14 сентября 2020 ИХ "Финам" Беденков Дмитрий
Масштабные денежные вливания в рамках мер поддержки населения, бизнеса и финансовых институтов со стороны ведущих центральных банков мира, осуществляемые в текущем году для смягчения ущерба карантинных мероприятий, повысили внимание к теме инфляции. Хотя с точки зрения мировой статистики роста инфляции пока не наблюдается, обеспокоенность возможностью влияния масштабного поступления в экономику денежной массы на рост цен становится все более сильной. В этом ключе можно рассматривать переориентацию ФРС на долгосрочный целевой уровень CPI вместо краткосрочного. Регулятор предлагает считать нормальным временный выход базового индекса потребительской инфляции (CPI) за уровень в 2%, когда не стоит беспокоиться, если в отдельные периоды будут фиксироваться более высокие темпы прироста цен.
Судя по динамике индекса глобального CPI на основании средневзвешенных ВВП по ППС, в последние месяцы наблюдается некоторый рост показателя к 3% с некоторой коррекцией в последнюю неделю ниже этого уровня. При этом два месяца назад показатель опускался ниже 2,5%, что было минимальным значением за долгие годы. Правда нужно отметить, что индекс глобальной инфляции Bloomberg рассчитывается с месячным лагом. При всей условности данного показателя можно предположить, что темпы роста цен несколько ускорились в 3 кв. после сжатия потребительского спроса в первые месяцы жесткого карантина. Конечно, страновые различия и методика расчета откладывают определенный отпечаток на степень адекватности индекса. Например, в расчете берется не базовый, а обычный CPI. Но с точки зрения доверия к тренду данные условности играют меньшее значение.
В целом можно отметить, что потребительская инфляция пока показывает весьма сдержанный рост. Инфляционные процессы отражаются, прежде всего, на стоимости товарных и финансовых активов, которые в последние пять месяцев продемонстрировали феноменальный рост. С апреля глобальный фондовый Индекс MSCI MXWD вырос почти на 30%, упав, правда, в 1 кв. более чем на 20%. Аналогичным образом сырьевой индекс Bloomberg вырос на 16% с апреля после падения на 23% в 1 кв. Пока сдержанно реагируют мировые цены на продовольствие. Индекс продовольственных цен ФАО вырос на 2% в августе и на 5,5% за последние три месяца. Хотя данный рост является скорее восстановительным, поскольку во 2 кв. наблюдалось снижение индекса на фоне падения мирового спроса из-за пандемии. В августе индекс всего лишь достиг уровня февраля текущего года. Аналогичным образом индекс продовольственных товаров Bloomberg, отражающий динамику цен биржевых товаров, за последние три месяца вырос более чем на 8%. Хотя по сравнению с уровнем начала года находится ниже на 7%. Тем не менее, можно сказать, что высокая степень развития западных финансовых рынков помогает в значительной степени абсорбировать избыточную ликвидность и сдерживать давление избыточной денежной массы на потребительскую инфляцию.
Динамика российской инфляции по официальным оценкам в последние месяцы также остается стабильно низкой. В августе прирост индекс потребительских цен составил 3,0% к уровню на начало года, как и по итогам июля, отразив нулевую инфляцию за месяц. В то же время темпы инфляции демонстрируют ускорение в августе до 3,6% к августу прошлого года против 3,0% в декабре 2019г. Продовольственная инфляция в августе также составила 4,3% против 2,6% в декабре в годовом выражении. Средние экспертные оценки инфляционных ожиданий населения также растут и по данным Банка России стабилизировались чуть ниже 9% в августе против примерно 8% в марте. На рост инфляции влияют ряд факторов. Действует эффект отложенного спроса, когда в летние месяцы вырос спрос на товары, потребление которых откладывалось в период карантинных ограничений. Особенно тут стоит отметить товары длительного пользования. Например, рост продаж автомобилей в последние месяцы сопровождался июльским всплеском автокредитования.
Значительное влияние оказывает рост курса доллара. В марте рубль обесценился к доллару почти на 15%. Хотя в последующие два месяца укрепился примерно на 11%, за лето и начало сентября обесценение рубля к доллару составило более 6,5%. С учетом сохранения высокой доли импорта рост валютных курсов стимулирует повышение цен и сдерживает покупательную активность.
С точки зрения перспектив динамики инфляции помимо сезонных и конъюнктурных факторов, стоит отметить такой немаловажный аспект, как сдвиги в поведении хозяйствующих субъектов, которые могут носить не временный, а более длительный характер. На фоне сократившегося платежеспособного потребительского спроса продавцы товаров и услуг пытаются компенсировать выпадающие доходы повышением отдачи от каждого клиента. Это может происходить не только путем снижения издержек на производство, сокращения скидок, стимулирования потребления дополнительных или сопутствующих товаров и услуг, применения других маркетинговых ходов, но и банальным повышением цен. Таким образом, создаются условия для повышения цен на фоне упавшего спроса. Когда резервы для снижения затрат и себестоимости сокращаются, повышение цен выглядит простым способом сохранения рентабельности. Речь идет в большей степени о сфере услуг, чем о материальном производстве. Также имеет значение уровень эластичности спроса по цене на определенный товар или услугу, уровень конкуренции и концентрации в той или иной отрасли. Но в общем случае - повышение цен при стагнации доходов снижает уровень потребления, стимулирует замещение на более дешевые аналоги и становится сдерживающим фактором для восстановления потребительской активности. Получается своеобразное воспроизводство факторов сдерживания конечного потребления.
Сжатие потребительского спроса не обязательно приводит к замедлению роста цен, а может иметь обратный эффект. Возврат потребления к нормальному уровню может повысить продажи и позволит стороне предложения вернуться к модели на основе роста объемов, что позитивно с точки зрения нормализации инфляции.
Отдельными факторами, влияющими на покупательную способность, можно назвать валютный курс и цены на сырье, металлы и продовольствие. Ослабление рубля оказывает стимулирующее влияние на внутреннее производство, поддерживая занятость и общий уровень доходов. Механизм импортозамещения внутренним производством был эффективным в кризис конца 90-х на фоне наблюдавшегося тогда резерва незагруженных производственных мощностей. В то же время в моменте ослабление рубля снижает покупательную способность населения с учетом импортных товаров.
Мировые цены на металлы и продовольствие обладают потенциалом роста, что также негативно сказывается на инфляции. Хотя этот рост может сдерживаться со стороны спроса. Так, медь, никель, платина и палладий выросли в цене за последние три месяца на 13-19%. Столь стремительный рост может оказать сдерживающее влияние на восстановление мировой экономической активности, поскольку стимулирует инфляцию издержек в условиях просевшего уровня спроса. Рост цен на металлы во многом отражает высокий уровень ликвидности рынков в результате денежной экспансии центробанков мира и мало связан с ростом реальных потребностей покупателей. По этой причине динамика цен на металлы в среднесрочной перспективе может начать больше ориентироваться на уровень экономической активности и отличаться более сдержанной динамикой, сохраняя определенный потенциал роста. Цены на продовольствие также могут быть чувствительны к падению доходов стран импортеров, что будет стабилизирующим фактором для мировых цен.
Для увеличения потребительского спроса необходим рост реальных располагаемых доходов, что является проблемой последних лет. Дополнительное давление оказывает рост склонности к сбережению как реакция потребительского поведения на ухудшение ситуации в экономики. Для активизации потребления нужны дополнительные стимулирующие меры, включающие влияние на состояние доходов домохозяйств.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Судя по динамике индекса глобального CPI на основании средневзвешенных ВВП по ППС, в последние месяцы наблюдается некоторый рост показателя к 3% с некоторой коррекцией в последнюю неделю ниже этого уровня. При этом два месяца назад показатель опускался ниже 2,5%, что было минимальным значением за долгие годы. Правда нужно отметить, что индекс глобальной инфляции Bloomberg рассчитывается с месячным лагом. При всей условности данного показателя можно предположить, что темпы роста цен несколько ускорились в 3 кв. после сжатия потребительского спроса в первые месяцы жесткого карантина. Конечно, страновые различия и методика расчета откладывают определенный отпечаток на степень адекватности индекса. Например, в расчете берется не базовый, а обычный CPI. Но с точки зрения доверия к тренду данные условности играют меньшее значение.
В целом можно отметить, что потребительская инфляция пока показывает весьма сдержанный рост. Инфляционные процессы отражаются, прежде всего, на стоимости товарных и финансовых активов, которые в последние пять месяцев продемонстрировали феноменальный рост. С апреля глобальный фондовый Индекс MSCI MXWD вырос почти на 30%, упав, правда, в 1 кв. более чем на 20%. Аналогичным образом сырьевой индекс Bloomberg вырос на 16% с апреля после падения на 23% в 1 кв. Пока сдержанно реагируют мировые цены на продовольствие. Индекс продовольственных цен ФАО вырос на 2% в августе и на 5,5% за последние три месяца. Хотя данный рост является скорее восстановительным, поскольку во 2 кв. наблюдалось снижение индекса на фоне падения мирового спроса из-за пандемии. В августе индекс всего лишь достиг уровня февраля текущего года. Аналогичным образом индекс продовольственных товаров Bloomberg, отражающий динамику цен биржевых товаров, за последние три месяца вырос более чем на 8%. Хотя по сравнению с уровнем начала года находится ниже на 7%. Тем не менее, можно сказать, что высокая степень развития западных финансовых рынков помогает в значительной степени абсорбировать избыточную ликвидность и сдерживать давление избыточной денежной массы на потребительскую инфляцию.
Динамика российской инфляции по официальным оценкам в последние месяцы также остается стабильно низкой. В августе прирост индекс потребительских цен составил 3,0% к уровню на начало года, как и по итогам июля, отразив нулевую инфляцию за месяц. В то же время темпы инфляции демонстрируют ускорение в августе до 3,6% к августу прошлого года против 3,0% в декабре 2019г. Продовольственная инфляция в августе также составила 4,3% против 2,6% в декабре в годовом выражении. Средние экспертные оценки инфляционных ожиданий населения также растут и по данным Банка России стабилизировались чуть ниже 9% в августе против примерно 8% в марте. На рост инфляции влияют ряд факторов. Действует эффект отложенного спроса, когда в летние месяцы вырос спрос на товары, потребление которых откладывалось в период карантинных ограничений. Особенно тут стоит отметить товары длительного пользования. Например, рост продаж автомобилей в последние месяцы сопровождался июльским всплеском автокредитования.
Значительное влияние оказывает рост курса доллара. В марте рубль обесценился к доллару почти на 15%. Хотя в последующие два месяца укрепился примерно на 11%, за лето и начало сентября обесценение рубля к доллару составило более 6,5%. С учетом сохранения высокой доли импорта рост валютных курсов стимулирует повышение цен и сдерживает покупательную активность.
С точки зрения перспектив динамики инфляции помимо сезонных и конъюнктурных факторов, стоит отметить такой немаловажный аспект, как сдвиги в поведении хозяйствующих субъектов, которые могут носить не временный, а более длительный характер. На фоне сократившегося платежеспособного потребительского спроса продавцы товаров и услуг пытаются компенсировать выпадающие доходы повышением отдачи от каждого клиента. Это может происходить не только путем снижения издержек на производство, сокращения скидок, стимулирования потребления дополнительных или сопутствующих товаров и услуг, применения других маркетинговых ходов, но и банальным повышением цен. Таким образом, создаются условия для повышения цен на фоне упавшего спроса. Когда резервы для снижения затрат и себестоимости сокращаются, повышение цен выглядит простым способом сохранения рентабельности. Речь идет в большей степени о сфере услуг, чем о материальном производстве. Также имеет значение уровень эластичности спроса по цене на определенный товар или услугу, уровень конкуренции и концентрации в той или иной отрасли. Но в общем случае - повышение цен при стагнации доходов снижает уровень потребления, стимулирует замещение на более дешевые аналоги и становится сдерживающим фактором для восстановления потребительской активности. Получается своеобразное воспроизводство факторов сдерживания конечного потребления.
Сжатие потребительского спроса не обязательно приводит к замедлению роста цен, а может иметь обратный эффект. Возврат потребления к нормальному уровню может повысить продажи и позволит стороне предложения вернуться к модели на основе роста объемов, что позитивно с точки зрения нормализации инфляции.
Отдельными факторами, влияющими на покупательную способность, можно назвать валютный курс и цены на сырье, металлы и продовольствие. Ослабление рубля оказывает стимулирующее влияние на внутреннее производство, поддерживая занятость и общий уровень доходов. Механизм импортозамещения внутренним производством был эффективным в кризис конца 90-х на фоне наблюдавшегося тогда резерва незагруженных производственных мощностей. В то же время в моменте ослабление рубля снижает покупательную способность населения с учетом импортных товаров.
Мировые цены на металлы и продовольствие обладают потенциалом роста, что также негативно сказывается на инфляции. Хотя этот рост может сдерживаться со стороны спроса. Так, медь, никель, платина и палладий выросли в цене за последние три месяца на 13-19%. Столь стремительный рост может оказать сдерживающее влияние на восстановление мировой экономической активности, поскольку стимулирует инфляцию издержек в условиях просевшего уровня спроса. Рост цен на металлы во многом отражает высокий уровень ликвидности рынков в результате денежной экспансии центробанков мира и мало связан с ростом реальных потребностей покупателей. По этой причине динамика цен на металлы в среднесрочной перспективе может начать больше ориентироваться на уровень экономической активности и отличаться более сдержанной динамикой, сохраняя определенный потенциал роста. Цены на продовольствие также могут быть чувствительны к падению доходов стран импортеров, что будет стабилизирующим фактором для мировых цен.
Для увеличения потребительского спроса необходим рост реальных располагаемых доходов, что является проблемой последних лет. Дополнительное давление оказывает рост склонности к сбережению как реакция потребительского поведения на ухудшение ситуации в экономики. Для активизации потребления нужны дополнительные стимулирующие меры, включающие влияние на состояние доходов домохозяйств.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу