Ходите в Арктику гулять. Президент поручил разработать план развития региона » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ходите в Арктику гулять. Президент поручил разработать план развития региона

11 марта 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Президент России Владимир Путин поручил кабинету министров подготовить за месячный срок единый план развития Арктики. Кремль, который давно включился в арктическую гонку вместе с такими державами, как США и КНР, видит большие возможности в экономическом развитии региона, где находится львиная доля полезных ископаемых. Страны-участники арктической гонки не скрывают, что для защиты своих интересов усиливают и военную составляющую своего присутствия в Арктике. Правда, администрация президента Джо Байдена дает понять, что в отличие от администрации Дональда Трампа ее больше заботит экология.

Предполагается, что план объединит положения двух ранее принятых доктринальных документов - Основы геополитики в Арктике и Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. Основная цель стратегии - разработка условий для улучшения экономических показателей региона. В стратегии, в частности, говорится о создании в Арктике экономики замкнутого типа, привлечении частных инвестиций в геологоразведку, разработку полезных ископаемых и предоставлении господдержки инвесторам. Ведущий научный сотрудник Центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН Павел Гудев отмечает, что разработка арктического плана - своевременное решение: "У доктринальных документов должен быть план реализации".

Принятие плана по освоению Арктики имеет, прежде всего, экономическое значение. В документах стратегии отмечается, что в Арктической зоне добывается более 80% горючего природного газа и 17% нефти в стране. Согласно экспертным оценкам, континентальный шельф содержит более 85,1 трлн куб. метров горючего природного газа, 17,3 млрд тонн нефти и "является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы РФ".

По данным Минприроды, запасы российской части Арктики составляют 7,3 млрд тонн нефти и 55 трлн куб. м газа. В Арктике находится 30% мировых запасов газа и 13% нефти, свидетельствуют данные США.

Одно из главных направлений деятельности России в Арктике - возможность проводить грузы через Северный морской путь (СМП). Использование этого направления на треть сокращает время доставки грузов. Подобное сокращение дает СМП большие преимущества перед Суэцким каналом. "СМП может стать важным транспортным коридором в глобальной торговле, альтернативой традиционным маршрутам плавания", - отмечал ранее эксперт "ФИНАМа" Дмитрий Баранов.

По данным ФГБУ "Администрация Севморпути", объем перевозок по акватории СМП в 2018 году составил 20 180,2 тыс. тонн, что в два раза выше показателей 2017 года. В 2019 году объем перевозок по СМП, по данным ФГУП "Атомфлот", был более 30 млн тонн. В 2020 грузооборот по Северному морскому пути составил 32,97 млн тонн.

Ранее власти планировали довести объем перевозок на СМП до 80 млн тонн к 2024 году. Но уже в сентябре прошлого года "Росатом" обратился к властям с просьбой скорректировать эти показатели до 60 млн тонн.

Как отмечал Баранов, у СМП пока еще немало проблем, что влияет на конкурентоспособность маршрута. Маршрут пока недостаточно известен, да и структура порта недостаточно развита и требует большого вложения средств, объяснял аналитик.

Однако развитие Арктики не должно "прирастать" только Северным морским путем, считает ведущий научный сотрудник кафедры Социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ Надежда Замятина. "Если речь идет о Северном морском пути и ресурсных проектах, то это не про людей. Для ресурсных проектов достаточно вахтового метода", - говорит эксперт.

На развитие Арктики до 2024 года планируется потратить 19,5 млрд рублей. Ранее полпред России на Дальнем Востоке Юрий Трутнев рассказал, что программа рассчитана до 2024 года и благодаря ей должно быть создано 30 000 рабочих мест.

Простым созданием новых рабочих мест проблем Арктики не решишь. Одна из главных проблем развития Арктики сегодня - это недостаток инновационной и интеллектуальной составляющей в планах по ее освоению. В Арктике необходимо развивать инновационные центры, а они могут появляться вокруг городов с развитой инфраструктурой, говорит Замятина. "Пусть людей будет даже в 10 раз меньше, но зарплаты у них могут будут в 10 раз больше. Это необходимо, чтобы привлечь классных специалистов. Должно быть видение Арктики и людей, которые там живут. Но я боюсь, что все будет сведено к незначительным тратам", - полагает Замятина.

Но говоря о положительных сторонах российского и советского освоения Арктики, эксперт отмечает хорошие позиции страны в арктической инфраструктуре и строительстве железных дорог. "Уровень освоенности Арктики, который достался нам от советского времени, очень высокий. Взять даже технологии строительства в вечной мерзлоте - все зарубежные коллеги у нас учатся, как осваивать Арктику в индустриальном ключе. Но в современных технологиях, таких как телекоммуникации, мы пока недорабатываем", - отмечает Замятина.

Байден за "зеленую" Арктику

Новых подходов к развитию Арктики ждут и от администрации Джо Байдена. Сегодня США, как отмечает Гудев из ИМЭМО, находится в положении "догоняющего".

Как отмечает автор издания Foreign Policy Джошуа Таллис, "сохранение статус-кво в Арктике не означает бездействия. Соединенным Штатам необходимо будет продемонстрировать устойчивое дипломатическое лидерство и индивидуальный военный вес, чтобы регион оставался относительно мирной территорией…". Автор констатирует, что главные конкуренты США в регионе - Китай и Россия - активно используют имеющиеся структуры для продвижения своих интересов.

Известно, что арктический флот США устарел. В настоящее время, США располагают всего двумя атомными ледоколами устаревшего типа в этом районе, и военные неоднократно предупреждали Белый дом, что этого недостаточно для обеспечения безопасности. Для сравнения: ледокольный флот России состоит из четырех атомных ледоколов. До 2026 года Россия планирует построить еще пять атомных ледоколов.

В планах, которые анонсировала еще администрация Дональда Трампа, было строительство еще шести судов, первый должен быть построен к 2023-2024 году. Пока неясно, будет ли следовать этим планам Байден. Как отмечает Гудев из ИМЭМО, президент-демократ в отличие от своего предшественника верит в изменение климата в Артике, но, если ледокольная программа будет продолжена, это значит, США будут полагать, что климат Арктики не будет сильно меняться.

Однако в отличие от Трампа Байден уже демонстрирует более "зеленый" подход к Арктике. Первыми шагами нового президента США стало распоряжение о приостановлении выдачи лицензий на буровые работы для американских компаний в арктической зоне. Забота американцев об экологии - "палка о двух концах", рассуждает Гудев, отмечая, что она может быть "использована в рамках конкурентной борьбы в Арктике с Россией и КНР".

Китай в последние годы становится активным игроком в Арктике. В 2018 году КНР обнародовала свой план развития региона, который Пекин назвал "полярным Шелковым путем". Несмотря на то, что Китай, как и Россия, говорит об экономических возможностях региона, "важнейшим общим драйвером для КНР в Арктике служит стремление новоиспеченной глобальной державы присутствовать во всех уголках мира и Мирового океана", отмечается в аналитической статье о соперничестве государств в Арктике, опубликованном на сайте Московского центра Карнеги.

"Соперничество" - это, пожалуй, главное слово, которое слышит простой обыватель, когда говорят об Арктике. В репортажах российского телевидения говорят о тренировке в Арктике военных летчиков, учениях и строительстве военных баз. О необходимости военного усиления в Арктике твердят в НАТО, а в недавней статье в издании The National Interests, экс-советник Дональда Трампа по национальной безопасности Роберт О'Брайен рассуждает о том, как победить Россию в Арктике.

Между тем все не так однозначно. Российские и американские ученые сотрудничают в Арктике, а Москва на заседаниях Арктического совета вместе с Пекином иногда поддерживает проекты Вашингтона.

Возможно, в этом сила региона, в исследовании которого всегда была определенная доля романтики. "Пусть поэт, сидя в своей лондонской мансарде, пишет о "вечном полярном безмолвии". Мы, побывавшие на дальнем севере, никогда не забудем грохота, скрежета и гула полярных льдов", - писал о нем известный полярный исследователь Вильялмур Стефанссон в книге "Гостеприимная Арктика".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter