20 августа 2019 NZT RUSFOND
Тема статьи возникла в ходе обсуждения развития компетенции вне рамок инвестиционной деятельности. Но она напрямую связана с финансовым благополучием как отдельно взятого человека, так и его семьи. Собственно, инвестиции же делаются на излишки добытых ресурсов, а чем выше доход, тем больше эти самые лишние ресурсы.
Если у вас капитал, к примеру, 300 тыс рублей, то погружаться сильно в мир инвестирования не только бесполезно, но и вредно. Купите короткие ОФЗ в любой фазе рынка, дождитесь полгода-год очередной бойни на рынке акций, и купите на свои индексных фишек в той же пропорции, что и в индексе или просто поровну: Сбербанк, Газпром, Лукойл, Норникель, Татнефть, Новатек, Роснефть, Магнит, Северсталь, НЛМК, Полюс. И ждите снова полгода-год хорошего роста рынка. Там сдайте 30% позиций и эти деньги – снова в ОФЗ. Дивиденды туда же. Повторять до просветления. Это лучшее, что вам доступно. Плечо и фьючерсы тупо сожгут вам эти небольшие деньги, а сам процесс сожжет время.
А пока эти акции лежат, надо стараться прокачать себя. Чтобы к этим 300к за года еще одни 300к прилипли с работы (ну или 3 млн, это уже как кто развился).
Далее я буду писать про то, что делал я. На примере финансовой отрасли. Но базовые принципы никто не не отменял. Их можно адаптировать в любую отрасль.
Я на них вырастил из пары десятков молодых людей несколько очень хороших высокооплачиваемых специалистов в экономике, юриспруденции и маркетинге. Вернее, они сами себя вырастили, а я просто делился наработками.
Attention – в процессе есть лишь 2 потребности – дисциплина и трудолюбие. Если вам нравится статус-кво, зона комфорта и собирать по крохам деньги – ваш выбор. В противном случае придется несколько лет вJobывать.
Если какой-термин в статье непонятен – гуглите его. Тут же статья про саморазвитие, в конце концов)
Итак, приступим.
Важное – учим английский. Без этого языка мирового общения дойти до более высоких зарплат дико сложно. Плюс он полезен и в быту и за его пределами. Без него вы заперты в мире 200 млн русскоязычных людей. С ним 3+ млрд человек из всех стран мира смогут с вами общаться. На ряд вакансий без него вам вообще не попасть. Репетитор, выучить 9 времен + 2-3 тыс слов, смотреть кино с торрентов субтитрами – в ход идет все. Это очень важно и очень нужно. Учить и поддерживать язык можно на всем пути развития, не надо прокрастинировать и что-то откладывать.
План действия.
Так уж вышло, что в большинстве случаев профессии выбирают за детей их родители, и лишь единицы сами понимают что им по душе. В итоге, очень много людей не понимает что они делают и где хотят оказаться. Короче, нужен план, чтобы понять что хочется делать, и как дойти туда куда хочется. Если плана нет – закономерно придете в уютное никуда.
Потребуется несколько вечеров и спокойное обдумывание вопроса – какое самое высокое место в карьере я хочу занять?
У меня цель стояла так: Финансовый директор в крупном бизнесе + член совета директоров.
Далее я задал себе вопрос – а какая у меня профессия, и что я должен делать, чтобы там оказаться?
Если у вас профессия повара – вполне возможно захотеть стать шефом в топовом ресторане, пилот – перейти на командира эскадрильи или инструктором, врач – стать главврачом, юрист – директором юридической практики или партнером в юрфирме, и так далее. Суть в том, чтобы вам по психотипу было там наверху уютно, иначе это только принесет разочарование. Придется подумать, насколько вы толерантны к стрессу, переработкам, избытку общения с людьми, насколько любите то, что вы делаете, если виртуально убрать раздражающие факторы вроде самодура-начальника/транспортной доступности/жестких дедлайнов.
Собираем мысли в кучу, ставим максимальную цель, и идем от нее сверху вниз. Нам надо нарисовать карту похода к цели. Получится как-бы дерево вверх ногами, где есть тонкие ветки-тропинки, а есть ствол дерева, который лучше ведет к цели.
С помощью ресурсов по поиску персонала, статей от кадровых агентств и профилей реальных специалистов в LinkedIn ищем спектр задач на этой топ позиции и требования к соискателю:
https://hh.ru/search/vacancy?text=Finance+director&area=1&from=suggest_post
Выписываем себе все перечисленные задачи, желательно, указывая сколько раз встречались эти задачи. Это создаст описание того, что делает этот человек. Но это широкий взгляд.
Так же смотрим на требования для входа на позицию. В большинстве случаев описан поиск шила-на-мыло. т.е. переманить директора с рынка к нам в таком духе. Но реально в профессию есть точка входа с позиции ниже. Делаем большую выборку, чтобы иметь хороший охват и найти эту точку.
LinkedIn https://www.linkedin.com (VPN понадобится, т.е. Роскомнадзор подпортил этот инструмент). Ищем людей с релевантным опытом через поиск по должности. Ищем много, надо составить адекватную карту рынка.
В каждом профиле можно отыскать много гораздо более детальной информации – что делал человек в деталях, с каким ПО или инструментарием работал, какие проекты типичны для отрасли и, самое важное, – как он дорос до этой позиции.
Так же очень полезно смотреть в профильные исследования от кадровых агентств. Агентства проанализировали даже шире и больше, чем вы. Соберите и эти данные тоже. Исследования можно искать в интернете, плюс, пройдясь по кадровым агентствам, можно познакомиться со специалистами, и после рассказа о вашей стратегии, скорее всего, многие вам помогут, поделившись информацией.
Хотел бы обратить внимание, что кадровые агентства и частные специалисты – это не ваши враги, а первые союзники в этом процессе. Хотя, конечно, не все эйчары-рекрутеры адекватны, и мы склонны запоминать плохой опыт, но в реальности они очень полезны. Надо научиться дружить с ними. Для них каждый соискатель = товар, а им идет премия от продажи, поэтому они тоже заинтересованы продавать вас дорого в вилку и растить вас в долгосрок, нарабатывая портфолио клиентов.
Примеры исследований:
https://www.odgersberndtson.com/media/4876/ob_research_july2017_part-1__press.pdf
В самих исследования часто делается упор на следующие шаги по карьере, с подробным разбором, что же туда ведет и как дойти:
(Если ссылка следующая не работает, скорее всего – просто заблокирован сайт в вашем регионе)
там HAYS Russia – Исследование ДНК Финансового Директора.
В таких исследованиях есть очень важные сведения о том, как идти к цели наиболее верным путем.
Видно, что по пути нельзя сворачивать в сторону более легких вакансий, которые потом обернутся тупиком в развитии. (Проценты округлены, поэтому там 101% ?
Разложены приоритеты по навыкам, которые являются ключевыми:
Можно понять что в дополнительном обучении первично, а что лишь трата времени и сил:
В итоге, спустя несколько дней анализа, мы получаем полную дорожную карту сверху вниз с точками входа, полным списком задач и навыков, которые понадобятся в пути. Пора переходить к следующему шагу.
2. Самопозиционирование
Ну вот, карта есть. Где-то в этой карте находитесь вы и ваш опыт. Смотрим, что уже делаем из списка самой ближней к вам вакансии, какие навыки у вас уже есть. Надо закрывать пробелы. Тут, возможно, потребуется радикальное действие в виде перехода в другую компанию на нужную должность. Т.к на текущей вы ни на йоту к цели не идете.
Цели по закрытию пробелов ставим по принципу S.M.A.R.T, они не должны быть размытыми и абстрактными.
Все навыки делятся на 2 категории:
Технические навыки. Чтобы дойти до верха, вам придется научиться много и очень эффективно работать руками. Тут вам как раз понадобится и получение квалификации (в моем случае АССА). Обязательно освойте самые важные инструменты вашей работы до очень высокого уровня. В моем примере с финансистом это ms excel – в умелых руках он экономит сотни человеко-часов вашего труда. Изучайте сразу, непрерывно обновляйте знания, не откладывая на потом. Плохие навыки = отставание от графиков, проблемы и препятствия в работе. Найдите то обучение, что первостепенно в вашей профессии и отточите до блеска эту базу. Я самостоятельно штудировал https://www.planetaexcel.ru
Обязательно нужно освоить управление временем. Чем вы выше, тем его меньше, а задач больше. Их придется сортировать, делегировать, что-то даже оспаривать и отменять. У Глеба Архангельского неплохие книги на эту тему, плюс есть техники из сети:
https://www.mindtools.com/pages/main/newMN_HTE.htm
Возможно, у вас совсем никудышный ВУЗ, в который вы пошли с благородным пинком от папы/мамы. Тогда пришла пора идти на второе высшее в максимально рейтинговый ВУЗ. Придется раскошелиться и тратить время. Это и есть инвестиции в себя.
Коммуникации и управление людьми. В процессе роста вы неизбежно станете частью команды, а потом будете управлять персоналом. Если вы даже ультра-хороший технический специалист, но у вас капает слюна при разговоре и вы замкнутый сыч, или же вы постоянно перебиваете людей, выпячивая эго – скорее всего дальше этого уровня вы не пройдете без коррекции поведения в общении.
Научитесь слушать, не перебивая, научитесь задавать правильно сформулированные вопросы, а если не поняли ответ – продолжать уточнять до прояснения. Учитесь понимать возможности команды, делегировать, быть примером для подчиненных. Хороший босс – это тот, кто нанимает себе замену на вырост, а не гнобит тех, кто заведомо глупее или слабее, чтоб не подсидели.
Полезные ссылки для систематизации этих качеств:
https://www.mindtools.com/pages/main/newMN_LDR.htm
https://www.mindtools.com/pages/main/newMN_TMM.htm
https://www.mindtools.com/pages/main/newMN_PPM.htm
https://www.mindtools.com/pages/main/communication_skills.htm
На текущей работе дотянитесь до всего, что только доступно и релевантно вашей дорожной карте. Собирайте максимум опыта по пути, не отсиживаясь формально в углу.
Очень важны и достаточно редки 2 качества – смелость взяться за сложную задачу и способность принять решение, возложив на себя ответственность. Если вы тщательно посмотрите на коллег вокруг себя, то удивитесь тому, как мало людей эти качества демонстрирует на работе.
Общение в профессиональной среде. Записывайтесь на семинары очные, лекции, ищите возможность познакомиться с более продвинутыми старшими коллегами. Это и построение сети и возможность в личном общении получить ценные советы.
Спрашивайте широкую обратную связь по своей работе. Это не всегда приятно, так как обычно снимает розовые очки с вас, заставляя что-то улучшать, что казалось уже прекрасным и отточенным.
3. Монетизация
Итак, стратегическая дорожная карта давно написана, на текущей должности вы уже взяли все для рывка дальше. Теперь надо разобраться с тактикой. Вам придется научиться торговать людьми. У вас всего один лот – это вы сами.
В этом процессе есть ряд важных принципов, без которых нормально монетизироваться сложно.
“Пустоты” вилок. Босс = х2 от подчиненного. Ловушка “подними на 15%” – все переходы – только на повышение и +50% а иногда и +100% к текущим. Иначе вы не попадете в вилку зарплат.
Пример из реальных штатных расписаний компаний, с выборкой несколько десятков штаток из разных отраслей:
младший специалист 40 тыс, специалист 80 тыс (+100%), старший специалист 120 тыс (+50%), менеджер 180 тыс (+50%), старший менеджер/зам директора 270 тыс (+50%), директор 400 тыс (+50%).
Т.е. +15% к зарплате – это типичная ошибка при попытке уйти выше. Это тупо та же должность + накопленная за 2 года инфляция.
“Вилки в долларах”. В международных компаниях бюджеты номинированы в долларах, поэтому надо идти на иностранные ресурсы и сверяться с ними. РФ будет иметь понижающие коэффициенты, как недоразвитая страна. Обычно это минус 20%-25% к США/Британии.
https://www.glassdoor.com/Salaries/finance-director-salary-SRCH_KO0,16.htm
“Проверь свой запрос”. Позиционирование себя на рынке должно быть подкреплено реальностью спроса, поэтому желательно все же понимать, сколько готовы платить. Спрашивайте вилку у рекрутеров, ищите сведения сами, сопоставляйте.
“Большой бизнес” – в более крупной компании вы будете получать за тот же функционал больше, чем в компании меньше. Даже если работы будет столько же. Просто компании богаче, бюджеты выше, а кадровая политика заточена на более премиальные уровни оплаты – как бы за более квалифицированные кадры. Надо стремиться идти туда, не тратить время на слабые бизнесы. Если вы из региона – подумайте о релокации, сможете ли вы?
Исключением могут быть стартапы в молодых отраслях, но в них, скорее всего вы попадете будучи реально серьезным специалистом в узкой новой нише.
“Ищем ПОТРЕБНОСТЬ компании“ – т.е .вы максимально закрываете потребность работодателя, либо же нет. Просто мечтать попасть в условный Газпром глупо. Вы должны подходить под то, что нужно бизнесу. Желательно – нужно позарез, тогда вы, скорее всего войдете в верхнем квартиле вилки. Ходите на максимум собеседований, оттачивайте навыки и попутно понимайте потребности работодателей.
На пути нельзя сомневаться в себе и засиживаться в одной должности. Как только вы максимально изучили всю работу и навыки для следующего рывка – идите дальше. Нельзя думать”я еще недостоин, надо еще годик поработать“. Такие мысли вам с первого же года начнет внушать внутренний эйчар и руководство.
Системы эйчар talent development чаще используют как раз для подавления амбиций персонала, а не для прокачки его. Как раз наоборот, в РФ принцип “нет пророка в своей компании” доминирует. На более высокую вакансию вас реже захотят брать, так как все ваши заслуги – это так и надо, а вот все косяки – их будут помнить. В итоге – возьмут варяга из другой компании задорого, ведь он принесет волшебные новые практики в наш бизнес (на самом деле нет). Так устроена психология, просто пользуйтесь ей.
На каждом новом месте сверяйтесь с картой, обновляйте ее, снова нарабатывайте опыт и идите дальше. Главное – методично заниматься процессом.
Буду рад вашим дополнениям и комментариям из личного опыта.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба