COVID в регионах - как кризис ударил по бюджетам » Элитный трейдер
Элитный трейдер


COVID в регионах - как кризис ударил по бюджетам

24 августа 2020 Институт "Центр развития" ВШЭ
За январь-июнь 2020 г. консолидированные региональные бюджеты были исполнены с суммарным дефицитом в 214 млрд руб., при том, что в течение 2011–2019 гг. полугодовой баланс региональных бюджетов всегда был положительным. Доходы регионов за первое полугодие 2020 г. составили 6,3 трлн руб. (прирост по отношению к 2019 г. на 2,1%). Кризис не мог не сказаться на собственных (налоговых и неналоговых) доходах регионов – они сократились на 7% (г/г). Одновременно трансферты из федерального бюджета выросли почти на 60% (!). Расходы региональных бюджетов увеличились в первом полугодии 2020 г. на 19%, в том числе расходы на здравоохранение – на 85%. Около половины российских регионов в первом полугодии 2020 г. исполнили бюджеты с дефицитом. По нашим оценкам, по итогам года регионы могут недополучить 7–8% собственных доходов. Потребность в дополнительной поддержке из федерального центра можно оценить в 550–600 млрд руб.

За первое полугодие 2020 г. доходы консолидированных региональных бюджетов составили 6,3 трлн руб. (12,3% ВВП, см. рис. 1), прирост по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. составил 2,1%. Под влиянием экономического кризиса налоговые и неналоговые доходы регионов сократились на 7% (г/г); одновременно трансферты из федерального бюджета выросли на 57%, так что их доля в доходах бюджета составила 22% (в кризисном 2009 г. было 25%).

Рис. 1. Доходы, расходы и баланс консолидированных региональных бюджетов за январь-июнь 2011–2020 гг., в % к ВВП

COVID в регионах - как кризис ударил по бюджетам

Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Поступления НДФЛ за первое полугодие 2020 г. по сравнению с первым полугодием 2019 г. практически не изменились. Зато существенно снизились поступления по другим основным видам налогов. Поступления по налогу на прибыль уменьшились на 14%, по налогу на совокупный доход – на 11,5%, по налогам на имущество – на 7,2%. Поступления от акцизов выросли на 3% под влиянием перераспределения акцизов на моторное топливо в пользу регионов. Анализ динамики доходов становится более содержательным при раздельном рассмотрении показателей за первый и второй кварталы 2020 г.

Рис. 2. Доля трансфертов из федерального бюджета в общем объеме доходов консолидированных бюджетов регионов за первое полугодие в 2011–2020 гг


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ

Таблица 1. Доходы региональных бюджетов в первом и втором кварталах 2019 и 2020 гг. (млрд руб., %)



Из данных таблицы 1 следует, что поступления по налогу на прибыль в первом квартале 2020 г. по сравнению с 2019 г. практически не изменились, но во втором квартале упали на 27%. Поступления по НДФЛ в первом квартале 2020 г. выросли на 12% (г/г), во втором квартале снизились на 10% – в итоге это привело к тому, что за полугодие эти поступления не изменились. Масштабы снижения собственных доходов в первом полугодии 2020 г. существенно различаются по регионам. Как видно из рис. 3, ряд регионов, в которых имело место существенное сокращение собственных доходов (в частности, ЯНАО, республики Коми, Татарстан, Башкортостан), относятся к нефте- и газодобывающим. Сокращение бюджетных доходов в них непосредственно связано с падением мировых цен на углеводороды. Более детально типизировать регионы по масштабам падения собственных доходов достаточно сложно.

В 19 регионах собственные доходы выросли по сравнению с уровнями 2019 г.; в ЦФО к ним относятся Владимирская, Воронежская, Тверская и Смоленская области. Масштабы увеличения трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. сильно дифференцированы по регионам и достаточно слабо коррелируют с глубиной падения собственных доходов регионов. (Коэффициент корреляции равен (-0,46)).

Рис. 3. Темп роста собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с падением собственных доходов более существенным, чем по России в среднем.

Рис. 4. Темпы роста трансфертов из федерального бюджета в первом полугодии 2020 г. (г/г), в %


Источник: Минфин РФ, расчёты Института "Центр развития" НИУ ВШЭ. Показаны регионы с ростом трансфертов более чем в 2 раза.

Как видно из рис. 4, в числе регионов с наибольшими темпами прироста трансфертов из федерального бюджета входят как регионы с существенным падением собственных доходов (ЯНАО, Пермский край, Татарстан, республика Коми), так и вполне благополучные развитые в экономическом отношении Московская область и г. Санкт-Петербург. Окончательные выводы о структуре трансфертов из федерального бюджета регионам делать преждевременно. Судя по полугодовой структуре, дополнительная помощь регионам была оказана через механизм предоставления дотаций различных видов. В частности, регионам были предоставлены дотации на оснащение коечного фонда медицинских организаций для оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией в объеме 68,2 млрд руб.

Таблица 2. Структура трансфертов из федерального бюджета регионам в 2011–2019 гг. в первом полугодии 2020 г., в %



Расходы региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. выросли по сравнению с соответствующим периодом 2019 г. на 19%, по регионам эти темпы варьируются в достаточно широких пределах. Лидером по темпам роста расходов выступает г. Москва с темпом прироста расходов 36%. Зато в Мурманской области расходы выросли всего на 2%, а в Калининградской области и Чукотском АО сократились на 4 и 1% соответственно.

Увеличение расходов консолидированных региональных бюджетов в первом полугодии 2020 г. происходило в основном за счет дополнительного финансирования здравоохранения.

Как видно из рис. 5, расходы на здравоохранение в первом полугодии 2020 г. выросли на 85% (г/г). Темпы роста большинства остальных видов расходов примерно соответствовали среднему показателю роста расходов. Расходы на обслуживание долга сократились на 8,5% под влиянием мер по реструктуризации задолженности региональных бюджетов.

Рис. 5. Темпы роста отдельных видов расходов региональных бюджетов в январе-июне 2020 г. (г/г), в %



За январь-июнь 2020 г. дефицит консолидированных региональных бюджетов составил 214 млрд руб. Дефицитное исполнение региональных бюджетов за первое полугодие наблюдается впервые с 2011 г. С дефицитом исполнили бюджет 48 регионов. Самые большие в абсолютном выражении объемы дефицита были в Москве и Московской области (160 и 55 млрд руб. соответственно). Однако за бюджетную устойчивость этих регионов волноваться не следует, поскольку они финансируют дефицит преимущественно за счет остатков на бюджетных счетах. В менее благополучных регионах финансирование осуществляется за счет банковских и бюджетных кредитов.

По соотношению бюджетного дефицита и собственных доходов лидерами в первом полугодии 2020 г. были Хакассия, Архангельская область, Республика Татарстан и Московская область. В 2020 г. регионы получили дополнительные полномочия по перераспределению расходов, увеличению размера дефицита и государственного долга. Сейчас преждевременно говорить о том, как эти возможности будут использованы, но очевидно, что более сильные в экономическом отношении регионы смогут прибегнуть к дешевым и долгосрочным по сравнению с банковскими кредитами облигационным заимствованиям. К настоящему моменту облигации в 2020 г. разместили г. Санкт-Петербург, Свердловская область, Республика Саха.

Прогнозировать развитие бюджетного кризиса в 2020 г. и его влияния на региональные бюджеты достаточно сложно. Очевидно, что под влиянием резкого падения цен на нефть и пандемии регионы столкнулись одновременно с существенным падением собственных доходов и необходимостью увеличивать социальные расходы, а также расходы на здравоохранение и поддержку отдельных секторов экономики. Умеренно оптимистический прогноз развития экономики в 2020 г. предполагает, что макроэкономическая ситуация во втором полугодии будет лучше по сравнению со вторым кварталом предыдущего года.

Рис. 6. Соотношение бюджетного дефицита и собственных доходов регионов в первом полугодии 2020 г., в %



При таком сценарии, основанном на среднегодовой цене на нефть 40 долл./барр., потери собственных доходов регионов составят около 800 млрд руб. 1 . Если предположить, что потери собственных доходов будут компенсированы только регионам-реципиентам, потребность в дополнительных трансфертах из федерального бюджета составит 350–360 млрд руб. Кроме того должны быть профинансированы дополнительные расходы регионов, прежде всего на здравоохранение и социальную защиту. С учетом этого потребность в расходах федерального центра на поддержку регионов в течение 2020 г. можно оценить в 550–600 млрд руб.

http://www.hse.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter