Аналоги СБП за миллиарды евро, сервисы для чаевых и финтех на развивающихся рынках » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Аналоги СБП за миллиарды евро, сервисы для чаевых и финтех на развивающихся рынках

20 мая 2021 Bloomchain
С чего начался май для рынка финансовых технологий.

Банки Европы при поддержке властей намерены запустить свои системы быстрых платежей, чтобы побороться с Google и Apple. Российские банки заинтересованы в чаевых, чего нельзя сказать о россиянах. Финтех-сектор Индии, Африки и Латинской Америки за последние пять лет смог привлечь большой объем инвестиций, но все еще сталкивается с трудностями. Разбираем в деталях финтех-тренды мая.

Европейские банки против Visa, Mastercard и …Google
Крупнейшие банки Европы продолжают разработку своей системы платежей в рамках EPI (European Payments Initiative). Сейчас в ней участвуют около 40 банков, среди них – Deutsche Bank, BNP Paribas, ING, UniCredit и Santander. На днях EPI сообщила, что ее система платежей в режиме реального времени может быть развернута уже в следующем году.

«Идея заключается в том, чтобы создать европейского «чемпиона по платежам», который сможет противостоять PayPal, Mastercard, Visa, Google и Apple», – прокомментировал инициативу председатель EPI Йоахим Шмальцль. По данным Eurocommerce, четыре из пяти транзакций в Европе проводят Mastercard и Visa – по словам Шмальцля, столь доминирующее положение может нанести ущерб потребителям и бизнесу в виде высоких комиссий и возможных утечек данных.

Европейские регуляторы давно и регулярно критикуют Visa и Mastercard за злоупотребление своим положением. Например, в прошлом году Европейская Комиссия выяснила, что платежные системы повысили плату за обслуживание предприятий в период пандемии – в отдельных случаях комиссии увеличились в 1,5 раза. А в конце года британские ритейлеры обратились к властям с просьбой снизить комиссии платежных систем для мерчантов.

При этом из слов Шмальцля не совсем понятно, почему EPI является конкурентом в том числе Google и Apple. Возможно, председатель EPI намекает на возможное вытеснение бигтехом традиционных финансовых институтов.

Платежная система будет охватывать как внутренние и трансграничные P2P-переводы, так и оплату в физических и онлайн-магазинах. Также EPI предложит потребителям и мерчантам карты и цифровые кошельки. Решение будет работать на уже существующей инфраструктуре быстрых переводов Единой зоны платежей в евро – SEPA Instant Credit Transfer. Она позволяет проводить мгновенные транзакции размером до €100 000 в восьми странах Европы. В отличие от платежей через SWIFT, в системе SEPA можно не вводить громоздкие реквизиты получателя платежа – IBAN, БИК, идентификатор в системе SWIFT.

Аналоги СБП за миллиарды евро, сервисы для чаевых и финтех на развивающихся рынках


К SEPA уже присоединились больше половины европейских платежных провайдеров из 23 стран. Источник: сайт SEPA

EPI уже заручилась поддержкой Европейского Центрального банка и Европейской Комиссии, а также привлекла на развитие €30 млн. По словам председателя EPI, всего инициативе понадобится несколько миллиардов евро.

На вопрос о том, почему нельзя использовать локальные платежные системы – например, немецкий Girocard или Carte Bancaire – Шмальцль ответил, что страновые решения не могут быть масштабированы дальше собственных границ. «Никто [в Европе] в одиночку не может конкурировать с американскими платежными гигантами. Это станет возможным, если мы объединимся», – добавил он.

Напомним, что скандинавские страны создают свою платежную систему отдельно от EPI – она называется P27. В ассоциации участвуют банки Дании, Швеции и Финляндии: Danske Bank, Handelsbanken, Nordea, OP Financial Group, SEB и Swedbank. Но цель P27 в другом – она нужна не для противостояния американским компаниям, а для создания единой инфраструктуры для трансграничных и внутренних переводов внутри Европы. Платежи P27 будет обрабатывать Mastercard.

В России система быстрых платежей развивается локально – трансграничные операции есть в планах ЦБ, но пока они не реализованы. Тем не менее, СБП набирает обороты – по последним данным, системой пользуются около 20 млн россиян. По итогам 2020 года, доля денежных переводов между физическими лицами через Систему быстрых платежей составила 15% от общего объема.

Миллиарды на чай
«Яндекс», новоиспеченный игрок на рынке финтеха, приобрел сервис электронных чаевых «Чаевые просто». Сервис будет интегрирован в «Яндекс.Еду», но продолжит работу как отдельный бизнес. Сейчас к «Чаевые просто» подключено около 5 тыс. заведений и 32 тыс. их сотрудников. Точную сумму сделки не разглашают – по данным СМИ, покупка сервиса могла обойтись «Яндексу» в $1-5 млн.

С покупкой сервиса, «Яндекс» подхватил тренд на распространение электронных чаевых. За прошедшие пару месяцев интерес к этому рынку проявили сразу два крупных банка: Сбер запустил «СберЧаевые», а Альфа-банк купил стартап «Нетмонет». Размер сделки Альфа-банка и «Нетмонет» не разглашаются, однако в разговоре с vc.ru генеральный директор финтех-компании CloudPayments Дмитрий Спиридонов предположил, что банк мог заплатить за стартап от 100 млн до 1,5 млрд рублей.

Свое направление безналичных чаевых есть и у Тинькофф – CloudTips, который стал совместным проектом банка и стартапа CloudPayments. Visa совместно с банком «Русский стандарт» развивает свой сервис для безналичной оплаты чаевых, а у Mastercard есть платформа Etiquette. Также на российском рынке есть услуга «ЧаЧаЧай», она работает с доставкой продуктов «Самокат».

Каждый сервис использует разные способы приема платежей: где-то клиенту нужно отсканировать QR-код сотрудника, другие предлагает просто приложить карту к терминалу, а кто-то предлагает свои собственные устройства для платежей, настроенные исключительно на прием чаевых (Tipbox, например). Большинство платформ проводят именно P2P-переводы, то есть средства не поступают на баланс заведения, а сразу уходят на личный счет сотрудника в сервисе.

Свой сервис для «чаевых» запустил мессенджер Telegram. Теперь продавцы могут принимать платежи кредитными картами в любых чатах, включая группы и каналы. Транзакции пользователей обрабатывают восемь компаний, в том числе «Сбер» и Stripe.

Сервисы безналичных чаевых зарабатывают на комиссии, которые платит получатель либо отправитель чаевых, или же на «подписке» на сервис – то есть регулярного списания со счета компании, которая использует услуги сервиса.

Появлению новых сервисов для чаевых способствовала пандемия и переход на безналичные платежи. Общая сумма безналичных чаевых в 2020 году выросла в среднем в 11 раз, подсчитали в «Русском стандарте». Однако точной оценки рынка электронных вознаграждений в России нет. По разным данным, ежегодный оборот безналичных чаевых может достигать нескольких десятков миллиардов в год. Например, по оценкам «Нетмонет», осенью 2020 года объем рынка безналичных чаевых составлял порядка 20 млрд руб., а к 2023 году может вырасти в 2,5–3 раза.

Чаще всего их оставляют официантам, а самый крупный средний чек – у сотрудников салонов красоты и медийных персон, отмечают в igooods и CloudTips.



Несмотря на активную цифровизацию, в России не любят оставлять чаевые. По данным порталов YouDo и «Работа.ру», около трети россиян никогда не оставляют вознаграждение обслуживающему персоналу. Только 10% всегда оставляют чаевые, в любом заведении. Для сравнения, в США от 49% до 77% граждан, в зависимости от сферы услуг, оставляют на чай.

Финтех развивающихся стран набирает обороты
Финтех-стартапам из Африки, Индии и Латинской Америки с 2017 по 2021 год удалось привлечь около $23 млрд финансирования, подсчитали акселератор Catalyst Fund и аналитическая компания Briter Bridges. Сектор финансовых технологий привлек больше всего инвестиций на развивающихся рынках, хотя пандемия и способствовала снижению инвестиционного потока.


Финансирование финтех-стартапов на рынках EM за последние пять лет. Источник: Catalyst Fund

Активнее всего инвесторы вкладываются в индийский финтех.Только в 2019 году индийские финтех-стартапы привлекли рекордные $4,8 млрд, а в прошлом году – $3 млрд. Крупнейшие сделки провели CRED, Razorpay, Groww и BharatPe. Кроме того, среди трех регионов, в Индии больше всего стартапов-единорогов – 26, среди которых PayTM, PhonePe, Digit Insurance, BillDesk, Policybazaar и Razorpay. Только за 2021 год в стране появилось тринадцать единорогов.

Читайте также: как меняется рынок необанкинга в Индии

В 2019 году в Африке прошло сразу пять мега-сделок на общую сумму более $775 млн – Branch, Tala, World Remit, Interswitch и OPay. Хотя в прошлом году эта поток инвестиций снизился до $362 млн, такие компании, как Flutterwave, TymeBank и Kuda, провели не менее крупные раунды. В Африке более 300 миллионов жителей не пользуются банковскими услугами – это 17% от всего мирового населения, неохваченного традиционным банкингом. Неудивительно, что финтех-стартапы стараются занять эту нишу и привлекают на это финансирование.

Как и в Африке, в Латинской Америке достаточно большой процент не охвачен банковским обслуживанием – 70%. В общей сложности, региональные финтех-стартапы привлекли $10 млрд инвестиций за последние пять лет. Мега-раунды удалось провести NuBank, Neon, Konfio и Clip. А недавно стартапом из Латинской Америки YellowPaper заинтересовалась Visa. Компания является оператором технологической платформы, которая работает с открытыми API в финансовой отрасли.

Исследователи отмечают, что африканскому финтех-рынку больше свойственны сделки по слиянию и поглощению, тогда как в Латинской Америке чаще проводят IPO. Несмотря на разнообразие стартапов, инвестиции чаще всего направлены в одни и те же направления финтеха: в платежные и кредитные решения. Согласно выводам аналитиков, эти стартапы способны привлекать большие объемы финансирования даже на ранних этапах, чего нельзя сказать о проектах с другой направленностью.


Направления финтеха, в которые инвесторы вкладываются больше всего. Источник: Catalyst Fund

В Африке платежные стартапы получили больше инвестиций, чем лендеры и необанки. Это компании Flutterwave, Chipper Cash, Wave, Paystack и DPO. Кстати, в Chipper Cash в прошлом году вложился фонд Джеффа Безоса. Стартап интересен как минимум тем, что работает в не самых экономически активных странах региона – в Гане, Кении, Нигерии, Руанде, Южной Африке, Танзании и Уганде.

В Латинской Америке необанки смогли привлечь наибольшую объем финансирования, по сравнению с остальными. Пожалуй, самым известным представителем местного рынка остается NuBank – крупнейший необанк мира по числу клиентов (34 млн). В начале года компания привлекла $400 млн от Суверенного фонда благосостояния Сингапура (GIC), Whale Rock, Invesco и других инвесторов. Новый приток инвестиций повысил оценку компании до $25 млрд. Для сравнения, в 2019 году инвесторы оценивали NuBank только в $10 млрд.

Самые финансируемые финтех-стартапы Индии работают в сфере платежей. Однако некоторые кредитные платформы и необанки тоже смогли провести раунды на сотни миллионов долларов – в частности, Niyo, Lendingkart и InCred. Напомним, что ранее аналитики компании BCG и Ficci дали прогноз, согласно которому оценка финтех-сектора Индии к 2025 году может достичь $150-160 млрд.

Интересно, что в EM наблюдается тенденция к пересечению финтеха с другими областями: например, с сельским хозяйством или медициной – появляются отдельные кредитные инструменты для фермерств или страховые продукты для пациентов.

Оценивая исследование, директор Briter Bridges Дарио Джулиани в комментарии изданию TechCrunch отметил, что африканский рынок все еще находится позади других, хотя и сильно продвинулся в последние годы. По мнению эксперта, ключевым фактором остается разрозненность внутри страны: «легче управлять бизнесом в одной стране [Индии], чем в 54 в Африке или даже в 20 в Латинской Америке», отметил Джулиани.

https://bloomchain.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter