. Медведев до саммита видели друг друга только на экране телевизора. Планируемая встреча лидеров пройдет при закрытых дверях и «ограничениях» для прессы. Единственным источником информации, по всей видимости, станет улыбка Б. Обамы, которая ровным счетом ничего не поведает конкретного.
Хотя конкретику уже преподнес министр финансов США Т. Гейтнер, который, отвечая на вопрос об идее создания новой глобальной валюты, сказал, что «доллар будет оставаться основной мировой резервной валютой на протяжении долгого времени, и во всех вопросах, связанных с обменными курсами валют, в наших интересах, чтобы доллар оставался сильной валютой».
Возможно, он и прав, и не стоит торопить события, поскольку рано или поздно с долларом произойдет катастрофический обвал. Главный вопрос в том, когда это произойдет. Некоторые ждут «чуда» в ближайшее время, но вряд ли коллапс наступит так скоро. Самое простое объяснение данной позиции в том, что необходимо время, чтобы «отработать» до конца экономический цикл (например, по теории Кондратьева). А для этого необходимо не меньше года.
Часть 5
Самое расхожее мнение в отношении итогов саммита G-20: «не стал провалом».
Естественно, данное мнение предполагает равное количество тех, кто «доволен», и тех, кто разочарован. Отсюда – неопределенность. Попробуем разобраться.
Как мы указывали в предыдущих статьях, большинство идей, рожденных к саммиту, были обречены на «провал» ввиду несоответствия «теорий» реальным масштабами проблем. За кулисами осталось противостояние США и всех остальных.
Что решено?
1. Центробанкам и регуляторам предстоит разработать детальные схемы контроля над крупными международными банками. Форум финансовой стабильности, корригирующий действия регуляторов во всем мире, заявил, что «контролеры» будут встречаться как минимум раз в год, чтобы обсудить линию поведения в связи с кризисом в том или ином крупном банке, который может негативно отразиться на глобальной экономике.
2. Страны G-20 выделят на поддержку мировой экономики $5 трлн к 2010 г. По линии международных финансовых институтов на борьбу с кризисом будет выделено $1,1 трлн. Бюджет МВФ должен быть увеличен втрое - до $750 млрд. Интересно, что Китай внесет в МВФ $40 млрд, а Евросоюз и Япония - по $100 млрд. Не уточнено, как именно будут проведены эти вливания - через покупку облигаций МВФ или в виде займов. Скорее всего, через покупку облигаций, потому от Китая не так много и просят, дабы не обострять вопрос американских долговых бумаг. Деньги должны пойти на программу МВФ для восстановления кредитования, стимулирования экономического роста и создания рабочих мест в мировой экономике.
3. Участники договорились «решительно» покончить с так называемыми «налоговыми оазисами», которые не делятся информацией с налоговыми службами, а также с банковской тайной как таковой. При этом Г. Браун пообещал «по горячим следам» опубликовать согласованный на саммите список соответствующих стран. Санкции ожидают Коста-Рику, Малайзию, Филиппины и Уругвай. Однако при этом в «черный список» не попали такие страны как Швейцария и Лихтенштейн. Что касается Гонконга и Макао, то за «своих» вступился Китай. Естественно, вне списка оказались принадлежащие Великобритании Каймановы, Бермудские и Норманнские острова, от которых попросили «большей открытости». Не зря ведь на саммите председательствовала Великобритания.
4. Участники намерены привести к жесткому регулированию хедж-фонды, являющиеся, по сути, банковскими «теневиками». В качестве регулятора предлагается специальное агентство, создаваемое при содействии МВФ. Здесь вопросов значительно больше, чем ответов.
5. Более жесткому регулированию и проверке на конфликт интересов будут подвергнуты рейтинговые агентства.
6. Участники высказались за установление единых международных правил банковской отчетности, а также единых правил по очистке балансов банков от проблемных активов.
7. Критике подверглись вознаграждения топ-менеджеров, «ответственных за кризис» и, как говорится, «на будущее».
8. Рынок деривативов будет жить и процветать: кому война, а кому и мать родная.
Вместо заключения. Президент США Б. Обама выразил удовлетворение итогами саммита лидеров стран G-20: «Мы завершили очень продуктивный саммит, который - и я в это верю - станет поворотным пунктом в борьбе с мировым экономическим кризисом».
Спасибо за внимание. Теорема доказана.
Послесловие «на посошок». По предложению России, страны G-20 договорились предпринять все усилия для проведения сбалансированной монетарной политики и вернуться к вопросу введения новой резервной валюты, и в рамках МВФ, и в рамках G-20.
Следующий саммит G-20 намечен на осень. Есть предложения по поводу Нью-Йорка и Токио.
Думается, что к этому времени состоится «показательное» выступление на фондовых рынках, а посему очередной саммит пройдет «мирно». И только после него, этак через полгода - год, появятся вопросы, какова же все-таки форма мировой рецессии: U-образная, V-образная или W-образная? Высока вероятность буквы W.
Аналитик МФХ FIBO Group, Кашина Елена
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В преддверии саммита G-20 звучат призывы к реформированию международной валютно-финансовой системы с целью укрепления ее стабильности и урегулирования дисбалансов в мировой экономике.
Не обходится без формирования контр-позиций. Кто-то считает, что быстрый пересмотр существующих правил позволит восстановить доверие к финансовой системе, а кто-то наоборот, заявляет, что кризис — не лучшее время для реформ.
Попробуем систематизировать материал, готовящийся к саммиту.
Идея № 1 – создание единой мировой валюты.
Активных сторонников создания единой мировой валюты становится все больше. Главенствующее мнение: нынешняя система мировой расчетной и резервной валюты является недемократичной, а рынок мировой валюты неконкурентным и нецивилизованным.
В качестве альтернативы: обращается внимание на «валюту МВФ» - SDR, по принципу которой предлагается создать наднациональную резервную валюту, эмиссия которой будет осуществляться международными финансовыми институтами.
Конечно, создание единой мировой валюты, вопрос не ближайшего дня, а отдаленного будущего, отсюда более актуальной становится другая идея: доллар США уже не может быть единственной резервной мировой валютой.
Идея № 2 – необходимость множественности резервных валют.
В данном вопросе каждый регион пытается заявить о себе. В Пекине, например, считают, что альтернативой доллару США может стать юань, который активно используется при расчетах в Юго-Восточной Азии. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива несколько лет рассматривает вопрос введения своей региональной валюты. Называется 2010 г. Страны Южной и Латинской Америки достаточно давно показывают пример взаиморасчетов в национальных валютах.
В принципе, на роль резервных валют претендуют и евро, и рубль.
Однако расширение перечня валют, используемых в качестве резервных, требует принятия согласованных мер по стимулированию развития крупных региональных финансовых центров и создания специфических региональных систем, способствующих снижению волатильности обменных курсов таких резервных валют.
Важно, что идея эта ведет к необходимости и возможности диверсификации валютной структуры резервов и операций национальных банков и международных финансовых организаций.
Конечно, все это весьма болезненно для таких сложившихся финансовых центров как Нью-Йорк и Лондон.
Идея № 3 – реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка.
Идея № 1 о создании единой мировой валюты логичным образом привела к идее изменения роли МВФ на мировой арене. Отсюда представляется целесообразным рассмотреть роль данной организации в создании этой самой мировой валюты. По сути, инициатива такова (в российской трактовке): придание Международному валютному фонду или иной международной организации статуса эмитента «суперрезервной валюты» (или «наднациональной валюты»).
Что касается реформирования МВФ, то предлагается в краткосрочной перспективе завершить проводимую реформу квот и голосов, имея в виду перераспределение голосов и квот в пользу стран с формирующимися рынками и развивающихся государств.
О кредитовании. В настоящее время государства обеспокоены тем, что МВФ, давая кредит, ставит условия, из-за которых многим странам трудно пользоваться его кредитными механизмами, не нарушая своих планов развития.
Кроме этого, предлагается создать региональные фонды и механизмы финансирования экономического развития и преодоления кризисов, капитал которых формировался бы за счет средств стран того или иного региона.
Идея № 4 - реформирование рынков.
Включает унификацию стандартов бюджетной политики государств, создание единых мировых правил госрегулирования финансовых рынков, способствующих согласованным действиям по сдерживанию спекулятивных сделок и операций (особое внимания обращается на так называемые короткие продажи и другие необеспеченные и маржинальные сделки).
Идея № 5 – супер-идея», логически вытекающая из идеи № 4 и всех остальных идей - создание мирового регулятора.
А, по сути - оставить все как есть.
Естественно, эта идея принадлежит США. Министерство финансов во главе с Т. Гейтнером уже готовит предложение о создании единого регулятора, роль которого должна выполнять Федеральная резервная система США.
Б. Обама как обычно выразился пафосно: «Если мы снова направим невидимую руку рынка в соответствии с высшими принципами, наши рынки воспрянут, наша экономика вновь начнет процветать, и Америка уже в новом столетии опять поведет за собой мир, как она делала это в прошлом веке».
В заключение об одной интересной мысли, которую высказал президент Д. Медведев. Предлагается по итогам Лондонского саммита созвать международную конференцию, по результатам которой будут согласованы основные параметры мировой финансовой архитектуры и приняты международные конвенционные соглашения в отношении нового мирового финансового порядка. Не что иное, как призыв к конкретике, дабы не получилось так: «поговорили и разошлись». Заметим, что предыдущий саммит G-20 в Вашингтоне, несмотря на громкие прогнозы, так и не стал «новым Бреттон-Вудсом».
В качестве приложения ниже приведен текст предложений к саммиту G-20 с официального сайта президента России Д. Медведева. Кто-то, конечно, пытается говорить, что смысл инициатив России состоит в комплексе мер по борьбе с «финансовым монополизмом США», который «надо сдержать сейчас», и что этот тезис в мировой политике развивался в 2004—2009 годы преимущественно руководством Ирана и Венесуэлы. Тем не менее. В данной ситуации, возможно, надо воспользоваться правилом «проси больше, все равно дадут меньше». Да и «карта слезу любит».
Текст.
«Реформирование мировой финансовой системы регулирования должно идти по следующим основным направлениям.
1. Повышение легитимности и результативности международных институтов регулирования на новой конвенциальной основе в целях обеспечения совместности и совместимости экономических стратегий отдельных государств. На смену отжившему однополярному устройству мировой экономики должна прийти система, основанная на взаимодействии нескольких крупных центров. Но чтобы новый многополярный мир не стал непредсказуемым, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений. Поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов.
2. Укрепление устойчивости мировой финансовой системы путем развития диверсифицированной системы резервных валют и финансовых центров.
3. Формирование современной системы управления рисками, адекватной степени развития финансовых технологий.
4. Формирование системы стимулов к рациональному поведению участников финансовых рынков, основанному на сбалансированной оценке рисков и оценке получаемых возможностей.
В этом контексте мы поддерживаем решение Вашингтонского саммита о необходимости воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и экономическому эгоизму.
Мы поддерживаем идею взаимодействия МВФ и ФФС в вопросах раннего предупреждения кризисов и идентификации и смягчения системных рисков и уязвимых мест. Считаем, что исследования этих организаций в отношении имеющихся слабых мест и рисков должны быть объединены в совместный доклад, который будет выходить на регулярной основе, обсуждаться на заседании МВФК или "Группы-20" и затем публиковаться. Приветствуем намерение МВФ пересмотреть Программу оценки финансового сектора (FSAP) с целью включения анализа в рамках FSAP в механизм надзорной практики МВФ и консультаций по статье 4 Устава Фонда. Считаем принципиально важным четко определить возможный порядок использования "карты финансовых рисков" и "глобального кредитного реестра", которые в определенных обстоятельствах сами по себе способны вызвать кризисные явления.
По вопросам адекватности и достаточности капитала финансовых институтов мы поддерживаем линию на увеличение общих требований к капиталу. При этом особое внимание следует уделять его структуре и оценке образующих его элементов. Повышение требований к капиталу должно учитывать защиту конкурентоспособности национальных финансовых институтов и не усугублять сегодняшние проблемы с кредитованием.
В целом поддерживаем направленность на поиск решений, уменьшающих различия в регулировании существующих секторов финансового рынка. Целесообразно больше внимания уделить возможностям формирования моделей регулирования, построенных не по принципу деления или объединения видов деятельности, а по принципу регулирования рисков финансового рынка, в частности рисков финансовой устойчивости и недобросовестной деятельности. Дополнительное внимание следует уделить тем институтам и инструментам, которые не входят в сферу регулирования.
Существенным вопросом является проблематика вознаграждений (компенсаций) в финансовом секторе. Поддерживаем распространение "лучшей практики" корпоративного управления на финансовые институты. Важно повысить ответственность менеджмента публичных компаний перед своими акционерами, жестко обуславливать подбор руководителей финансовых организаций критериями профессиональной компетенции и опытом управления рисками. Системы оплаты труда должны стимулировать оценку рисков и ориентировать на достижение стабильных положительных результатов».
Часть 2
Основные идеи, имеющие место быть и развиваться, были систематизированы в первой части данной статьи. Продолжим рассматривать процесс их актуализации, а также обратим внимание на тех, кто оказывается в стане приверженцев.
Идея № 1 – создание единой мировой валюты.
К России присоединился Китай, который готов обсуждать на саммите G-20 альтернативу USD. Управляющий НБК Ч. Чжаочуань завил о необходимости постановки цели - создания резервной валюты, не связанной с каким-либо государством, способной сохранять стабильность в долгосрочной перспективе, и ликвидирующей недостатки, присущие национальным валютам, основанным на кредитах.
Однако при этом Китай акцентировал внимание на необходимости глобального контроля, что само по себе актуализирует, прежде всего, идею № 5.
Необходимо отметить, что в самой России мнения представителей официальной власти резко контрастируют между собой. К примеру, председатель правительства В. Путин выразил неверие в возможное появления новой мировой валюты, так как, по его мнению, американские финансовые и политические власти никогда не пойдут на то, чтобы сдать позиции USD. Логично. Сами – никогда, только под воздействием. Но какова должна быть сила этого воздействия? Хотя возможен другой случай: размежевание интересов финансовой и политической власти, конкретнее, ФРС США и администрации Б. Обамы, поскольку интересы финансовой власти, по большоу счету, не концентрируются в отдельно взятой экономике.
Министр финансов РФ А. Кудрин считает, возможности материализации идеи есть, но этак лет через 30.
Идея № 2 – необходимость множественности резервных валют.
Полет фантазии здесь безграничен. К примеру, казахстанский лидер Н. Назарбаев предложил ввести единую валюту Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). МИД РФ считает это разумным.
Идея № 3 – реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка.
Активистом продвижения данной идеи с намеком на идею № 1 выступает Дж. Сорос. По его мнению, перед такими организациями как Международный валютный фонд стоит новая задача - защитить периферийные страны от шторма, созданного в промышленно развитом мире, поскольку если периферийным экономикам позволят обанкротиться, это причинит ущерб и промышленно развитым странам. Напомним, что метафоры типа «шторма», «периферии» и «центра» всегда были в ходу у Дж. Сороса. Вспомним хотя бы 1998 г. и Азиатский кризис. Каковы предложения по защите? Увеличить резервы МВФ в целях оказания помощи нуждающимся и осуществить «мягкий» переход к SDR в международных расчетах. А по сути – закрыть глаза на то, за что критикуют МВФ, и, наоборот, наделить его большей властью.
Идея № 4 - реформирование рынков.
Данную идею пропагандируют как первостепенную премьер-министр Великобритании Г. Браун и канцлер Казначейства А. Дарлинг. Кокретнее: считают приоритетами банковской реформы стабилизацию финансового сектора, помощь кредиторам в освобождении балансов от токсичных долгов, вливание в банки нового капитала, принуждение хедж-фондов к раскрытию инвестиций и торговых позиций для оценки рисков, а также создание структуры регулирования, которая предотвратит повторение нынешнего кризиса. Обратите внимание, снова озвучивается идея № 5.
Идея № 5 – супер-идея», логически вытекающая из идеи № 4 и всех остальных идей - создание мирового регулятора. Напомним, что на должность такого регулятора «метит» ФРС США :-)))
По мнению Китая: поскольку USD на данный момент все же является основной валютой, обслуживающей мировые инвестиции и торговлю, стоит сосредоточиться на усилении контроля уже существующей финансовой системы
Часть 3
Напомним, что основные идеи, имеющие место быть и развиваться, были систематизированы в первой части данной статьи, а затем содержательно рассмотрены во второй.
Продолжим рассматривать процесс их актуализации, сопровождая поступающую информацию собственными размышлениями (вплоть до новой идеи № 6).
Вначале нельзя не отметить активность в высказываниях и предупреждениях всемирно известного Дж. Сороса: «Если участники саммита не выступят с конкретными мерами по поддержке экономик на периферии мировой финансовой системы, мы снова увидим резкий обвал мировых рынков. То же самое произошло 10 февраля 2009 г., когда власти США не смогли предложить конкретные меры для рекапитализации банковской системы». Однако, по большому счету, миллиардера (которого кто-то называет инвестором, а кто-то – спекулянтом) интересует развитие идеи №3 – «реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка», о чем будет сказано ниже в соответствующем пункте.
Итак, конкретнее о развитии идей.
Идея № 1 – создание единой мировой валюты.
Ранее мы указывали на то, что активистами в продвижении данной идеи являются Китай, Россия и Казахстан. Неофициально (а как иначе?) поддерживает идею даже Япония, не говоря уже о таких прародителях идеи как Иран, Куба, Венесуэла и Боливия.
Что удивительно (хотя ничего удивительного и нет), данная идея понравилась МВФ. Причина: возможность взять власть в свои руки и стать «регулятором», если финансовый мир поверит в «честность» SDR. Однако, учитывая опасность разногласий с США, представители МВФ подчеркивают, что создание наднациональной валюты - долгосрочный вопрос, заслуживающий серьезного изучения и рассмотрения.
Выпады против USD не остались незамеченными в США, тем более что размещение государственных облигаций идет со скрипом. В дело вмешался Б. Обама, оскорбленный происходящим и провозгласивший на весь мир: «Сегодняшняя сила доллара связанна с тем, что инвесторы считают США сильнейшей экономикой мира, а американскую политическую систему - самой стабильной».
Вот так то. И нет вам никакого кризиса. Что до сегодняшнего дня – так вот оно, возрождение, уже близко. Естественно, что и нет надобности в другой глобальной резервной валюте.
В общем, наступил тот момент истины, который наконец-то сплотил администрацию, Минфин и ФРС США. Как в песне поется: «Мы смело в бой пойдем… и как один умрем».
Отсюда – диалог на саммите не будет простым, а результат будет обычным, только с налетом скандальности. За два-три дня такие вопросы не решаются. Да и официальные лица США демонстрируют оборону. Хотя высказываются мнения о том, что развитые страны будут пытаться убедить государства с избытком накоплений бескорыстно использовать свои ресурсы для борьбы с кризисом в обмен на то, что США откажутся от резервного статуса своей валюты. Фантастика. Даже если это будет так, то процесс завершится только первой частью «обмена».
Единственным, что может материализовать идею создания новой резервной валюты, так это заинтересованность ФРС США, которая возможна в том случае, если ФРС найдет достойную замену своему источнику прибылей. Пока альтернатив нет, либо они находятся в стадии разработки.
Идея № 2 – необходимость множественности резервных валют.
Из последних сообщений.
«В начале марта на конференции, организованной Институтом международных политических исследований (Institute for International Policy Studies), специальная группа, в которую входят бывшие высокопоставленные чиновники из Министерства финансов и ЦБ Японии, выпустила доклад о переходе к единой азиатской валюте».
«На днях Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Объединенные арабские эмираты, Кувейт, Бахрейн и Катар провел очередное заседание. При этом решение о введении единой валюты стран Персидского залива, которое было намечено на будущий год, отложено «до выяснения обстоятельств».
Рассматривая тему, стоит обратить внимание на следующее. Нет никакой необходимости в том, чтобы в мире была одна валюта. Наднациональная валюта лучше лишь с точки зрения того, чтобы исчезли рыночные колебания, и Центробанки были бы вынуждены унифицировать свою политику. Но существует два «НО». Во-первых, это привело бы к сужению пространства для маневров при осуществлении денежно-кредитной политики, во-вторых, к существенному ограничению прибылей «института маркетмейкеров».
Идея № 3 – реформирование и изменение роли МВФ и Всемирного Банка.
Как уже говорилось ранее, активистом продвижения данной идеи с намеком на идею № 1 выступает Дж. Сорос. При этом делает это «политически грамотно».
По словам Дж. Сороса, помочь G-20 добиться успеха может президент США Б. Обама, если он предложит многократно (в 2-3 раза и более) увеличить средства МВФ, что сделает Фонд глобальным кредитором последней инстанции. В общем, надо для начала собрать деньги с мира, а затем решить вопрос с ежегодным выпуском SDR, например, на сумму $250 млрд до тех пор, пока не завершится рецессия мировой экономики. Однако: ничего нет более постоянного, чем временное. И снова то же самое – взять деньги у одних, а дать – другим. Коммунизм какой-то, с учетом того, что такое уже имеется в несколько другой форме на рынке государственных облигаций США.
Идея № 4 - реформирование рынков.
Особенно интересного в плане развития данной идеи в последнее время не прозвучало, а если такое имеется, то носит скорее местечковый характер. А зря.
Идея № 5 – «супер-идея», логически вытекающая из всех остальных идей - создание мирового регулятора. Еще раз напомним, что на должность такого регулятора «метит» ФРС США.
Причем эта идея – единственная, которая не обрастает «ракушками». Для ФРС она выгодна еще и потому, что, как уже говорилось в пункте №1, «единственным, что может материализовать идею создания новой резервной валюты, так это заинтересованность ФРС США, которая возможна в том случае, если ФРС найдет достойную замену своему источнику прибылей. Пока альтернатив нет, либо они находятся в стадии разработки».
Однако думается, что «процесс разработки» идет полным ходом, поскольку существует высокая вероятность того, что если США не удастся выполнить свои обязательства и помочь миру выйти из кризиса, страна утратит статус господствующей финансовой власти, и ее, эту самую власть необходимо либо переместить в пространстве, либо облачить в новые одежды. И по сути, ФРС США в настоящий момент необходимо спасти собственную шкуру, а не «экономику США». Вот в этом то и разница в позициях Б. Обамы и ФРС, которые пока поют одну песню.
Идея № 6 – новая фантастическая идея с намеком на «Палату № 6».
Идея состоит в том, чтобы выпустить не облигации ФРС США, намеки на которые уже имеются, а акции. И распространить их по всему миру. Пусть стоимость их сформируется на рынке, и пусть будет у каждого возможность их купить. Получится этакое открытое акционерное общество мирового масштаба. По крайней мере, если бы жив был О`Генри, то обязательно бы взял эту идею на вооружение, для нового рассказа.
Часть 4
К началу саммита G-20 финансовый мир пришел с результатами, хорошо отраженными в докладе Всемирного банка о том, что текущий глобальный кризис имеет наихудшие последствия со времен Второй мировой войны. Отмечается, что с ноября 2008 г. наблюдается стремительное падение глобального спроса, торговли и промышленного производства, а также сокращение потоков капитала по всему миру. Вывод: «Это в высокой степени синхронизированный глобальный кризис».
А теперь продолжим рассмотрение идей, с которыми вплотную подошли к саммиту G-20 его участники: Европейский союз и 19 государств - Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Канада, Китай, Италия, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония.
Сразу отметим, что проект заключительного документа саммита, подготовленный председательствующей Великобританией, уже вызвал неудовольствие. Президент Франции Н. Саркози назвал содержание проекта «фальшивыми компромиссами». При этом аналитическая пресса, похоже, окончательно запуталась либо действует «по наводке», распространяя информацию о том, что «Франция добивается введения более жесткого международного контроля за работой финансового рынка. Однако эту идею резко отвергает британский премьер и США, считающие, что необходимо и дальше продолжать накачивать деньгами финансовую систему и не видящие надобности в создании глобального регулирующего органа, как предлагает французская сторона» (цитата).
Стоит заметить, что как раз идею о создании регулятора (в нашей классификации - идею № 5) продвигает Т. Гейтнер. Что касается «накачки» деньгами, то соответствующие структуры США и Великобритании в настоящий момент уже обеспокоены по поводу последствий. И британцы, пожалуй, единственные, кто мыслит не «глобально», а чисто технически, предлагая обратиться к конкретике реформирования рыночного законодательства. Для примера, проект заключительного документа состоит из рекомендаций, среди которых:
регулирование деятельности хедж-фондов;
ограничение схем вознаграждения для финансовых менеджеров;
борьба с налоговыми оффшорами;
увеличение капиталов банков;
«слежка» за курсами финансовых инструментов;
регулирование рейтинговых агентств.
Между тем, как видно, интрига «грамотно» закручивается вокруг единого регулятора.
Из заявления заместителя управляющего Резервного банка Индии и сопредседателя рабочей группы G-20: «Главная проблема состоит в том, что финансовое регулирование и надзор пока что имели исключительно национальный характер, хотя международные финансовые институты выросли до огромных размеров».
А что касается идеи № 1 о создании единой мировой валюты взамен USD, то она уже настолько обсуждаема на каждом углу, что страсти по ней могут попросту перегореть (хотя идея, конечно, справедлива и имеет право на существование). Тем более что страсти эти уже встретили сильное противодействие со стороны США. Да и есть другой вопрос, который призван разбавить «заваруху» вокруг финансового кризиса – вопрос наступательных вооружений.
Понятно, что саммит G-20 обещает быть сложным. По-другому в данной ситуации и быть не может, учитывая, что кардинальные предложения исходят от России, но при этом Б. Обама и Д. Медведев до саммита видели друг друга только на экране телевизора. Планируемая встреча лидеров пройдет при закрытых дверях и «ограничениях» для прессы. Единственным источником информации, по всей видимости, станет улыбка Б. Обамы, которая ровным счетом ничего не поведает конкретного.
Хотя конкретику уже преподнес министр финансов США Т. Гейтнер, который, отвечая на вопрос об идее создания новой глобальной валюты, сказал, что «доллар будет оставаться основной мировой резервной валютой на протяжении долгого времени, и во всех вопросах, связанных с обменными курсами валют, в наших интересах, чтобы доллар оставался сильной валютой».
Возможно, он и прав, и не стоит торопить события, поскольку рано или поздно с долларом произойдет катастрофический обвал. Главный вопрос в том, когда это произойдет. Некоторые ждут «чуда» в ближайшее время, но вряд ли коллапс наступит так скоро. Самое простое объяснение данной позиции в том, что необходимо время, чтобы «отработать» до конца экономический цикл (например, по теории Кондратьева). А для этого необходимо не меньше года.
Часть 5
Самое расхожее мнение в отношении итогов саммита G-20: «не стал провалом».
Естественно, данное мнение предполагает равное количество тех, кто «доволен», и тех, кто разочарован. Отсюда – неопределенность. Попробуем разобраться.
Как мы указывали в предыдущих статьях, большинство идей, рожденных к саммиту, были обречены на «провал» ввиду несоответствия «теорий» реальным масштабами проблем. За кулисами осталось противостояние США и всех остальных.
Что решено?
1. Центробанкам и регуляторам предстоит разработать детальные схемы контроля над крупными международными банками. Форум финансовой стабильности, корригирующий действия регуляторов во всем мире, заявил, что «контролеры» будут встречаться как минимум раз в год, чтобы обсудить линию поведения в связи с кризисом в том или ином крупном банке, который может негативно отразиться на глобальной экономике.
2. Страны G-20 выделят на поддержку мировой экономики $5 трлн к 2010 г. По линии международных финансовых институтов на борьбу с кризисом будет выделено $1,1 трлн. Бюджет МВФ должен быть увеличен втрое - до $750 млрд. Интересно, что Китай внесет в МВФ $40 млрд, а Евросоюз и Япония - по $100 млрд. Не уточнено, как именно будут проведены эти вливания - через покупку облигаций МВФ или в виде займов. Скорее всего, через покупку облигаций, потому от Китая не так много и просят, дабы не обострять вопрос американских долговых бумаг. Деньги должны пойти на программу МВФ для восстановления кредитования, стимулирования экономического роста и создания рабочих мест в мировой экономике.
3. Участники договорились «решительно» покончить с так называемыми «налоговыми оазисами», которые не делятся информацией с налоговыми службами, а также с банковской тайной как таковой. При этом Г. Браун пообещал «по горячим следам» опубликовать согласованный на саммите список соответствующих стран. Санкции ожидают Коста-Рику, Малайзию, Филиппины и Уругвай. Однако при этом в «черный список» не попали такие страны как Швейцария и Лихтенштейн. Что касается Гонконга и Макао, то за «своих» вступился Китай. Естественно, вне списка оказались принадлежащие Великобритании Каймановы, Бермудские и Норманнские острова, от которых попросили «большей открытости». Не зря ведь на саммите председательствовала Великобритания.
4. Участники намерены привести к жесткому регулированию хедж-фонды, являющиеся, по сути, банковскими «теневиками». В качестве регулятора предлагается специальное агентство, создаваемое при содействии МВФ. Здесь вопросов значительно больше, чем ответов.
5. Более жесткому регулированию и проверке на конфликт интересов будут подвергнуты рейтинговые агентства.
6. Участники высказались за установление единых международных правил банковской отчетности, а также единых правил по очистке балансов банков от проблемных активов.
7. Критике подверглись вознаграждения топ-менеджеров, «ответственных за кризис» и, как говорится, «на будущее».
8. Рынок деривативов будет жить и процветать: кому война, а кому и мать родная.
Вместо заключения. Президент США Б. Обама выразил удовлетворение итогами саммита лидеров стран G-20: «Мы завершили очень продуктивный саммит, который - и я в это верю - станет поворотным пунктом в борьбе с мировым экономическим кризисом».
Спасибо за внимание. Теорема доказана.
Послесловие «на посошок». По предложению России, страны G-20 договорились предпринять все усилия для проведения сбалансированной монетарной политики и вернуться к вопросу введения новой резервной валюты, и в рамках МВФ, и в рамках G-20.
Следующий саммит G-20 намечен на осень. Есть предложения по поводу Нью-Йорка и Токио.
Думается, что к этому времени состоится «показательное» выступление на фондовых рынках, а посему очередной саммит пройдет «мирно». И только после него, этак через полгода - год, появятся вопросы, какова же все-таки форма мировой рецессии: U-образная, V-образная или W-образная? Высока вероятность буквы W.
Аналитик МФХ FIBO Group, Кашина Елена
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу