Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Российская экономика - самое слабое значение профицита счета текущих операций с 2016 года » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Российская экономика - самое слабое значение профицита счета текущих операций с 2016 года

12 апреля 2021 РБК | РБК Quote Беленькая Ольга
9 апреля ЦБ РФ опубликовал предварительную оценку платежного баланса РФ за 1Q21 г. Профицит счета текущих операций составил $16,8 млрд, ниже консенсус-прогноза Bloomberg ($19,6 млрд). По сравнению с 1Q20 он сократился на 27%, причем основное сокращение пришлось на март (как ранее сообщал ЦБ, в январе-феврале профицит СТО составлял $13,1 млрд, соответственно, при квартальной оценке $16,8 млрд на март должно приходиться $3,7 млрд.). Если сравнивать с показателями 1Q прошлых лет, то это самое слабое значение профицита СТО с 1Q16.

Основная причина – сокращение внешнеторгового профицита (-26% YoY) вследствие ускоренного роста импорта. Влияние пандемии Covid в прошлом году начало отчетливо проявляться с марта, поэтому для сопоставления мы смотрим базу не только 1Q20, но и 1Q19. В целом, из приведенной статистики можно сделать вывод, что в 1Q курс рубля находился под давлением не только санкционных рисков, отрицательной реальной ключевой ставки в России, укрепления доллара к мировым валютам (вследствие улучшения прогнозов роста американской экономики и повышения доходностей UST), но и активного роста импорта товаров при недополучаемых (из-за сделки ОПЕК+) физических объемах нефтегазового экспорта.

Во 2Q ситуация может осложниться сезонной слабостью счета текущих операций (особенно в случае активного восстановления зарубежных поездок), но основное давление на курс по-прежнему оказывают напряженная международная обстановка и риски возможных более жестких санкций в случае неблагоприятного развития ситуации (прежде всего, на госдолг, отключение от SWIFT, и некоторые другие виды санкций, которые могут повлиять на экономику).

Профицит счета текущих операций в 1Q21 сократился на 27% за счет ускоренного роста импорта

Российская экономика - самое слабое значение профицита счета текущих операций с 2016 года


Основные особенности платежного баланса:

Экспорт товаров почти восстановился к уровню 1Q20 (отставание составляет около 2%), в динамике по месяцам, наибольшее снижение экспорта год к году отмечалось в январе (-12%), в то время как в марте экспорт в стоимостном выражении уже был выше прошлогоднего уровня на 2,7%. При этом нефтегазовый экспорт в долларовом выражении упал на 12%. По сравнению с "доковидным" 1Q19, экспорт в январе-марте этого года был ниже почти на 15%, нефтегазовый экспорт – почти на 29%. При этом средняя цена на нефть марки Urals в январе-марте 2021 года составляла $59,8 за баррель, в январе-марте 2020 года - $48,18 за баррель. Отставание связано с сокращением физического объема экспорта нефти в 1Q21 (по данным ЦДУ ТЭК, экспорт в дальнее зарубежье упал на 21,8% по отношению к 1Q20) вследствие вынужденного сокращения объемов добычи нефти Россией по соглашению ОПЕК+ и увеличения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке. Однако, как и в прошлом году, ситуацию смягчает рост ненефтегазового экспорта (пока доступны лишь данные ФТС за январь, там заметный рост показали экспорт пшеницы и меслина, растительного масла, черных металлов, некоторых видов удобрений). По информации в СМИ, в 1Q этого года Краснодарский край увеличил экспорт с/х продукции на 13%.

Возможности увеличения экспорта далее в течение года связаны с улучшением динамики внешнего спроса и со смягчением квот на добычу нефти, которое постепенно (но пока медленно) происходит с начала года. Смягчение этих квот для России и Казахстана позволило России уже в марте нарастить добычу, по оценкам, примерно на 1,5% к уровню февраля, а благодаря апрельскому общему смягчению квот для ОПЕК+ Россия сможет с мая по июль увеличить нефтедобычу совокупно еще на 114 тыс баррелей в сутки, однако этого пока недостаточно для возвращения нефтегазового экспорта к доковидному уровню. С другой стороны, введенные механизмы пошлин и квот на экспорт зерна для стабилизации цен на внутреннем рынке могут замедлить рост экспорта с/х продукции.

Импорт товаров достиг максимального значения для 1Q с 2014 г. (на $6,9 млрд или на 12% выше прошлогоднего уровня и на 13% - уровня 1Q19). При этом с января по март превышение в годовой динамике шло по нарастающей (январь +2%, февраль +13%, март +20%). По сравнению с мартом 2019 г. превышение импорта в прошлом месяце составляет 17,5%. По данным таможенной статистики (импорт из стран дальнего зарубежья) в марте наиболее активно рос импорт машиностроительной продукции (+33,2%), химической продукции (+28,2%), текстильных изделий и обуви (+23,5%). По-видимому, речь может идти о действительно активном (как считает ЦБ РФ) восстановлении потребительского и инвестиционного спроса в условиях все еще закрытых границ и наличия у населения сбережений ("экономия" на зарубежных поездках составила в прошлом году, по оценкам ЦБ, около 2 трлн руб). Не исключено, что имело место и пополнение компаниями запасов продукции на фоне ожиданий будущего спроса и сбоев в цепочках поставок в течение последних месяцев. По данным IHS Markit, в марте "запасы сырья и материалов и готовой продукции сократились на фоне проблем с пополнением запасов, причем последние падали самыми быстрыми темпами с июня 2020 года".

Частично компенсировать негативное влияние сокращения внешнеторгового профицита на сальдо счета текущих операций (СТО) по-прежнему позволило сокращение импорта услуг (из-за почти закрытых для внешнего туризма границ) – в 1Q21 импорт услуг составил $13,7 млрд против $20,1 млрд годом ранее, в т.ч. на зарубежные поездки траты составили $0,9 млрд против $5,5 млрд в 1Q20 и $6,5 млрд в 1Q19. В то же время вследствие одновременного снижения и экспорта услуг чистое сокращение отрицательного баланса услуг составило лишь $4 млрд, что не могло компенсировать более сильный рост импорта товаров.

Покупки Минфином валюты по бюджетному правилу составили около $3,4 млрд – фактически, эти покупки уменьшили приток валюты в экономику по счету текущих операций.

Стоит отметить, что 1Q традиционно является наиболее сильным в течение года в отношении профицита СТО, а наиболее слабыми – второй и третий кварталы (обычно объемы импорта растут от 1Q к 4Q, а во 2-м и 3-м квартале дополнительное давление на счет текущих операций оказывают дивидендные выплаты и покупка валюты гражданами на зарубежные поездки в сезон отпусков). Мы полагаем, что в этом году сезонный эффект сохранится, а его выраженность будет зависеть от скорости открытия зарубежных границ летом этого года. Если в течение предыдущих 12 месяцев эффект закрытых границ оказывал поддержку платежному балансу, то в случае активного восстановления зарубежных поездок эта поддержка будет сокращаться. При этом, несмотря на ожидаемое ослабление профицита СТО, покупки валюты Минфином по бюджетному правилу продолжатся при цене нефти выше цены отсечения $43,3/барр. Более того, установленный объем покупок на период с 7 апреля по 7 мая – 185,7 млрд руб или 8,4 млрд руб в день является максимальным с начала возобновления покупок валюты в январе этого года (с марта прошлого года они были приостановлены из-за обвала цен на нефть и вместо этого ЦБ и Минфин продавали валюту на внутреннем рынке, поддерживая курс рубля).

Отток капитала в 1Q21 составил $11,8 млрд, сократившись более чем на треть по отношению к аналогичному периоду прошлого года, однако если тогда он был связан преимущественно с сокращением внешних обязательств банками и прочими секторами, то сейчас – c приобретением резидентами иностранных финансовых активов (валюты и ценных бумаг) в объеме большем, чем за весь 2020 год. Чистое сокращение иностранных обязательств в январе-марте составило всего $2 млрд против $13,6 млрд в 1Q прошлого года. В том числе портфельные инвестиции нерезидентов в российские госбумаги сократились на $3,2 млрд (нерезиденты продавали ОФЗ из-за опасений возможных новых санкций на госдолг), портфельные инвестиции в российские компании снизились на $2,7 млрд, зато прямые иностранные инвестиции увеличились на $4,7 млрд (годом ранее они сократились на $4,1 млрд). Что касается чистого приобретения российскими резидентами иностранных финансовых активов, его объем составил $13,5 млрд против $4,7 млрд годом ранее. Он делится примерно пополам между банками ($6,5 млрд) и прочими секторами (корпоративный и физические лица). Прямые инвестиции российских резидентов за рубеж составили $6,4 млрд ($0,4 млрд годом ранее), портфельные $2,1 млрд (сопоставимо с 1Q20). Интересно, что максимальный отток капитала в течение 1Q ($8 млрд) произошел в относительно благополучном январе, а в марте, несмотря на ухудшение конъюнктуры портфельных инвестиций на ЕМ и нарастающее усиление напряженности в отношениях России с Западом, был зафиксирован даже слабый приток (+$0,2 млрд).

Риски дальнейшего оттока капитала в ближайшие месяцы сохраняются – этому может способствовать возможное возобновление роста доходностей американских гособлигаций, сохранение интереса российских резидентов к инвестициям в иностранные активы в условиях прогнозов сильного экономического роста в США и прежде всего - опасения новых, более жестких санкций для России в случае военного конфликта с Украиной и в рамках возможного второго этапа санкций по закону о контроле за химическим и биологическим оружием 1991 г., которые могут быть применены через 90 дней после первого этапа, т.е. в июне этого года. В сочетании с ожидаемой сезонной слабостью счета текущих операций это может сдерживать возможности укрепления курса рубля во 2Q, несмотря на то, что при текущих ценах на нефть рубль выглядит слишком слабым (рублевая цена нефти существенно выше среднего уровня за последние годы и близка к максимальным уровням с 2018 г.). Наш базовый прогноз предполагает возможность некоторого укрепления курса рубля на конец 2Q до 71-75 руб/$ и на конец года до 69-74 руб/$, при этом в случае жестких санкций или заметного ухудшения внешнего фона возможно ослабление курса до 80 руб/$

Счет текущих операций, $ млрд



Сальдо внешней торговли, $млрд



Экспорт товаров, $ млрд



Нефтегазовый экспорт, $ млрд



Импорт товаров, $ млрд



Экспорт услуг, $ млрд



Импорт услуг, $ млрд



Цена нефти Brent в рублях (руб/барр)