Пасхальные подарки от ФРС и ОПЕК+ » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Пасхальные подарки от ФРС и ОПЕК+

13 апреля 2020 БКС Экспресс
Геополитика и рынки

Хорошие новости от ФРС на время затмили ужасную реальность. В то время как состояние реальной экономики продолжает ухудшаться, а на горизонте все очевиднее проступают новые риски – от резкого роста структурной безработицы до значительного падения качества активов на балансе банков, мировые рынки продолжают расти. Во многих случаях такой рост никак не говорит о скором разрешении проблем, а отражает лишь одно: растущий навес свободной ликвидности. Причина такого навеса связана с попытками регуляторов и правительств облегчить положение экономик и населения, однако в условиях сжатия спроса и быстрого ухудшения качества заемщиков ликвидность зачастую перенаправляется в менее рисковые активы с большим потенциалом роста цены – на фондовые рынки. Должно пройти немало времени, прежде чем реальность возьмет верх, и фундаментальные оценки спровоцируют коррекцию переоцененных активов. Пока же доступность дешевых денег будет обеспечивать новые ралли. Настоящий пир во время чумы.

Пасхальные подарки от ФРС и ОПЕК+



Глобальная экономика: нефть как квинтэссенция геополитики. Ситуация на нефтяном рынке и вокруг него все больше напоминает бесконечную «мыльную оперу», когда сценарий одновременно неожиданный и тривиальный, а развязка все время оттягивается – до выхода новой серии. Вместе с тем действия главных героев остаются хорошо известными и прогнозируемыми, что в итоге делает сюжет скорее скучным, чем захватывающим.
Главные игроки нефтяного рынка – Саудовская Аравия, РФ и США – остаются в плену противоречий: с одной стороны, реальность катастрофического падения спроса на энергоносители и растущая нехватка хранилищ не оставляют им иного выбора, как договариваться – очевидно, что сокращений объемов производства избежать не удастся никому. С другой стороны, растет конкуренция за оставшиеся рынки и по мере схлопывания спроса желания уступать свою долю становится все меньше. При этом ключевой игрок рынка – США – не оставляют попыток решить проблемы за счет других производителей: об этом прямо говорят ссылки на отсутствие административных возможностей и законодательные антикартельные ограничения, существующие в стране. Все это сопровождается необязывающими намеками из Вашингтона на новые санкции, тарифы, прекращение военной и иной помощи или на поблажки в виде возможного смягчения санкций и увеличения объемов предоставляемой помощи.
Рынки нефти всегда были политизированы; в настоящее время они стали еще и ареной для столкновения геополитических и стратегических интересов. На этом фоне вероятность соблюдения сторонами любой сделки, даже самой выгодной, сразу ставится под вопрос: как только позволит экономическая ситуация или в полной мере проявятся слабости конкурентов, сделка может быть отброшена и нефтяная война может возобновиться с новой силой.
Однако пока реальность не оставляет всем трем сторонам иного выбора, как договариваться. Даже при самом оптимистичном сценарии мировой спрос на энергоносители может начать восстанавливаться лишь в июне; до полного восстановления может потребоваться 1-2 года, а может и более. В то же время мировые хранилища для нефти будут заполнены уже в мае. Это означает, что хотя бы временная, чисто тактическая, сделка по сокращению поставок необходима – если ее не будет, сокращение все равно будет, только неупорядоченно и с риском еще больших потерь для всех сторон.
Как и ожидалось, 9 апреля состоялось многочасовое виртуальное совещание министров энергетики ОПЕК+. США в нем участия не приняли, а Трамп накануне вновь заявил, что Вашингтон ни в каких сделках принимать участия не намерен. Тем не менее параллельно совещанию Трамп успел поговорить с саудовским королем и президентом Путиным. В итоге сделка была почти достигнута, если бы не неожиданный ход со стороны Мексики, которая отказалась сокращать поставки на оговоренную квоту – вместо 400 тыс. барр./сутки мексиканцы согласились лишь на 100 тыс.
На следующий день, 10 апреля, совещание ОПЕК+ продолжилось. Вслед за активной телефонной дипломатией между Вашингтоном, Эр-Риядом и Москвой американцы смогли убедить Мексику остаться в сделке ОПЕК+: взамен США взяли на себя обязательство снизить свою добычу на 250 тыс. барр./сутки. По словам министра энергетики США Бруйетта, до конца года общее снижение добычи нефти в США составит 2-3 млн барр./сутки за счет естественного спада производства.
Завершением «нефтяной дипломатии» прошедшей недели стала онлайн-конференция министров энергетики G20, состоявшаяся 10 апреля. К моменту начала конференции новая сделка ОПЕК+ уже была согласована и публично одобрена Москвой и Вашингтоном. Роль G20 в этой сделке осталась чисто добровольной: участники ОПЕК+ призвали другие нефтепроизводящие страны, которые не являются частью сделки, внести свою лепту в ребалансировку рынка через сокращения. В ответ Норвегия, Канада и ряд других стран (включая США) заявили о готовности сократить поставки нефти: по словам российского министра Новака, объем таких сокращений составит 5 млн барр./сутки.

В итоге интенсивного двухдневного переговорного марафона мы получили следующее:
(1) ОПЕК+ взял на себя обязательства сократить общие поставки нефти на 9.7 млн барр./сутки, начиная с 1 мая и до 30 июня; затем объем сокращений будет снижен до 7.7 млн барр. до конца 2020 г. до 5.8 млн барр. – с января 2021 г. по апрель 2022 г. Отсчет снижения идет от уровня октября 2018 г., за исключением РФ и Саудовской Аравии – для них база отсчета повышена до 11 млн барр./сутки.
(2) Другие страны, формально не участвующие в ОПЕК+, пообещали сократить добычу еще на 5 млн барр./сутки (хотя пока подтвержденные намерения – это всего лишь 3.7 млн барр. от США, Канады и Бразилии); таким образом общий объем сокращений с 1 мая может составить 13-15 млн барр./сутки. Такое соглашение будет действовать 2 месяца, до конца июня.
(3) В целях мониторинга ситуации на рынке нефти Москва, Вашингтон и Эр-Рияд договорились о создании международного альянса ОПЕК++, который они и будут возглавлять.
Снижение на 13-15 млн барр. – это тот минимум, который, по расчетам, может почти компенсировать ожидаемое падение спроса на нефть. Новость положительная для рынка нефти, хотя существует большой риск того, что в силу традиционно плохой дисциплины соблюдения договоренностей в ОПЕК и юридически необязывающего согласия других стран, реальный избыток нефти на мировом рынке может все же оказаться значительным. Это может оказывать понижающее давление на нефтяные цены, в то время как затоваривание рынка и наполнение хранилищ продолжатся по крайней мере в ближайшие недели – до конца апреля, когда соглашение о сокращении поставок еще не действует.
Тем не менее мы не ожидаем падения цен на нефть ниже $30/барр.; в мае в случае соблюдения сделки большинством участников и начала постепенного восстановления спроса на нефть цены могут подрасти к $40/барр. Для нас это будет существенным улучшением: мы прогнозировали среднюю цену Brent во втором квартале на уровне $25/барр.

Российская экономика: власти готовят новый пакет помощи. 8 апреля Владимир Путин выступил с новым обращением к населению, на этот раз сместив акценты в сторону состояния экономики и действий региональных властей. Президент призвал к снятию ненужных ограничений для компаний и пообещал увеличить государственную поддержку тем предприятиям, которые воздерживаются от сокращения персонала. Он также предостерег местные власти от закрытия границ с другими регионами России – явная отсылка на действия, предпринятые рядом регионов, в том числе Чечней. Путин обратился к Минфину, ЦБ и региональным властям с просьбой разработать новый пакет экономической помощи для секторов, наиболее сильно пострадавших от режима самоизоляции, а также для рынка труда и системы здравоохранения. Госдума планирует обсудить новые меры уже на предстоящей неделе, 14 апреля.
Обещание Путина увеличить антикризисное финансирование нас не удивило – еще две недели назад, когда было объявлено о первом пакете господдержки, мы писали, что по мере усугубления кризиса объемы финансирования будут расти. По данным
Bloomberg, общий объем нового пакета помощи может составить RUB 1 трлн; источником финансирования будет новый госдолг, а не резервы (ФНБ). В рамках этого плана правительство также работает над расширением списка системообразующих компаний – новая версия списка должна появиться 17 апреля.
Тем не менее общая тактика властей остается неизменной: новые меры объявляются только когда ситуация ухудшается, и они направлены преимущественно на поддержку лишь политически и социально значимых секторов экономики, которые более всего пострадали от кризиса. Обещание Путина увеличить поддержку МСБ вряд ли существенно облегчит участь большинства небольших компаний, поскольку государственная помощь по-прежнему будет сосредоточена на более крупных предприятиях. Тем временем ряд корпораций уже объявили о возобновлении деятельности на следующей неделе (в том числе крупнейшие российские автопроизводители и банки), несмотря на то, что, по оценке Путина, Россия достигнет пика пандемии только через 2-3 недели.

Курсы валют и процентные ставки
Рубль и ставка ЦБ – рубль поддержали нефть и спрос инвесторов. Несмотря на пасхальные каникулы на Западе, когда традиционно многие инвесторы предпочитают сокращать позиции в рисковых активах, включая российские, в РФ существенного роста спроса на валюту отмечено не было. Отчасти это было связано с ожиданиями скорого заключения нефтяной сделки в ОПЕК+/G20, что могло поддержать нефтяные котировки и, соответственно, курс рубля. Отчасти рублю помогло объявление ФРС о новом значительном пакете помощи – в ожидании волны ликвидности просел доллар, что подтолкнуло вверх все валюты, включая рубль. Рублю также помогли сильные фундаментальные позиции РФ в сфере резервов, долга и бюджета, как показывает статистика ЦБ, в последнюю неделю иностранные инвесторы прекратили сокращать свои позиции в российском рублевом госдолге.
На завершение торгов 10 апреля российская валюта стоила RUB 73.75/$ (3 апреля курс на закрытие торгов составлял RUB 76.49/$).
Мы продолжаем считать, что в случае усиления рисков для финансовой стабильности, например, при резком росте оттока капитала из рублевых облигаций – исключать экстренного повышения ставки ЦБ нельзя, но мы по-прежнему оцениваем вероятность такого сценария как низкую. Наш среднесрочный прогноз по ставке – 6% до конца 2020 г.; прогноз мы не меняем, несмотря на оптимистичные заявления председателя ЦБ Набиуллиной в прошлую пятницу: она заявила, что очищенный от сезонности рост экономики РФ возобновится уже в 3К20, а инфляция начнет замедляться во 2П20 – это может позволить ЦБ продолжить смягчение монетарной политики уже в текущем году.

Евро и ЕЦБ – ЕС парализован, вся надежда на ЕЦБ. После нескольких дней ожесточенных споров 9 апреля министры финансов ЕС, наконец, одобрили пакет мер для борьбы с последствиями пандемии на общую сумму в EUR 540 млрд. Эта новость должна была бы воодушевить рынки, однако роста оптимизма мы не ожидаем: за рамками соглашения остались многие существенные вопросы, включая те, которые ранее служили главной причиной разногласий: это относится как к механизму выделения помощи, так и к критериям распределения новой долговой нагрузки. Богатые страны Северной Европы по-прежнему не желают платить по долгам беднеющих Юга и Востока; в то же время финансовой положение последних – уже критическое еще до пандемии – резко ухудшается с каждым днем. Пока стабильность финансовой системы ЕС спасает ЕЦБ, который по мере возможностей наращивает кредитование банков и выкуп активов. Но возможности ЕЦБ ограничены как состоянием экономик и качеством бумаг многих стран, так и растущим нежеланием европейских доноров расширять поддержку.Все это плохие новости для евро в среднесрочной перспективе; пока же единая европейская валюта остается стабильной в коридоре 1.08-1.11/$ уже месяц: на закрытие торгов 9 апреля курс евро составил $1.0941/евро (3 апреля курс составлял $1.0801/евро).

Доллар и ФРС – ФРС настроен на V-образное восстановление экономики США. Волна позитива, прокатившаяся по американским рынкам в начале прошедшей недели и вызванная ожиданиями скорого прохождения пика пандемии в США, уже к середине недели улетучилась. Но в четверг, 9 апреля, как раз накануне католических пасхальных каникул, ФРС решила преподнести рынкам подарок. В опубликованном заявлении председателя центробанка Дж. Пауэлла говорилось о запуске новых программ кредитования для помощи экономике США объемом $2.3 трлн (включая новый механизм кредитования в размере $350 млрд, новый фонд MSLF объемом $600 млрд и увеличение объема выкупа облигаций местных органов власти). Вместе с тем Пауэлл заявил о решимости обеспечить «столько поддержки и стабильности, сколько мы можем», а также выразил уверенность в сильном и быстром восстановлении экономики. Такая мощная поддержка привела к резко позитивной реакции на американских и всех остальных рынках: вырос спрос на риск, курс доллара снизился, и подросли котировки сырья.
В случае, если прогнозы развития пандемии в США окажутся верными и на предстоящей неделе мы действительно увидим начало снижения числа новых заболеваний в Америке, вполне можно ожидать продолжения восходящего тренда на рынках. При этом решимость монетарных и политических властей США (Трамп создает специальную оперативную группу по восстановлению экономики) оказывать поддержку всеми доступными средствами вселяет надежду на более позитивный сценарий для американской и мировой экономики после завершения эпидемии. Косвенно это также очень хорошая новость и для экономики РФ – спрос на основные товары российского экспорта может начать восстанавливаться быстрее, чем ожидалось ранее.

Сырьевые рынки
Нефть – новое соглашение позволит удержать цену выше планки в $30/барр. О динамике и факторах нефтяного рынка – см. выше. На закрытие торгов в Лондоне 9 апреля цена на июньский контракт по Brent составила $31.48/барр. (3 апреля цена составляла $34.11/барр.). Мы ожидаем умеренно-позитивной реакции на рынках на новую сделку ОПЕК+ и G20, хотя в перспективе ближайших недель цена на Brent вряд ли сможет закрепиться выше текущего коридора $30-35/барр.
Золото – уровень в $1 700 может быть преодолен в ближайшие дни. На прошедшей неделе спот цена на золото несколько раз превышала уровень в $1 700/т.у., но закрепиться на нем не смогла. На закрытие рынка 9 апреля золото в Лондоне стоило $1 688/т.у. против $1 621/т.у. неделей ранее. Мы считаем, что уже в ближайшие дни золото может выйти в новый диапазон $1 700-1 800/т.у. Этому способствует сильный спрос на металл со стороны инвесторов: по данным Всемирного совета по золоту, в марте биржевые инвестиционные фонды (ETF) закупили золота на рекордные 151 т (+5% м/м), причем более половины этого спроса пришлось на Европу. Кроме того, продолжение накачки ликвидностью мировой финансовой системы будет подталкивать цены на золото вверх и в ближайшие недели.

Ключевые даты
14 апреля – внешняя торговля КНР (март)
15 апреля – розничные продажи в США (март)
16 апреля – разрешения на строительство в США (март)
16 апреля – индекс производственной активности в США (апрель)
17 апреля – ВВП КНР за 1К20; консенсус -6% г/г
17 апреля – промышленное производство в КНР (март)
17 апреля – инфляция в ЕС (март); ожидаем 0.7% г/г

Последние макроэкономические отчеты
Вероятно сохранение ставки ЦБ в 2020 г. (6 апреля)
Россия – рецессия становится все реальнее (20 марта)
COVID-19 и нефть – негативно для РФ (10 марта)
Коронавирус – Пациент скорее жив, чем мертв (4 марта)
Россия – луч света в море неопределенности (17 февраля)
Прогноз на 2020 г. – ожидания и риски (31 января)
Экономика РФ: все еще в режиме ожидания (2 декабря)
Казахстан – Зависимость от соседей повышает риски (13 ноября)
Макростабильность привлекает, пока (6 ноября)
Слабый рост, стабильность, угасающая надежда (2 октября)
Консенсус ждет снижения ставки, мы не согласны (5 сентября)
Низкая инфляция – поводов для оптимизма мало (9 июля)
Российская экономика – Медленное начало года, ждем 4К19 (3 июля)
Стабильность достигнута, время для роста (30 мая)
Рост ВВП за счет нефти и госрасходов (3 апреля)
Опрос инвесторов: Страх санкций и любовь к Сбербанку (1 марта)

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter