Рынок нефти: прогноз на II квартал » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рынок нефти: прогноз на II квартал

29 марта 2021 БКС Экспресс | Oil Бабин Дмитрий
Первый квартал для рынка нефти оказался еще более удачным, чем предыдущий, а основные драйверы роста нефтяных цен остались теми же. В первую очередь, это действие соглашения ОПЕК+, ограничивающее предложение, а также ожидание скорого восстановления спроса на углеводороды благодаря повсеместной вакцинации.

В результате котировки Brent с конца 2020 прибавили к текущему моменту почти 24%, а с начала ноября и до установленного в марте максимума ($71,4) рост составил почти 100%. Стоимость американской WTI за неполные 3 месяца также увеличилась примерно на четверть, приблизившись на пике к уровню $68 впервые с конца 2018 г.

Рынок нефти: прогноз на II квартал


Таким образом, нефть достигла докризисных уровней, что отражает слишком оптимистичный сентимент нефтяного рынка. Он связан с надеждами на быструю нормализацию ситуации в мировой экономике, которая должна постепенно вернуть объем спроса к докризисным значениям.

Именно завышенные ожидания участников и относительно высокие цены сделали нефтяной рынок слишком чувствительным к любому негативу. Первые же сомнения в реализации оптимистичного сценария, появившиеся из-за третьей волны пандемии, спровоцировали обвал котировок во второй половине марта и в целом всплеск волатильности.

Поэтому фактор несоответствия нефтяных цен текущей экономической ситуации и уровню спроса станет одним из основных драйверов движения во II квартале. В зависимости от того, насколько развитие событий будет оправдывать оптимистичные ожидания, мы можем увидеть быструю переоценку нефти в сторону снижения или сохранение ее около текущих значений.

Вариант роста нефтяных цен к более высоким уровням, и, тем более, закрепление там на длительный период выглядит маловероятным. Во-первых, это воспрепятствует быстрой нормализации глобальной экономики и восстановлению спроса, а также ускорит переход на альтернативные источники энергии. Во-вторых, удорожания сырья является одним из драйверов усиления инфляции, что становится все большей проблемой для правительств и центробанков, угрожая монетарным и фискальным стимулам.

Еще одним фактором, ограничивающим рост нефтяных цен, должно выступить постепенное ослабление условий сделки по сокращению добычи ОПЕК+, то есть увеличение добычи участниками альянса. Тем более, в этом году они замедлили данный процесс: согласно договоренностям от апреля прошлого года, с 2021 сокращение производства ОПЕК+ должно было уменьшиться до 5,7 млн баррелей в сутки (б/с), сейчас же действует квота около 7,1 млн б/с, не считая добровольного ограничения Саудовской Аравии.

ОПЕК+

Действие соглашения участников ОПЕК и нефтепроизводителей, не входящих в картель, стало главным фактором стабилизации рынка нефти в прошлом году. Альянс доказал свою слаженность и эффективность в плане обратной связи с рынком нефти, фактически взяв ценообразование в свои руки.

В результате оптимистичные настроения, охватившие биржевые площадки, перекинулись и на нефтяной рынок, вызвав бурный рост цен. Вряд ли многие еще полгода назад видели нефть на докризисных уровнях так скоро. Поэтому на фоне столь быстрого восстановления котировок от ОПЕК+ ожидали как минимум одного повышения добычи на 500 тыс. б/с.

Однако карткль сохранил ограничения на прежнем уровне, более того, Саудовская Аравия и ряд других участников в январе объявили о добровольных сокращениях в феврале и марте, которые могут в совокупности составить 1,4 млн б/с. Все это поддержало восходящий тренд на рынке нефти, где до середины марта не наблюдалось серьезной ценовой коррекции.

В начале марта на очередном ежемесячном заседании ОПЕК+ вновь решили не повышать добычу в апреле, тогда как ранее ожидалось наращивание на 0,5–1,5 млн б/с. Саудовская Аравия также сохранила дополнительные производственные ограничения со своей стороны. Основной причиной стало то, что в ОПЕК+ по-прежнему видят неопределенность рыночных условий, создающую риски разбалансировки рынка нефти. Тем не менее альянс с оптимизмом смотрит на динамику спроса в этом году.

Следующее заседания ОПЕК+ состоится 1 апреля. Третья волна коронавируса в Европе и многих других странах может вынудить картель продлить текущий уровень добычи на май. При этом возможно, что Саудовская Аравия частично пересмотрит свое добровольное сокращение (дополнительно еще на 1 млн б/с к квоте).

В то же время отметим, что продолжительное искусственное завышение стоимости нефти может не только заставить потребителей переходить на альтернативные источники энергии или ужать потребление ископаемого топлива, но и негативно сказаться на экономическом росте, что в конечном счете окажет давление на глобальный нефтяной спрос. Поэтому странам ОПЕК+ в среднесрочной перспективе в любом случае придется наращивать производство.

Кроме того, сохраняя сокращение добычи на текущем высоком уровне, ОПЕК+ рискует потерять долю рынка, на которую претендуют производители, не входящие в альянс. В первую очередь это американские сланцевики, пользующиеся, тем, что нефтяные цены вновь превысили их высокий уровень себестоимости добычи.

Добыча нефти в США

После прошлогоднего обвала производства нефти в США с рекордных 13 млн б/с до 9 млн в августе 2020, оно частично восстановилось, и уже более полугода остается в коридоре 10–11 млн б/с, испытав несколько резких изменений из-за природных катаклизмов.



По оценке Rystad Energy, операционный денежный поток (CFO) сланцевых компаний, являющийся одним из ключевых показателей финансового успеха предприятий добывающего сегмента (E&P), при увеличении цены на WTI с $40 до $50 за баррель должен был вырасти на 32%, до $73,6 млрд.

В марте котировки американской WTI превысили уровень $60 впервые с начала прошлого года. Таким образом, при текущих ценах денежный поток сланцевиков США становится достаточным для инвестиций в новые скважины.

При этом устойчивый тренд по снижению буровой активности, который стартовал еще в конце 2018 и ускорился в марте 2020, сменился в середине прошлого года быстрым ростом количества буровых установок в США. В результате с многолетнего минимума 172 шт. показатель достиг в марте 324 шт.

Правда, на локальном максимуме в 2018 количество буровых установок было около 890 шт. Однако не стоит забывать о том, что эффективность сланцевой добычи постоянно увеличивается, главным образом, за счет роста отдачи от новых скважин.

Кроме того, производственный уровень удалось поддерживать благодаря большому количеству накопленных пробуренных, но незавершенных скважин (DUC). По сути, это резервные запасы нефти, которые хранятся в земле и могут при необходимости извлекаться с минимальными затратами.

Таким образом, во II квартале эти факторы продолжат способствовать наращиванию добычи нефти в США. Однако ее возвращение на докризисные уровни в ближайшие несколько лет затруднительно из-за большей по сравнению со сланцевым бумом инвестиционной консервативностью, а также активного внедрения в отрасли принципов ESG.

В целом ориентация администрации нового президента США на разворот энергетической сферы в сторону большей экологичности будет сдерживать быстрое восстановление нефтяного производства в Штатах.

Тем не менее увеличение добычи нефти в США выступит еще одним фактором, препятствующим закреплению нефтяных цен на более высоких уровнях в среднесрочной перспективе. В том числе из-за того, что будет подталкивать ОПЕК+ к наращиванию добычи на фоне опасений передела рынка в пользу США.

Спрос на нефть

Динамика мирового спроса на нефть демонстрирует восстановление, чему способствует снятие ограничений, возвращение потребительской и деловой активности, а также сверхмягкая денежно-кредитная политика ключевых ЦБ.

Свою роль в экономическом оживлении играют и обширные фискальные стимулы, в том числе недавно принятый в США пакет мер на $1,9 млн. Кроме того, эти вливания вместе с монетарными мерами уже вызвали рост цен на все биржевые товары из-за опасения инфляции и обесценивания доллара.

Однако объемы потребления нефти далеки от уровней, наблюдавшихся до пандемии, поэтому ее текущая стоимость фундаментально завышена, отражая искусственное сокращение предложения со стороны ОПЕК+ и ожидания восстановления экономики и сырьевого спроса.



Следовательно, нефтяные цены в ближайшие кварталы будут остро реагировать на степень реализации оптимистичных сценариев. Если скорость вакцинации замедлится, или ее эффективность окажется не столь высокой, в том числе из-за новых штаммов коронавируса, это поставит под вопрос быстрое решение проблемы пандемии. Вызванное этим замедление снятия ограничений или их частичное возвращение воспрепятствует нормализации экономики и росту нефтяного спроса.

Перспективы восстановления потребления сырья будут зависеть и от того, как долго продлится начавшаяся в марте третья волна пандемии в Европе, от ее масштабов и возможности новых вспышек в других регионах, являющихся крупнейшими потребителями нефти. В этом плане II квартал может стать ключевым, и не только для сырьевого рынка. Ближайшие месяцы способны показать, удалось ли переломить ситуацию с коронавирусом или эта проблема с нами надолго, по крайней мере до появления более эффективных вакцин.

На этом фоне рынок нефти во II квартале может увеличить ценовую волатильность по мере того, как участники будут составлять более четкое представление о перспективах восстановления сырьевого спроса.

В мартовском отчете ОПЕК повысила прогноз роста нефтяного спроса в 2021 г. на 100 тыс. б/с, до 5,9 млн б/с. В результате объем спроса может составить 96,3 млн б/c. Однако в первой половине года спрос на нефть будет ниже в связи продлением ограничительных мер из-за коронавируса во многих частях Европы, считают в картеле.

Международное энергетическое агентства (МЭА, IEA) в мартовском отчете также улучшило прогноз мирового спроса на нефть в 2021 г. на 100 тыс. б/с, до 5,5 млн б/с. Глобальный спрос в этом году достигнет 96,5 млн б/с, восстановив около 60% объема, потерянного в результате пандемии в 2020 г., считают аналитики МЭА.

Прогноз на II квартал

Учитывая, что в текущих котировках нефти уже заложено быстрое решение проблемы пандемии, которое нормализует экономическую динамику, восстановив спрос, вряд ли ценам удастся уйти существенно выше достигнутых в марте вершин.

Более того, столь высокая стоимость нефти и других сырьевых товаров может стать препятствием для устойчивого экономического роста. Также дальнейшее удорожание биржевых товаров способно усилить инфляцию, что поставит под угрозу сверхмягкую монетарную политику и фискальные стимулы властей.

Поэтому ОПЕК+ со временем постепенно продолжит наращивать добычу, что вместе с вероятным увеличением производства в США выступит фактором, сдерживающим дальнейшее повышение цен на нефть.

При позитивном сценарии во II квартале котировки Brent будут находиться в коридоре $60–70. Однако в случае дальнейшего обострения ситуации с пандемией в Европе (повышенные риски), возможен провал в сторону $55.

Естественно, как и раньше, большую роль в краткосрочной динамике нефти будет играть геополитический фактор, а также форс-мажоры, наподобие произошедшего недавно перекрытия Суэцкого канала танкером, севшего на мель. Все это способно приводить к непродолжительному всплеску волатильности, однако для того, чтобы такие драйверы повлияли на более долгосрочные тренды нефтяного рынка, соответствующие события должны получить развитие, превратившись в достаточно устойчивые факторы.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter