Потребитель в маске и перчатках - новая проблема экономики » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Потребитель в маске и перчатках - новая проблема экономики

7 мая 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Коронавирус меняет поведение потребителей по всему миру. Чтобы заставить людей больше тратить, правительства идут на различные меры - от раздачи живых денег, до выпуска ваучеров на приобретение услуг и товаров. Но в кризис люди больше экономят, опасаясь потерять последние сбережения, а полноценный заработок под вопросом, так как возвращение к нормальной жизни будет проходить медленно. Вся надежда на молодых, они готовы вести привычный образ жизни сразу после того как карантин снимут.

Пандемия короновируса меняет потребительское поведение людей. Они тратят меньше в силу естественных причин: магазины закрыты и многие из тех, кто приобретает товары онлайн, прежде всего покупает товары первой необходимости.

Согласно недавнему исследованию McKinsey, уровень потребительского оптимизма в Великобритании, Франции, Испании и Италии снизился на 25-40%. На более высоком уровне потребительский оптимизм сохраняется в Германии, но потребители по всему миру серьезно обеспокоены падением своих доходов. В наиболее пострадавших от коронавируса США 32% респондентов ожидают, что их доходы снизятся.

В Великобритании такого мнения придерживаются 30%, во Франции так считают 34% опрошенных, но самая высокая цифра в Италии-51%. Как известно, эта страна стала самой пострадавшей от пандемии.

На первом месте среди покупок в большинстве стран от Франции до Бразилии, до США и Германии - продукты и товары первой необходимости. В то же время потребители резко снижают или вообще отказываются от трат на рестораны, одежду, обувь, ювелирные изделия, аксессуары.

Изменение потребительских привычек, как предполагают эксперты, ударит по дорогим брендам. Как констатирует Forbes, по данным опроса крупнейших производителей предметов роскоши, после пандемии уровень продаж товаров в этом сегменте сократится на 30 -40 млрд евро. Это приведет к снижению уровня производства этих товаров до уровня пятилетней давности.

Ваше слово, товарищ ваучер

Даже в таких странах, как Индия и Китай, где потребление, несмотря на пандемию, остается достаточно высоким, потребители сегодня больше сберегают чем тратят. Правда, этот процесс начался уже давно. Как отмечала he New York Times, почувствовав замедление экономического роста, потребители стали больше сберегать и меньше тратить. Издание приводило в пример данные 100 крупнейших ритейлеров, продажи которых резко упали, а также такой факт: китайцы стали меньше покупать лапшу на вынос, предпочитая готовить дома: "По мере замедления роста доходов, домохозяйства совершают меньше ненужных покупок и предпочитают больше экономить", --писало издание в октябре 2019 года.

Из-за пандемии ситуация резко ухудшилась - продажи ритейлеров упали на 20.5% и сегодня, когда потребитель стал еще более осторожным в тратах, китайские власти пытаются стимулировать потребительский спрос самыми разными мерами. Так, в начале апреля 50 китайских провинций выпустили специальные потребительские купоны, которые могут быть потрачены как на покупки, так и на отдых. Ваучеры надо потратить быстро, так как через неделю они сгорают: "Судя по тому, что осуществляется такая мера, власти считают, что у них там "ловушка ликвидности" - если людям раздавать деньги, то они их будут сберегать, а не тратить", -прокомментировал действия китайских властей в своем Facebook профессор Чикагского университета Константин Сонин. При этом, эксперт считает действия властей КНР "странным феноменом и отмечает, что пока перспективы этого эксперимента "неясны".

Часть ваучеров выпускают сами магазины. Так, например, один из гигантов розничной торговли компания Suning в конце марта раздал ваучеры на сумму 620 миллионов юаней ($88,7 миллионов) примерно миллиону человек, которые приобретали на них различные потребительские товары. Согласно опросу, проведенному платформой Alipay, более 10 миллионов компаний воспользовались этой программой, причем 90 процентов из них - предприятия малого и среднего бизнеса.

В отличие от Китая, в США утверждена программа по выдаче суммы в $1200 гражданам для стимуляции потребительского спроса в период пандемии. Деньги, которые направляются на банковские счета, могут быть использованы не только для приобретения товаров, но и как "заначка". Известно, что большинство американцев не имеет никаких сбережений и деньги могут быть использованы для погашения долгов за жилье в случае потери работы.

Убедить людей тратить больше и помочь восстановлению экономики - одна из главных задач, над которой ломают головы экономисты. Ситуация осложняется тем, что потребитель не просто боится кризиса, а боится вдвойне - из-за опасности заразиться в случае шопинга, похода в кино или путешествия на самолете. Этот страх останется с ним еще долго даже после снятия карантина, считают эксперты.

Работать над ассортиментом

Страхи мешают возвращению к нормальной жизни. В Великобритании лидеры профсоюзов уже заявили правительству, что не будут побуждать работников быстро возвращаться на работу. Они недовольны тем, что в рекомендациях правительства бизнесу, есть огромные пробелы. Они касаются норм безопасности и социального дистанцирования.

Критически к "нормализации" работы относятся и железнодорожники. В письме премьеру Борису Джонсону представители трех профсоюзов железнодорожников заявили, что возобновление нормальной работы поездов с 18 мая будет "опасным". Учитывая все эти опасения, снятие карантина будет проходить медленно в стиле "один шаг вперед, два назад": "Компании должны будут найти способ убедить потребителей совершать покупки, путешествовать, пойти на концерт или на спортивную игру. Этот процесс очень неуправляемый и будет идти очень медленно", --отмечает на сайте Федерального резервного банка Ричмонда его президент Том Баркин.

Банкир считает, что убедить потребителей вернуться в магазины и рестораны помогут меры безопасности: персонал в масках в продовольственных магазинах, а рестораны должны поставить столы так, чтобы соблюдать "социальную дистанцию". При этом, он отмечает, что все эти меры защиты потребуют у бизнеса дополнительных средств. Однако выхода нет, придется тратить, иначе покупатель просто уйдет в другой магазин.

Компании должны пересмотреть свою бизнес-модель, чтобы сохранить посетителей, говорит Finam.ru доцент кафедры маркетинга и торгового дела Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Юлия Сяглова. Как пример, она приводит уже сделанные многими ритейлерами мира шаги, создание дополнительных онлайн каналов и удобную доставку: "Люди уже оценили их преимущества, и дальше их нужно только наращивать, создавать дополнительную ценность. Это будет способствовать сохранению покупательской аудитории, с которой они стали взаимодействовать в силу текущих обстоятельств".

Компаниям также необходимо работать над ассортиментом для того, чтобы он соответствовал потребительским предпочтениям, отмечает Сяглова: "Если из-за пандемии спрос на определенные группы товаров вырос - значит, они востребованы в этих новых условиях. Важно не навязывать ассортимент, который по каким-то причинам выгоден предприятию, а работать над его улучшением в интересах клиентов".

"Новая нормальность" для молодежи

Пройдет время, люди начнут ходить по магазинам, делать покупки в масках и перчатках возможно сначала это будет непривычным, но потом войдет в потребительскую норму. Эксперты называют это "новой нормальностью". Возможно, здесь следует поучиться у Японии, где люди в масках были привычной частью пейзажа задолго до пандемии. Правда, индекс потребительского доверия в этой стране серьезно пострадал из-за "коронакризиса" и сегодня зафиксирован на самом низком уровне за 11 лет.

Потребительское поведение различается у разных групп населения. Как правило, люди среднего и старшего возраста более консервативны и вряд ли после снятия карантина тут же побегут в магазин за новым телевизором или стиральной машиной.

В этой связи компании возлагают надежды на молодых покупателей, которые по-прежнему видят в шопинге и развлечениях важную часть жизни. Согласно недавнему исследованию американской маркетинговой компании True Public, большинство молодых людей в возрасте от 16 до 35 лет готовы вскоре после снятия карантина вернуться к привычному образу жизни.

Так, согласно исследованию 55% опрошенных заявили, что готовы вновь ходить в рестораны, как только закончится карантин. Только 16% заявили, что будут продолжать есть дома, а 13% опрошенных готово подождать, когда появится вакцина. Высокие проценты авторы исследования получили и по многим другим пунктам: 39% заявили, что готовы вновь ходить в кино после того как кончиться карантин, 38% готовы к путешествиям внутри страны, а 35% вновь готовы бежать по беговой дорожке или качать железо в фитнес-центре.

Психолог Карина Милитонян объясняет Finam.ru эти цифры особенностями поведения этой возрастной группы: "У молодых много энергии, им очень тяжело находиться долго взаперти. И тяга к веселой, активной жизни у них опережает осторожность. К тому же, они легче переживают нестандартные ситуации. И оптимистичнее людей постарше".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter