Как загрузить российские порты » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Как загрузить российские порты

25 апреля 2020 ИХ "Финам" Баранов Дмитрий
Счётная палата РФ (СП) в результате проведённой проверки установила, что отечественные морские порты не работают на полную мощность. Так, по итогам 2019 года грузооборот морских портов страны составил 840,3 миллиона тонн или 76% от проектной мощности.

По мнению Счётной палаты, морские порты недостаточно развиваются из-за действий государства. Так, в 2016-2019 году из запланированных 36 объектов государственной собственности были построены и введены в эксплуатацию лишь 13 единиц.

Такое развитие данной сферы, как считают аудиторы, отрицательно сказывается на частных инвестициях, бизнес не хочет вкладывать средства в порты, которые не достроены государством. Как следствие этого, уровень внебюджетного финансирования в 2016-2019 годах упал с 50% до 14% от запланированных показателей. Так, отмечает СП, недостаточный темп Росморпорта работ в порту Ванино, замедляет строительство и ввод в эксплуатацию частного угольного терминала, который бы позволил увеличить мощности порта на 12 миллионов тонн. А в порту Усть-Луга, бюджетные работы в котором составили 26 083,8 миллиона рублей, проведённая СП проверка показала, что отдельные участки акваторий и причальной инфраструктуры не используются, так не достигнуты проектные глубины и движение судов в соответствующей акватории запрещено. В материалах Счётной палаты отмечается, что недостаточная загрузка морских портов РФ (их проектная мощность составляет 1,1 миллиарда тонн) позволяет говорить о недостаточно высоком уровне прогнозирования грузооборота морских портов, учёта меняющейся конъюнктуры мировых товарных рынков.

С одной стороны, выводы, которые сделаны Счётной палатой, можно назвать тревожными, ведь имеющаяся задача увеличения объёмов экспорта, во многом решается за счёт морских портов. Если они не работают на полную мощность, значит есть риск того, что бюджетами не будет получена часть доходов. Однако с другой стороны, не всё зависит от портов в деле увеличения грузооборота, но дело и в той транспортной инфраструктуре, что связывает порты с грузоотправителями. Наиболее известный пример – восточный полигон отечественной сети железных дорог: Транссиб и БАМ. Как известно, пропускные способности этих магистралей близки к пределу, что затрудняет рост грузоперевозок по этим дорогам. А значит и доставка грузов в порты на востоке страны и вывоз из них зависят не столько от того, как прогнозируется грузооборот, сколько от возможностей транспортной инфраструктуры.

Даже если допустить, что пропускные мощности всех железных дорог страны увеличились, то проектная мощность всех портов страны позволила бы увеличить грузооборот в них ещё на четверть миллиарда тонн. Важно и оперативное регулирование этой сферы, создание системы стимулов для грузоотправителей и перевозчиков, взаимодействие между разными видами транспорта. Например, решение ОАО РЖД о предоставлении максимально возможной скидки в размере 12,8% на перевозку экспортного энергетического угля в направлении портов Азово-Черноморского бассейна повлияло на рост их грузооборота. Так, по данным Минтранса РФ, грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна в первом квартале текущего года вырос на 3,4% до 64,1 миллиона тонн, из которых объём перевалки сухих грузов составил 23,8 миллиона тонн (+4%), наливных грузов – 40,3 миллиона тонн (+3,1%).

Отечественные морские порты в целом показали хорошие результаты работы в первом квартале текущего года. Согласно данным Минтранса РФ, грузооборот морских портов России в январе-марте 2020 года вырос на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 207,1 миллиона тонн. Объём перевалки сухих грузов составил 88,3 миллиона тонн (+0,9%), наливных грузов – 118,8 миллиона тонн (+3,5%). В морских портах страны обрабатываются самые разные грузы, что создаёт устойчивый спрос на их услуги, позволяет рассчитывать на то, что их показатели по итогам года будут удовлетворительными. Так что поставленная в Федеральном проекте цель – увеличение мощности морских портов России к концу 2024 года до 1,3 миллиарда тонн, может быть достигнута, конечно же, при слаженной работе государства и частных инвесторов, развивающих морские порты.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter