Взяточников к стенке. В России хотят расстреливать за коррупцию » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Взяточников к стенке. В России хотят расстреливать за коррупцию

10 марта 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
В России за коррупционные преступления в прошедшем году осудили более 500 чиновников, однако преступников это не останавливает. Согласно индексу восприятия коррупции Transparency International, Россия по-прежнему на низких местах, а по данным Счетной палаты из-за коррупции экономика теряет триллионы рублей. Желания принимать законы, которые бы преследовали чиновников за "незаконное обогащение" на госслужбе, в стране нет, но есть желание народа приводить в отношении коррупционеров смертные приговоры.

В России в 2020 году за коррупционные преступления осудили почти 1000 работников правоохранительной системы и более 500 чиновников, рассказал во вторник, 9 марта, в интервью РИА Новости руководитель управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Виктор Балдин.

По словам чиновника, согласно данным Генпрокуратуры, наиболее коррумпированным регионом остается Москва, за столицей следуют Татарстан, Ставропольский край, Московская область, Республика Башкортостан, Краснодарский край, Челябинская и Ростовская области, Республика Дагестан и Пермский край.

Топовые места самых коррумпированных регионов объясняются просто: там "сосредоточено обращение финансовых активов" и принимаются важные экономические решения. По данным Генпрокуратуры ущерб от коррупционных преступлений составил более 63 млрд рублей.

Аресты чиновников и руководителей регионов "под камеру" с выемкой из сейфов долларов и демонстрацией дорогих часов уже давно никого не удивляют. Единственным "мемом" стало нашумевшее дело "полковника Захарченко" - в доме силовика бывшего главы заместителя главка Дмитрия Захарченко нашли 8,5 млрд рублей наличными. Как отмечали эксперты, деньги, скорее всего, не принадлежали Захарченко, а хранились им для более влиятельных лиц.

По иронии судьбы в день публикации интервью с высокопоставленным представителем Генпрокуратуры слушания по делу Захарченко вновь возобновились.

Несмотря на посадки чиновников и силовиков, коррупция, которую президент России Владимир Путин метко назвал "статусной рентой", продолжает наносить огромный ущерб государству. При этом, согласно опубликованному во вторник, 9 марта, опросу "Левада-центра", коррупцию и взяточничество считают общественной проблемой 39% населения. Эта проблема на третьем месте после роста цен и бедности населения.

Как ранее рассказал РИА Новости глава Счетной палаты Алексей Кудрин, ущерб от коррупции составляет триллионы рублей: "…коррупция искажает стимулы в экономике, и так мы теряем темпы экономического роста, а с ними и рост доходов населения, инвестиции и т.д."

Согласно исследованию Международного антикоррупционного движения, Transparency International, в 2020 году в Индексе восприятия коррупции населением Россия набрала 30 баллов из 100 и заняла 129 место из 180. Это место Россия делит с некогда "широкого шагавшим" Азербайджаном и африканским государством Мали.

Навальный и Зорькин против "незаконного обогащения"

Одна из главных проблем коррупции даже не взятка как таковая, получение которой, сравнительно легко доказать. Большая проблема - "незаконное обогащение" - появление у чиновника, работающего на госслужбе, дорогих предметов роскоши или средств, происхождение которых он не может доказать.

В российском уголовном праве под этим термином имеют в виду "мошенничество" и "злоупотребление служебным положением". Борцы с коррупцией считают, что этого мало, многие годы призывая Россию ратифицировать 20 статью конвенции ООН против коррупции. Она не носит обязывающего характера, однако в ней говорится, что "государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер…, чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение".

Под этим имеется в виду "значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать".

Стоит отметить, что в поддержку ратификации статьи в разное время выступали такие разные люди, как блогер и политик Алексей Навальный и председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин.

Главный законник говорил об этом, правда, давно: "Норма эта действительно жесткая. Но если она появится в нашем УК, то начнет действовать не сразу, поскольку, согласно Конституции РФ (часть 1 ст. 54), "закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет". Однако должна быть точка отсчета, начиная с которой применение этой нормы должно стать неукоснительным. Сейчас же стоит первоочередная задача - ратифицировать все три вышеназванные конвенции и взяться за приведение российского законодательства в соответствие с их требованиями", - рассказывал глава КС в 2004 в интервью "Российской газете".

В 2012 году в полемику вокруг возможной ратификации 20 статьи вступил заслуженный юрист РФ, почетный работник юстиции России Валентин Михайлов. В статье, опубликованной в журнале "Уголовное право", он отметил, что ряд государств не стали ратифицировать 20 статью по той причине, что она "противоречит презумпции невиновности": "В правовой системе Российской Федерации закрепленная в ст. 20 Конвенции идея о введении ответственности за незаконное обогащение также реализуется не путем признания уголовно наказуемым незаконного обогащения, а путем использования иных правовых средств", - отметил эксперт.

Партнер юридического бюро "Замоскворечье" Дмитрий Шевченко также считает, что "острой необходимости" в ратификации 20 статьи нет. По словам эксперта, действующие законы "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" и "О противодействии коррупции", а также нормы УК РФ содержат "внушительный перечень коррупционных составов преступления" и так фактически ставят вне закона действия, определяемые 20-й статьей Конвенции как "незаконное обогащение". "Совершенно неважно, как вы называете те или иные противоправные действия, мошенничество ли, получение ли взятки, растрата или неосновательное обогащение, важно тут то, что эти действия законом определяются как незаконные", - говорит Finam.ru Шевченко.

Борьба с коррупцией: от смертной казни до щелбанов

Пока правоведы ведут споры о необходимости ужесточения законодательства в борьбе с коррупцией, в России есть и те, кто требует даже не жестких, а жестоких мер. Так экс-глава МВД Анатолий Куликов заявил во вторник, 9 марта, что за крупные коррупционные преступления необходимо лишать преступников жизни: "И если есть политическая воля, то начать реальную борьбу. Посмотрите, что творится в Китае. За миллиардные взятки пора и у нас вводить высшую меру наказания", - заявил Куликов в эфире "Национальной службы Новостей".

Однако, как отмечает в беседе с Finam.ru член политсовета партии "Яблоко", главный редактор Smart Power Journal Алексей Гнездилов, даже если не вдаваться в вопросы "аморальности" смертной казни, она вряд ли будет эффективной: "Эти меры не останавливают коррупцию в Китае. И не остановят у нас. Во-первых, там, где государство решает очень многое, риск коррупции повышается".

Стоит отметить, что Китай, который многие годы практиковал смертную казнь за коррупцию, в последние годы прибегает к подобным мерам гораздо реже и большинство коррупционеров осуждается на пожизненный срок. Правда, в январе этого года подобный приговор был все же приведен в исполнение. В КНР был казнен бывший председатель совета директоров государственной компании по управлению активами China Huarong Asset Management Co. Лай Сяомин, его признали виновным в присвоении активов на сумму $277 млн.

По мнению Гнездилова, вопрос не в жесткости закона, а в его соблюдении: "Законы работают не тогда, когда они очень жесткие, а когда элита, начиная с главы государства, готова соблюдать сама те правила, которые она применяет. И тогда соблюдение этих законов постепенно становится всеобщим. А у нас законы пишутся для всех, кроме личных друзей и сослуживцев. Но так и у любого министра, любого губернатора, любого мэра, любого главы района тоже есть свои друзья и родственники. Он смотрит наверх и берет пример".

Говоря о борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти, Гнездилов приводит популярный пример основателя современного Сингапура Ли Куан Ю, начавшего борьбу с мздоимством с посадки людей из своего ближнего круга. При этом сам Гнездилов говорит с иронией, что можно обойтись и более гуманными методами: "У меня предложение: если власти не хотят садиться в тюрьму за коррупцию, пусть за нее человеку бьют по лбу один щелбан. Всего один, но публично, на площади, и всем, независимо от того, с кем ты учился или служил, кто твой друг и кто ты сам. Независимо от того, чей ты бенефициар. Когда это наказание будут публично нести все, с самого верха, можно постепенно вводить два щелбана, потом три, потом уже и в тюрьму. Так в борьбе с коррупцией будет толк, а когда "друзьям все, а остальным закон", никакие сроки и никакие расстрелы не помогут".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter