6 февраля 2008
Колонка в N4(560) от 04.02.2008(журнале "Профиль") N4(560) от 04.02.2008
Завершился экономический форум в Давосе — самый пафосный из многочисленных аналогичных форумов. В нем приняли участие около 2,5 тыс. делегатов, среди которых — 27 глав государств, более 100 министров, около 100 топ-менеджеров крупнейших компаний мира.
Сыграет ли Россия на опережение
Завершился экономический форум в Давосе — самый пафосный из многочисленных аналогичных форумов. В нем приняли участие около 2,5 тыс. делегатов, среди которых — 27 глав государств, более 100 министров, около 100 топ-менеджеров крупнейших компаний мира.
Сопредседателями форума стали бывший премьер Великобритании Тони Блэр, бывший госсекретарь США, один из крупнейших знатоков мировой политической кухни Генри Киссинджер, а также руководители ряда крупнейших мировых компаний и банков. Проблемы, которые они обсуждали, соответственно, носили масштабный характер: по словам одного из директоров ВЭФа, Кристофа Вебера, к обсуждению в Давосе были предложены вопросы, касающиеся геополитики, проблем климатических изменений, развития технологических инноваций и мировой финансовой инфраструктуры.
В рамках форума было определено пять основных тем предстоящих дискуссий: «Экономика и финансы: пути преодоления нестабильности», «Бизнес: сотрудничество в условиях конкуренции», «Геополитика: согласование общих интересов, преодолевая разногласия», «Наука и технологии: оптимизация использования природных условий с учетом последних достижений науки» и «Общественные ценности: анализ грядущих изменений».
Отметим, что главной целью этого форума всегда было определение приоритетов развития экономики «Западного» глобального проекта, но, что важно, на ближайший год. Иными словами, речь на нем идет о тактике развития по ключевым направлениям, которые и становились предметом дискуссии. При этом всегда предполагалось, что, в отличие от тактики, стратегия уже существует и является широко известной всем участникам данностью.
Первоначально главной целью нынешнего Давоса должны были стать проблемы экологии. Действительно важные, поскольку происходящие на нашей планете климатические процессы наводят на тревожные размышления. В частности, явно увеличивается среднепланетная температура, замедляет свое течение Гольфстрим, тают полярные льды и т.д. и т.п. Другое дело, что не очень ясно, какое ко всему этому имеет отношение человеческая деятельность, в частности выбросы парниковых газов.
Но тема была пересмотрена, и во главу угла поставлено изучение кризисных явлений в мировой экономике. Само по себе это удивительно, причем сразу по нескольким причинам.
Во-первых, кризис довольно последовательно протекает уже лет восемь, только в нашей стране еще лет пять назад ему были посвящены достаточно подробные работы (см., например, http://russdom.ru/ knigi/ekonomika/hazin/index.html), в которых были изложены и механизмы, его вызывающие, и, в общем, его последствия. И пока все эти прогнозы довольно точно отражают реальность. Более того, неявно эти выводы были подтверждены и на нынешнем Давосе, готовясь к которому Дж. Сорос начал говорить о распаде единой долларовой финансовой системы современного мира.
Во-вторых, причины кризиса — а тем более механизмы выхода из него — это тема стратегическая. Не Давос место для ее обсуждения. Невозможно обсудить и принять комплекс тактических мер в масштабе года, которые могут серьезно повлиять на течение этого кризиса — его предпосылки закладывались десятилетиями, соответственно, и обсуждать его нужно в аналогичном масштабе.
В-третьих, для такого обсуждения нужна единая база. То есть все участники процесса должны иметь некоторое единое (ну, близкое) мнение о причинах и следствиях, для того чтобы можно было говорить о том, как бороться с причинами и влиять на следствия. Собственно, на эту тему стоит поговорить подробнее. Так, в специальном докладе ВЭФа Global Risks-2008 были представлены наиболее глобальные экономические и политические риски последнего десятилетия (экономические, геополитические, социальные и природные), которые способны не только оказать влияние на отдельные страны, но и негативным образом отразиться на мировой банковской и финансовой системе. При этом авторы доклада выделили наиболее опасные из рисков: рост цен на энергоносители, системный финансовый кризис, подорожание продовольствия, негативные тенденции глобализации.
Иными словами, именно эти причины и должны были обсуждать участники. Но как следует из работ российских ученых, на которые мы уже ссылались, главной проблемой современной экономики является постоянное дотирование мирового совокупного спроса за счет эмиссии американского доллара и связанные с этим структурные диспропорции американской экономики. Говорить на тему кризиса, не упоминая эти темы, по крайней мере, глупо: и рост цен на энергоносители, и кризис на финансовых рынках, и рост цен на продовольствие — это все следствия эмиссии доллара.
Отметим, участники форума попытались получить соответствующие разъяснения у делегации из США, которую возглавляла госсекретарь Кондолиза Райс, но ее представители лишь старались убедить участников деловых и политических кругов, что по отношению к США преждевременно говорить о наступившей рецессии. Между тем с точки зрения более или менее объективного анализа экономический спад в США начался уже довольно давно, и называть его «рецессией» не совсем верно, поскольку он носит не циклический, а структурный характер.
Поскольку привести к одному знаменателю слова К. Райс и Дж. Сороса, приведенные выше, совершенно невозможно, то и обсуждать приведенные темы конструктивно тоже было невозможно. Что было хорошо видно по итогам форума — никаких внятных заявлений на эту тему не последовало. И хотя и участники, и наблюдатели прекрасно понимали, что Райс врет и, более того, не врать не может, поскольку она политический деятель и связана политическими ограничениями, а Сорос в лучшем случае недоговаривает, сделать с этим ничего было нельзя, поскольку формально оказывать приоритет одному оратору перед другим недопустимо, а значит, невозможны не только выводы, но и единая формулировка проблемы.
Но тогда возникает вопрос: по какой причине все-таки была заменена основная тема нынешнего Давоса? Ведь не заметить такого противоречия просто нельзя. А последствия могут быть довольно неприятными. 30 января Федеральная резервная система США вновь снизила учетную ставку сразу на 0,5 процентных пункта, но впервые за многие годы по итогам торгового дня, завершившегося после этого события, основные фондовые индексы США упали... Это означает существенное падение оптимизма финансовых спекулянтов, не исключено, что и по итогам Давоса... Так зачем? Скорее всего, дело в том, что те, кто принимает стратегические решения в рамках «Западного» глобального проекта, решили, что тему кризиса необходимо легализовать в рамках общего экспертного оборота, поскольку избежать ее уже явно становится невозможно. Кроме того, начавшееся обсуждение необходимо направить в нужные этим силам рамки и сосредоточить в правильных руках.
В частности, необходимо четко и внятно объяснить, кто имеет право считаться экспертами по проблемам кризиса, то есть кто потом будет получать за его исследования нобелевские и другие премии. К кому можно будет обращаться различного рода заказчикам — корпорациям для определения своей стратегии в рамках кризиса и так далее. Иными словами, объяснить, какие персоналии и институты входят в антикризисную структуру в рамках «Западного» глобального проекта. Отметим, те лица, которые размышляли о кризисе (и даже написали на его тему достаточно много вполне осмысленного материала) до того, как он был признан «официально», должны быть ну, если не наказаны, то хотя бы «выведены из оборота», поскольку могут сказать на эту тему нечто, что не утверждено «высшими» инстанциями. Ситуация в общественных науках понятная и где-то даже обыденная.
А одна из самых удобных площадок для «легализации» соответствующих экспертов и специалистов — это Давос. В рамках прошедшего форума уже начались представления «экспертов», которые первыми начали обсуждение кризиса и правильно его «предсказали». А через год-другой их уже будет знать весь мир, и они получат заслуженное признание. Так что после последнего Давоса можно готовиться к череде текстов про кризис, которые скоро появятся на страницах разного рода «респектабельных» СМИ. Тема открыта и разрешена к официальному показу. Другое дело, что качество этих текстов будет слабеньким и целью их будет — направить поведение широких «бизнес-масс» в сторону, необходимую стратегам из элиты «Западного» проекта. Но тут уж ничего не поделаешь: кролики, как известно, думают, что они любят друг друга, а на самом деле — их разводят.
На этом можно было бы и закончить обзор завершившегося в Давосе форума, но нужно сказать несколько слов и о России. Ее делегация активно пиарила концепцию «тихой гавани» для мирового капитала в период кризиса. Интерес конкретных участников этого процесса, в общем, понятен, но давайте смотреть правде в глаза: когда инфляция за месяц превышает два процента, а правительство начинает подписывать с бизнесом договоренности об ограничении цен — как-то это непохоже на «тихую гавань». Но самое неприятное — такие заявления на самом деле есть попытка играть на поле соперника, что является верной гарантией поражения. Между тем у нас есть все шансы кризис опередить — уж коли много лет в нашей стране обсуждаются его реальные причины и действующие механизмы. И то, что по итогам Давоса кризис признали как существующее явление, только повод для России усилить реальную работу по изучению этого кризиса и поиску планов по уменьшению его последствий для нашей страны.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Завершился экономический форум в Давосе — самый пафосный из многочисленных аналогичных форумов. В нем приняли участие около 2,5 тыс. делегатов, среди которых — 27 глав государств, более 100 министров, около 100 топ-менеджеров крупнейших компаний мира.
Сыграет ли Россия на опережение
Завершился экономический форум в Давосе — самый пафосный из многочисленных аналогичных форумов. В нем приняли участие около 2,5 тыс. делегатов, среди которых — 27 глав государств, более 100 министров, около 100 топ-менеджеров крупнейших компаний мира.
Сопредседателями форума стали бывший премьер Великобритании Тони Блэр, бывший госсекретарь США, один из крупнейших знатоков мировой политической кухни Генри Киссинджер, а также руководители ряда крупнейших мировых компаний и банков. Проблемы, которые они обсуждали, соответственно, носили масштабный характер: по словам одного из директоров ВЭФа, Кристофа Вебера, к обсуждению в Давосе были предложены вопросы, касающиеся геополитики, проблем климатических изменений, развития технологических инноваций и мировой финансовой инфраструктуры.
В рамках форума было определено пять основных тем предстоящих дискуссий: «Экономика и финансы: пути преодоления нестабильности», «Бизнес: сотрудничество в условиях конкуренции», «Геополитика: согласование общих интересов, преодолевая разногласия», «Наука и технологии: оптимизация использования природных условий с учетом последних достижений науки» и «Общественные ценности: анализ грядущих изменений».
Отметим, что главной целью этого форума всегда было определение приоритетов развития экономики «Западного» глобального проекта, но, что важно, на ближайший год. Иными словами, речь на нем идет о тактике развития по ключевым направлениям, которые и становились предметом дискуссии. При этом всегда предполагалось, что, в отличие от тактики, стратегия уже существует и является широко известной всем участникам данностью.
Первоначально главной целью нынешнего Давоса должны были стать проблемы экологии. Действительно важные, поскольку происходящие на нашей планете климатические процессы наводят на тревожные размышления. В частности, явно увеличивается среднепланетная температура, замедляет свое течение Гольфстрим, тают полярные льды и т.д. и т.п. Другое дело, что не очень ясно, какое ко всему этому имеет отношение человеческая деятельность, в частности выбросы парниковых газов.
Но тема была пересмотрена, и во главу угла поставлено изучение кризисных явлений в мировой экономике. Само по себе это удивительно, причем сразу по нескольким причинам.
Во-первых, кризис довольно последовательно протекает уже лет восемь, только в нашей стране еще лет пять назад ему были посвящены достаточно подробные работы (см., например, http://russdom.ru/ knigi/ekonomika/hazin/index.html), в которых были изложены и механизмы, его вызывающие, и, в общем, его последствия. И пока все эти прогнозы довольно точно отражают реальность. Более того, неявно эти выводы были подтверждены и на нынешнем Давосе, готовясь к которому Дж. Сорос начал говорить о распаде единой долларовой финансовой системы современного мира.
Во-вторых, причины кризиса — а тем более механизмы выхода из него — это тема стратегическая. Не Давос место для ее обсуждения. Невозможно обсудить и принять комплекс тактических мер в масштабе года, которые могут серьезно повлиять на течение этого кризиса — его предпосылки закладывались десятилетиями, соответственно, и обсуждать его нужно в аналогичном масштабе.
В-третьих, для такого обсуждения нужна единая база. То есть все участники процесса должны иметь некоторое единое (ну, близкое) мнение о причинах и следствиях, для того чтобы можно было говорить о том, как бороться с причинами и влиять на следствия. Собственно, на эту тему стоит поговорить подробнее. Так, в специальном докладе ВЭФа Global Risks-2008 были представлены наиболее глобальные экономические и политические риски последнего десятилетия (экономические, геополитические, социальные и природные), которые способны не только оказать влияние на отдельные страны, но и негативным образом отразиться на мировой банковской и финансовой системе. При этом авторы доклада выделили наиболее опасные из рисков: рост цен на энергоносители, системный финансовый кризис, подорожание продовольствия, негативные тенденции глобализации.
Иными словами, именно эти причины и должны были обсуждать участники. Но как следует из работ российских ученых, на которые мы уже ссылались, главной проблемой современной экономики является постоянное дотирование мирового совокупного спроса за счет эмиссии американского доллара и связанные с этим структурные диспропорции американской экономики. Говорить на тему кризиса, не упоминая эти темы, по крайней мере, глупо: и рост цен на энергоносители, и кризис на финансовых рынках, и рост цен на продовольствие — это все следствия эмиссии доллара.
Отметим, участники форума попытались получить соответствующие разъяснения у делегации из США, которую возглавляла госсекретарь Кондолиза Райс, но ее представители лишь старались убедить участников деловых и политических кругов, что по отношению к США преждевременно говорить о наступившей рецессии. Между тем с точки зрения более или менее объективного анализа экономический спад в США начался уже довольно давно, и называть его «рецессией» не совсем верно, поскольку он носит не циклический, а структурный характер.
Поскольку привести к одному знаменателю слова К. Райс и Дж. Сороса, приведенные выше, совершенно невозможно, то и обсуждать приведенные темы конструктивно тоже было невозможно. Что было хорошо видно по итогам форума — никаких внятных заявлений на эту тему не последовало. И хотя и участники, и наблюдатели прекрасно понимали, что Райс врет и, более того, не врать не может, поскольку она политический деятель и связана политическими ограничениями, а Сорос в лучшем случае недоговаривает, сделать с этим ничего было нельзя, поскольку формально оказывать приоритет одному оратору перед другим недопустимо, а значит, невозможны не только выводы, но и единая формулировка проблемы.
Но тогда возникает вопрос: по какой причине все-таки была заменена основная тема нынешнего Давоса? Ведь не заметить такого противоречия просто нельзя. А последствия могут быть довольно неприятными. 30 января Федеральная резервная система США вновь снизила учетную ставку сразу на 0,5 процентных пункта, но впервые за многие годы по итогам торгового дня, завершившегося после этого события, основные фондовые индексы США упали... Это означает существенное падение оптимизма финансовых спекулянтов, не исключено, что и по итогам Давоса... Так зачем? Скорее всего, дело в том, что те, кто принимает стратегические решения в рамках «Западного» глобального проекта, решили, что тему кризиса необходимо легализовать в рамках общего экспертного оборота, поскольку избежать ее уже явно становится невозможно. Кроме того, начавшееся обсуждение необходимо направить в нужные этим силам рамки и сосредоточить в правильных руках.
В частности, необходимо четко и внятно объяснить, кто имеет право считаться экспертами по проблемам кризиса, то есть кто потом будет получать за его исследования нобелевские и другие премии. К кому можно будет обращаться различного рода заказчикам — корпорациям для определения своей стратегии в рамках кризиса и так далее. Иными словами, объяснить, какие персоналии и институты входят в антикризисную структуру в рамках «Западного» глобального проекта. Отметим, те лица, которые размышляли о кризисе (и даже написали на его тему достаточно много вполне осмысленного материала) до того, как он был признан «официально», должны быть ну, если не наказаны, то хотя бы «выведены из оборота», поскольку могут сказать на эту тему нечто, что не утверждено «высшими» инстанциями. Ситуация в общественных науках понятная и где-то даже обыденная.
А одна из самых удобных площадок для «легализации» соответствующих экспертов и специалистов — это Давос. В рамках прошедшего форума уже начались представления «экспертов», которые первыми начали обсуждение кризиса и правильно его «предсказали». А через год-другой их уже будет знать весь мир, и они получат заслуженное признание. Так что после последнего Давоса можно готовиться к череде текстов про кризис, которые скоро появятся на страницах разного рода «респектабельных» СМИ. Тема открыта и разрешена к официальному показу. Другое дело, что качество этих текстов будет слабеньким и целью их будет — направить поведение широких «бизнес-масс» в сторону, необходимую стратегам из элиты «Западного» проекта. Но тут уж ничего не поделаешь: кролики, как известно, думают, что они любят друг друга, а на самом деле — их разводят.
На этом можно было бы и закончить обзор завершившегося в Давосе форума, но нужно сказать несколько слов и о России. Ее делегация активно пиарила концепцию «тихой гавани» для мирового капитала в период кризиса. Интерес конкретных участников этого процесса, в общем, понятен, но давайте смотреть правде в глаза: когда инфляция за месяц превышает два процента, а правительство начинает подписывать с бизнесом договоренности об ограничении цен — как-то это непохоже на «тихую гавань». Но самое неприятное — такие заявления на самом деле есть попытка играть на поле соперника, что является верной гарантией поражения. Между тем у нас есть все шансы кризис опередить — уж коли много лет в нашей стране обсуждаются его реальные причины и действующие механизмы. И то, что по итогам Давоса кризис признали как существующее явление, только повод для России усилить реальную работу по изучению этого кризиса и поиску планов по уменьшению его последствий для нашей страны.
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу