25 февраля 2020 ТАСС
Главы государств и правительств 27 стран - членов Евросоюза не смогли достичь соглашения по многолетнему бюджету на 2021-2027 годы на двухдневном внеплановом саммите в Брюсселе. Переговоры были особенно сложны из-за потери Евросоюзом после выхода Великобритании (Brexit) 60-75 млрд евро - то есть всех британских взносов в пересчете на семилетний период. Об этом сообщил в пятницу вечером глава Евросовета Шарль Мишель на пресс-конференции по итогам встречи.
Всю сложность переговоров показал сам ход саммита, который изначально планировался как однодневный. После продолжительной общей дискуссии глав государств в четверг, которая продемонстрировала огромные разногласия между странами - донорами и бенефициарами евробюджета, всю ночь на пятницу Шарль Мишель проводил двусторонние встречи с каждым из участников саммита, пытаясь сблизить позиции. Предполагалось, что общее заседание лидеров начнется в 10:00 утра в пятницу (12:00 мск), однако противоречия были столь велики, что его пришлось отложить до 18:00 (20:00 мск). Все эти восемь часов глава Евросовета продолжал двусторонние переговоры, однако результатов это не дало, и после 3-часовой пленарной сессии пришлось признать, что саммит провален.
«Это невозможно»
«Мы очень усердно работали последние дни, недели для достижения соглашения. К сожалению, мы увидели, что это невозможно, что нам нужно время», - сказал он.
По его словам, переговоры по многолетнему бюджету ЕС всегда непростые, однако в этот раз они оказались очень сложными из-за Brexit. «Переговоры по европейскому бюджету очень сложные, особенно из-за Brexit и бюджетной дыры в 60-75 млрд евро», - подчеркнул глава Евросовета.
При этом Мишель не смог ответить на вопросы журналистов о сроках дальнейших переговоров. «Я не могу сейчас говорить про тайминг, нам нужны консультации в ближайшие дни, чтобы понять, как работать дальше. Я понимаю, что каждая страна имеет свои интересы, мнения, обеспокоенности. И каждая из них имеет национальный парламент и граждан», - отметил он.
Глава Евросовета высказал уверенность в том, что сделка возможна. «Сегодня мы увидели, что соглашение невозможно сейчас, но я уверен, что если мы продолжим уважительный диалог, то оно может быть достигнуто», - подытожил Мишель.
Теперь дискуссия по бюджетному плану продолжится на плановом мартовском саммите сообщества.
Безуспешный саммит
На саммите в Брюсселе столкнулись интересы государств-доноров, которые платят в бюджет больше денег, чем получают из него (Западная и Северная Европа), получателей (Восточная и Южная Европа) и евроинститутов - Европейского парламента и Еврокомиссии (ЕК). Доноры не хотят увеличивать свои взносы после Brexit, однако это будет означать урезание всех целевых европейских программ, против чего выступают страны - бенефициары бюджета ЕС. В свою очередь Европарламент хочет увеличения или хотя бы сохранения финансирования ключевых европейских программ, поскольку их сокращение означает для Брюсселя утрату престижа сообщества.
Великобритания вышла из ЕС 1 февраля 2020 года, однако Брюссель смог добиться от Лондона продолжения выплаты взносов в бюджет сообщества до конца этого года, который также станет последним годом предыдущего семилетнего бюджетного цикла ЕС 2014-2020 годов. Таким образом, финансовый удар в результате выхода Великобритании Евросоюз почувствует только со следующего года.
Формирование бюджета ЕС базируется на принятии семилетних рамочных бюджетных планов. Эта система создана, чтобы гарантировать стабильность европейского бюджета и преемственность программ ЕС, невзирая на политические перемены в государствах сообщества. Суммарные платежи всех стран в бюджет ЕС на прошлый семилетний период 2014-2020 годов составляли 908,4 млрд евро в константных ценах 2011 года.
Подготовленный председательствующей в Совете ЕС Финляндией проект нового семилетнего бюджетного плана предполагает финансирование в 1,087 трлн евро на весь семилетний срок в константных ценах 2018 года. Это 1,07% суммарного ВВП стран ЕС. При этом один из главных плательщиков в бюджет Евросоюза - Германия - предлагала установить размер бюджета на уровне 1% ВВП. В то же время институты ЕС предлагают довести платежи в бюджет ЕС до 1,105 трлн евро в ценах 2018 года (1,08% суммарного ВВП ЕС за семь лет).
Всеобщее разочарование
Глава Европарламента (ЕП) Давид Сассоли заявил по итогам встречи, что разочарован тем, что лидерам стран - членов Евросоюза не удалось достичь соглашения по многолетнему бюджету сообщества на 2021-2027 годы.
«Европарламент разочарован тем, что Евросовет не смог прийти к соглашению по многолетнему бюджетному плану и собственным ресурсам», - сказал Сассоли.
По его словам, «ЕС должен подкрепить амбиции союза достаточными средствами, если хочет оправдать ожидания европейских граждан». «Снижение наших амбиций может лишь негативно сказаться на многолетнем прогрессе и интеграции, - отметил он. - Я надеюсь, что предстоящие переговоры пойдут в лучшем направлении, чем те, которые мы наблюдали в течение последних часов. Наш союз и наши граждане заслуживают этого».
В этом же ключе высказались и практически все лидеры ЕС после завершения саммита.
Где денег взять?
Президент Франции Эманнюэль Макрон также выразил глубокое разочарование провалом саммита ЕС. «Мы должны констатировать, что мы не смогли найти решение по бюджету Европы в ходе этих двух дней и одной ночи работы. Я очень глубоко разочарован, - заявил он. - Мы защитили то, что важно в наших глазах - Общую аграрную политику ЕС (на которую уходит свыше 35% всех расходов из евробюджета, главным получателем которых является Франция - прим. ТАСС). Это одна из основных программ Евросоюза, которая позволяет кормить Европу и обеспечит нам переход к климатически нейтральным технологиям в сельском хозяйстве. Однако это решение не окончательное, поскольку общее соглашение по бюджету не найдено. Дискуссия продолжится в ближайшие недели и месяцы».
Ранее министр сельского хозяйства Франции Дидье Гийом, комментируя в Париже саммит ЕС, заявил, что Макрон потребовал повышения ассигнований на Общую аграрную политику с предложенных Еврокомиссией 370 млрд евро на семь лет до 375 млрд евро.
Макрон также подчеркнул, что Франция защищает отсутствие сокращений финансирования по другой наиболее крупной статье бюджета ЕС - Политике регионального развития, направленной на подъем депрессивных регионов ЕС. Плюс Макрон призвал повысить уровень ассигнований на оборону, космос и новые технологии. Однако он не объяснил, откуда страны ЕС возьмут на это деньги.
Зато позицию стран-доноров предельно четко сформулировал премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, по словам которого, предложенный евроинститутами проект бюджета потребовал бы от Швеции увеличения ее годового взноса в бюджет ЕС на 44%. «Это невозможно», - отрезал он.
http://tass.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Всю сложность переговоров показал сам ход саммита, который изначально планировался как однодневный. После продолжительной общей дискуссии глав государств в четверг, которая продемонстрировала огромные разногласия между странами - донорами и бенефициарами евробюджета, всю ночь на пятницу Шарль Мишель проводил двусторонние встречи с каждым из участников саммита, пытаясь сблизить позиции. Предполагалось, что общее заседание лидеров начнется в 10:00 утра в пятницу (12:00 мск), однако противоречия были столь велики, что его пришлось отложить до 18:00 (20:00 мск). Все эти восемь часов глава Евросовета продолжал двусторонние переговоры, однако результатов это не дало, и после 3-часовой пленарной сессии пришлось признать, что саммит провален.
«Это невозможно»
«Мы очень усердно работали последние дни, недели для достижения соглашения. К сожалению, мы увидели, что это невозможно, что нам нужно время», - сказал он.
По его словам, переговоры по многолетнему бюджету ЕС всегда непростые, однако в этот раз они оказались очень сложными из-за Brexit. «Переговоры по европейскому бюджету очень сложные, особенно из-за Brexit и бюджетной дыры в 60-75 млрд евро», - подчеркнул глава Евросовета.
При этом Мишель не смог ответить на вопросы журналистов о сроках дальнейших переговоров. «Я не могу сейчас говорить про тайминг, нам нужны консультации в ближайшие дни, чтобы понять, как работать дальше. Я понимаю, что каждая страна имеет свои интересы, мнения, обеспокоенности. И каждая из них имеет национальный парламент и граждан», - отметил он.
Глава Евросовета высказал уверенность в том, что сделка возможна. «Сегодня мы увидели, что соглашение невозможно сейчас, но я уверен, что если мы продолжим уважительный диалог, то оно может быть достигнуто», - подытожил Мишель.
Теперь дискуссия по бюджетному плану продолжится на плановом мартовском саммите сообщества.
Безуспешный саммит
На саммите в Брюсселе столкнулись интересы государств-доноров, которые платят в бюджет больше денег, чем получают из него (Западная и Северная Европа), получателей (Восточная и Южная Европа) и евроинститутов - Европейского парламента и Еврокомиссии (ЕК). Доноры не хотят увеличивать свои взносы после Brexit, однако это будет означать урезание всех целевых европейских программ, против чего выступают страны - бенефициары бюджета ЕС. В свою очередь Европарламент хочет увеличения или хотя бы сохранения финансирования ключевых европейских программ, поскольку их сокращение означает для Брюсселя утрату престижа сообщества.
Великобритания вышла из ЕС 1 февраля 2020 года, однако Брюссель смог добиться от Лондона продолжения выплаты взносов в бюджет сообщества до конца этого года, который также станет последним годом предыдущего семилетнего бюджетного цикла ЕС 2014-2020 годов. Таким образом, финансовый удар в результате выхода Великобритании Евросоюз почувствует только со следующего года.
Формирование бюджета ЕС базируется на принятии семилетних рамочных бюджетных планов. Эта система создана, чтобы гарантировать стабильность европейского бюджета и преемственность программ ЕС, невзирая на политические перемены в государствах сообщества. Суммарные платежи всех стран в бюджет ЕС на прошлый семилетний период 2014-2020 годов составляли 908,4 млрд евро в константных ценах 2011 года.
Подготовленный председательствующей в Совете ЕС Финляндией проект нового семилетнего бюджетного плана предполагает финансирование в 1,087 трлн евро на весь семилетний срок в константных ценах 2018 года. Это 1,07% суммарного ВВП стран ЕС. При этом один из главных плательщиков в бюджет Евросоюза - Германия - предлагала установить размер бюджета на уровне 1% ВВП. В то же время институты ЕС предлагают довести платежи в бюджет ЕС до 1,105 трлн евро в ценах 2018 года (1,08% суммарного ВВП ЕС за семь лет).
Всеобщее разочарование
Глава Европарламента (ЕП) Давид Сассоли заявил по итогам встречи, что разочарован тем, что лидерам стран - членов Евросоюза не удалось достичь соглашения по многолетнему бюджету сообщества на 2021-2027 годы.
«Европарламент разочарован тем, что Евросовет не смог прийти к соглашению по многолетнему бюджетному плану и собственным ресурсам», - сказал Сассоли.
По его словам, «ЕС должен подкрепить амбиции союза достаточными средствами, если хочет оправдать ожидания европейских граждан». «Снижение наших амбиций может лишь негативно сказаться на многолетнем прогрессе и интеграции, - отметил он. - Я надеюсь, что предстоящие переговоры пойдут в лучшем направлении, чем те, которые мы наблюдали в течение последних часов. Наш союз и наши граждане заслуживают этого».
В этом же ключе высказались и практически все лидеры ЕС после завершения саммита.
Где денег взять?
Президент Франции Эманнюэль Макрон также выразил глубокое разочарование провалом саммита ЕС. «Мы должны констатировать, что мы не смогли найти решение по бюджету Европы в ходе этих двух дней и одной ночи работы. Я очень глубоко разочарован, - заявил он. - Мы защитили то, что важно в наших глазах - Общую аграрную политику ЕС (на которую уходит свыше 35% всех расходов из евробюджета, главным получателем которых является Франция - прим. ТАСС). Это одна из основных программ Евросоюза, которая позволяет кормить Европу и обеспечит нам переход к климатически нейтральным технологиям в сельском хозяйстве. Однако это решение не окончательное, поскольку общее соглашение по бюджету не найдено. Дискуссия продолжится в ближайшие недели и месяцы».
Ранее министр сельского хозяйства Франции Дидье Гийом, комментируя в Париже саммит ЕС, заявил, что Макрон потребовал повышения ассигнований на Общую аграрную политику с предложенных Еврокомиссией 370 млрд евро на семь лет до 375 млрд евро.
Макрон также подчеркнул, что Франция защищает отсутствие сокращений финансирования по другой наиболее крупной статье бюджета ЕС - Политике регионального развития, направленной на подъем депрессивных регионов ЕС. Плюс Макрон призвал повысить уровень ассигнований на оборону, космос и новые технологии. Однако он не объяснил, откуда страны ЕС возьмут на это деньги.
Зато позицию стран-доноров предельно четко сформулировал премьер-министр Швеции Стефан Лёвен, по словам которого, предложенный евроинститутами проект бюджета потребовал бы от Швеции увеличения ее годового взноса в бюджет ЕС на 44%. «Это невозможно», - отрезал он.
http://tass.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу