Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Два дефицита » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Два дефицита

4 декабря 2020 banki.ru | ОФЗ Осадчий Максим
В условиях кризиса растет дефицит бюджета. Минфин финансирует его за счет роста заимствований с помощью ОФЗ. В конечном итоге долги государства оплатит население, ведь сегодняшние долги государства — это завтрашние налоги.

Экономический и социально-эпидемиологический кризис вызвал снижение доходов и рост расходов федерального бюджета. Эти ножницы привели к возникновению дефицита бюджета.

Доходы федерального бюджета за десять месяцев 2020 года сократились на 9,2%, или на 1,5 трлн рублей, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Основная причина снижения — сокращение нефтегазовых доходов на 2,3 трлн рублей, или на 35,2%.

Напротив, расходы федерального бюджета за десять месяцев 2020 года выросли на 25,4%, или на 3,4 трлн рублей, по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Основной фактор роста — увеличение расходов на социальную политику (они выросли на 1,4 трлн рублей, или на 34,9%) и здравоохранение (на 0,5 трлн рублей, или на 88,6%).

В итоге на 1 ноября 2020 года дефицит федерального бюджета достиг 1,8 трлн рублей. Минфин ожидает дефицита бюджета в 2020 году на уровне 4% ВВП (около 4 трлн рублей), тогда как в 2018 и 2019 годах бюджет сводили с солидным профицитом — 2,7 трлн и 2,0 трлн соответственно.

Как Минфин финансирует дефицит бюджета? В первую очередь, за счет заимствований на внутреннем рынке. За десять месяцев 2020-го государственный внутренний долг вырос на 3,8 трлн рублей и достиг 13,9 трлн рублей на 1 ноября 2020 года, тогда как рост этого долга за аналогичный период прошлого года был существенно меньше и составил всего 1,5 трлн рублей.

Заимствования РФ на внутреннем рынке Минфин осуществляет преимущественно за счет размещения ОФЗ. В октябре 2020 года Минфин разместил ОФЗ на общую сумму 1,5 трлн рублей, из которых 90% (1,3 трлн рублей) были выкуплены системно значимыми кредитными организациями.

Между тем в октябре происходил отток средств клиентов из банков: за октябрь средства физлиц и корпоративных клиентов сократились на 397,7 млрд рублей. Закономерный вопрос: откуда у банков в октябре появились 1,3 трлн рублей на инвестиции в ОФЗ, если средства физлиц и корпоративных клиентов сократились? Закономерный ответ: за счет средств государства. Депозиты Минфина в банках выросли за октябрь на 1,3 трлн рублей. А откуда взялись деньги у Минфина в условиях нарастающего дефицита бюджета? Механизм прост: банки покупают ОФЗ у Минфина, Минфин (в лице Казначейства) размещает полученные от продажи ОФЗ деньги на депозитах в тех же банках, на эти деньги банки опять покупают у Минфина ОФЗ и т. д.

Создается парадоксальная ситуация: фактически государство кредитует само себя, а банки при этом выступают в качестве посредников и получают свою маржу. Вполне солидную, вот пример: 27 ноября Казначейство разместило в четырех банках депозиты на сумму 100 млрд рублей под 4,05—4,11% (близко к RUONIA) сроком до 16 декабря. Между тем основную массу ОФЗ Минфин разместил в форме ОФЗ-ПК (так называемые флоатеры) с доходностью RUONIA + 0,5 процентного пункта. По сути, банки «из воздуха», на деньгах государства, зарабатывают эти 0,5 п. п. — 5 млрд рублей в год с 1 трлн рублей.

Кроме того, вопреки сокращению средств физлиц и корпоративных клиентов, в октябре вырос как розничный, так и корпоративный кредит — в сумме на 746,3 млрд рублей. За какой счет? Во-первых, за счет сделок РЕПО с ЦБ (за октябрь задолженность банков по сделкам РЕПО перед ЦБ выросла на 629,9 млрд рублей). Во-вторых, за счет продажи ОБР (67,0 млрд рублей). В сумме банки получили 699,9 млрд рублей, преимущественно и обеспечивших рост кредита экономике.

Понятно, что в декабре — январе Минфин потратит большую часть средств, аккумулированных на депозитах банков. Скорее всего, банки не распродадут ОФЗ — это обрушило бы рынок. А «зарепуют» их в ЦБ. Что приведет к еще большему сокращению структурного профицита ликвидности и в итоге к структурному дефициту ликвидности. Если на 1 марта структурный профицит ликвидности составил 3,7 трлн рублей, то на 2 декабря он сократился более чем в 10 раз до 288,3 млрд рублей.

Откуда возьмет деньги ЦБ для того, чтобы заместить депозиты Минфина? Напечатает. Объем денежной базы за десять месяцев 2020 года вырос на 1,4 трлн рублей (+8,2%), тогда как за аналогичный период прошлого года — всего на 0,4 трлн рублей (+2,5%).

Рост активов банковского сектора в октябре (+823,9 млрд рублей) был обеспечен исключительно операциями Минфина. Если бы не они, то активы банковского сектора за октябрь сократились бы на 0,5 трлн рублей.

В конечном итоге рост дефицита бюджета, обслуживаемый за счет «печатного станка», приведет к еще большему росту денежной эмиссии, росту инфляции и девальвации, а также к возобновлению роста процентных ставок. Тем более что рост инфляции уже происходит — с 2,4% в январе прошлого года до 4,0% в октябре этого. И помним: сегодняшние долги государства — это завтрашние налоги. А налоги уже начали расти: в этом году были введены налог на вклады и прогрессивная шкала НДФЛ.

http://www.banki.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу