Лектор из общества "Незнание". Госдума ужесточает контроль за "просветительской деятельностью" » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Лектор из общества "Незнание". Госдума ужесточает контроль за "просветительской деятельностью"

18 марта 2021 ИХ "Финам" Братерский Александр
Депутаты Госдумы приняли закон о просветительской деятельности. Его цель - еще большее ужесточение контроля за образовательными программами, которые, по мнению авторов закона, могут "подорвать Конституционный строй". Закон, вызвавший негативную реакцию ученых, принимается во времена, когда из-за пандемии растет популярность онлайн-обучения и лекционных курсов, а экономика знаний приобретает все большее значение.

Госдума приняла в третьем окончательном чтении поправки в закон "Об образовании", который существенно ограничит возможности для просветительской деятельности и даст возможность для цензуры различных творческих инициатив.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, нынешний закон об образовании "создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводимой в Российской Федерации государственной политики, пересмотр истории, подрыв Конституционного строя".

Закон, который вводит понятие "просветительской деятельности", дает достаточно широкие возможности для толкования "экстремистской деятельности". Это означает, что таковой может быть объявлена лекция иностранного профессора, который может предложить, допустим, свой взгляд пакт Молотова-Риббентропа 1939 года.

Общественные группы восприняли законопроект в штыки. На портале Change.org была открыта петиция против новых правил: "Многие просветительские проекты, основанные в первую очередь на энтузиазме их участников, могут оказаться под угрозой исчезновения из-за появления многочисленных бюрократических требований, необходимости лицензирования, согласования содержания каждой лекции и т.п.", - говорится в тексте петиции, которую на настоящее время подписало уже более 238 000 человек.

Против принятия закона высказались и ученые, которые опубликовали открытое письмо к президенту страны. Как отмечается в обращении к президенту, новый закон затруднит проведение различных выставок и образовательных проектов, но вряд ли поможет борьбе с экстремизмом, как заявляют авторы закона.

Свой отрицательный вердикт в отношении закона высказала и Счетная Палата, отметив, что его нормы избыточны, а преследование за экстремистскую деятельность может осуществляться по Уголовному Кодексу.

Лицензирование просвещения как хлорирование моря

Как отмечает в беседе с Finam.ru председатель Совета по этике научных публикаций Анна Кулешова, "лицензировать и регламентировать просветительскую деятельность приблизительно так же вредно, как хлорировать море с целью, чтобы оно стало чище и безопаснее. Это нанесет очевидный вред и урон".

Эксперт отмечает, что гораздо важнее заниматься борьбой с плагиаторами научных диссертаций, которую активно ведет научное сообщество: "До 2017 года в России не отзывались статьи с плагиатом, фабрикациями и фальсификациями. И практика ретрагирования таких статей была внедрена не Минобрнауки или ВАК, а Советом по этике научных публикаций Ассоциации научных редакторов и издателей".

По словам Кулешовой, все это стало возможным благодаря тесному сотрудничеству с зарубежными коллегами, участию иностранных спикеров на конференциях, грантам иностранных фондов. При этом многие, кто был лишен научных степеней, говорит Кулешова, "это люди, обладающие властью (властью распределения ресурсов, бюджетных средств, принятия решений)": "Полагаю, они будут счастливы объявить врагами тех, благодаря кому стало известно, что их ученая степень - фальшивая".

Стоит отметить, что принятие закона, который бьет по образовательной деятельности происходит в то время, когда интерес к просветительской деятельности во всем мире возрос.

Все это происходит благодаря востребованности онлайн-обучения в пандемию, что способствовало развитию многих образовательных проектов в самых различных областях знания. Как отмечается в исследовании Всемирного экономического форума, еще до пандемии наблюдался высокий рост вложений в образовательные технологии, который достиг $18,66 миллиардов в 2019 году.

В свою очередь, по данным исследования "Глобальная индустрия электронного обучения", проведенного международным маркетинговым агентством Reportlinker.com, эта индустрия в 2020 году достигла уровня $499,1 млрд.

Вперед к "великому уравнителю"

Несмотря на многие минусы онлайн-обучения, для школьников, которым в большинстве случаев необходим личный контакт с преподавателем, для студентов и аспирантов формат лекций и онлайн-курсов - это возможность услышать лекции ведущих мировых профессоров и почувствовать себя частью общемирового образовательного пространства.

"Надо понимать, что образование в XXI веке - это "великий уравнитель", то, что двигает человечество вперед, давая талантливым людям догонять богатых людей из предыдущего поколения", - отмечал ранее в беседе с Finam.ru профессор Чикагского университета и Высшей школы экономики Константин Сонин.

При этом, как отмечается в докладе Всемирного Банка, ожидается, что ухудшение экономической ситуации из-за пандемии приведет к уменьшению расходов на образование даже в развитых странах: "прогнозы предсказывают, что рост государственных расходов также замедлится и в некоторых случаях становится отрицательным". Так, согласно оценкам Всемирного Банка, эти расходы упадут на 2,6% даже в странах с высоким уровнем дохода.

Подобная ситуация ожидается и в России, где и так немало проблем в образовательной сфере. Так, согласно данным Счетной Палаты, несмотря на то, что университеты России растут в глобальных рейтингах конкурентоспособности (ARWU, THE, QS), ни один из них кроме МГУ за пять лет не вошел в топ-100 самых влиятельных вузов.

Как констатировали аудиторы Счетной Палаты, на работу по улучшению конкурентоспособности национальных вузов было потрачено 80 миллиардов рублей, но поставленных целей достигнуто не было. По итогам проверки, как отмечает Газета.ru, Счетная Палата дала правительству рекомендации добиться большей прозрачности в этой сфере и сформировать систему, которая бы стимулировала руководство университета на достижение цели.

С инвестициями в человеческий капитал у России тоже проблемы, и, хотя ситуация здесь заметно улучшилась, доля человеческого капитала в экономике составляет 46%, чтобы догнать развитые страны по этому уровню потребуется от 50 до 100 лет. Такие данные приводятся в докладе Всемирного Банка "Насколько богата Россия?", опубликованном в декабре 2019 года.

В то время, когда государство режет расходы, просветительская деятельность может быть в определенной мере спасением. И хотя лекции и онлайн-курсы - дополнение к полноценному образованию, они могут существенно повысить компетенции специалистов. Несогласные с этим вероятно вспомнят пресловутого филантропа Джорджа Сороса, который в "лихие 1990-е" осуществлял немало образовательных программ в России. Сорос, несомненно, преследовал свои цели, ища в идеях российских учёных идеи для собственного обогащения, но ведь его программы действительно помогли многим либо получить дополнительные знания, либо коммерциализовать их. Как говорили герои фильмов про "братков" 1990-х годов: "Не мы такие, жизнь такая".

Сегодня жизнь уже другая, а российские ученые уже обрели твердую почву под ногами и пользуются уважением во всем мире, и вряд ли они не смогут сами разобраться в том, какие лекции лучше подходят для их студентов.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter