Криптовалюты-2: мемы против инвесторов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Криптовалюты-2: мемы против инвесторов

24 мая 2021 giovanni1313

С начала этого года было создано почти 10 тысяч новых криптовалют. За «крипторенессансом» стоит очередной вплеск эпидемии хайпа, глупости и жадности. Видимо, с 2017 года коллективный иммунитет против криптозаразы успел ослабеть…

А может, и сама криптоиндустрия мутировала. Новые монеты в своих кругах она презрительно называет “shitcoin”-ами, т. е. буквально «говнокойны». В отличие от 2017, они уже ни на что не претендуют, отбросив даже попытки придумать хоть какое-то обоснование ценности койна. Никто не скрывает, что единственная цель его существования — обогатить верхние этажи «пирамиды» за счет нижних.

«Блумберг» опубликовал неплохую статью об изнанке бума говнокойнов. Однако статья отвечает на вопросы «как?» и почти не затрагивает вопрос «почему?». Попробуем проанализировать причины новой волны криптоажиотажа.

1. Во-первых, это демократизация криптоинструментов на стороне предложения. Под этим чопорным термином надо понимать то, что готовые, ”plug-and-play” решения позволяют запустить свою монету абсолютно любому человеку. Никаких специфических познаний больше не требуется. Пал еще один барьер для входа.

Криптовалюты-2: мемы против инвесторов


Другими словами, стало гораздо проще создать пирамиду — и недобросовестные люди воспользовались этой простотой. На инвестора обрушился вал желающих присвоить его деньги при помощи «крипто-инвестирования».

2. На стороне спроса всё гораздо интереснее. Самый очевидный катализатор — история с акциями компании “Gamestop”. Уникальный, очень громкий случай, когда за счет хайпа среди розничных инвесторов удалось разогнать котировки публичной компании в десятки раз. Главное, что это стало преподноситься как «история успеха»: надувание гигантского пузыря и запрыгивание в него на ранней стадии сейчас считается моднейшей стратегией инвестирования. Имидж «успеха» всё еще поддерживается тем, что акции “Gamestop” не так сильно («всего» в два раза) упали с пиковых значений.

3. Головокружение от прошлых успехов возникает не только при взгляде на “Gamestop”. Целый ряд активов выросли в разы с низов коронавирусного кризиса — нефть, убыточные технологические компании, литий, лесопилки и, конечно, биткойн с эфиром.



И плевать, что этот рост был обусловлен сначала жестоким кризисом ликвидности, а потом — мощнейшим монетарным стимулированием, которое сейчас уже отыграно. Правило «прошлая доходность не гарантирует будущих результатов» нынешним инвесторам знакомо плохо. Глядя на траекторию роста, они считают, что это новая нормальность и что рост будет всегда.

4. Надежда на повторение чуда опирается на довольно фундаментальные перемены в психологии розничных инвесторов. В частности, бум говнокойнов является наиболее радикальным проявлением так называемого «меметичного инвестирования». Инвестирования не по каким-то объективным метрикам, и даже не на основе сомнительных, смутно оформленных идей (вроде идеи о росте интернет-экономики в конце 1990-ых), а на основе мемов — симпатичных, забавных и виральных образов.

Чем меметичнее новый хайповый актив — тем больше шансов на его успех. Посмотрите на тот же dogecoin и сотни последовавших за ним клонов. У говнокойнов есть только меметичное, узнаваемое имя и такая же эмблемка. Всё.

Эмоциональная составляющая инвестирования здесь окончательно возобладала над рациональной. Глупость новых говнокойнов - теперь не баг, а фича.



5. Главный элемент хайпа — как можно более нереалистичные ожидания доходности. На сленге новой волны инвесторов это звучит как «улететь на Луну».

Корни мечтаний о сверхдоходах и неприятия объективной инвестиционной реальности уходят в продолжающийся рост влияния соцсетей, управляемых экономикой внимания. В битве за внимание пользователей соцсети продвигают контент, будоражащий воображение, и прячут «скучные» вещи. Доходность портфеля 4% в год — это скучно. Да и сам термин «портфель» — это что-то из лексикона «бумеров». А вот 1000% за 2 дня от 6-значных вложений в мемекойн «на всю котлету» — это вызывает неподдельный интерес у пользователей.

Меметичные инвестрешения работают по тому же принципу: виральные весёлые мемы увеличивают метрики вовлеченности пользователей. А вот скучный фундаментальный анализ бросят читать после первого абзаца. Сегодняшние инвесторы воспитаны инвестиционными рекомендациями в формате "TikTok".

Экономика внимания стимулирует деградацию инвестиций до наименьшего общего знаменателя: чем глупее, чем охотнее «хавает пипл» — тем лучше. И единственным «инвестиционным критерием» становится высота поднятой волны хайпа.



6. Социальные сети искажают и восприятие риска. Девизом сегодняшнего инвестора стала аббревиатура YOLO, в переводе - «ты живешь всего один раз». Эта установка отметает буквально всю осторожность, умеренность и сдержанность. «Надо действовать здесь и сейчас!» «Бери от жизни всё!»

Такая бравада исключительно хорошо заходит в социальных медиа. Это парадная сторона крипто-инвестиций, и она формирует ролевую модель для подражания. А вот последствия такой ролевой модели — слитые депозиты, промотанные кредиты, которые придётся как-то выплачивать, порой и суициды — не являются виральным контентом и потому в соцсетях не видны. В итоге у пользователя формируется однобокая картинка, в которой есть место только смелости и выигрышам.

7. Но есть и более тонкие механизмы. Так, соцсети во много раз подняли значимость демонстративного потребления. Демонстрировать потребленное сейчас намного проще, и это увидят сразу миллионы твоих подписчиков. Рядовые пользователи ежеминутно бомбардируются картинками «красивой жизни». Это усугубляется выросшим до рекордных уровней расслоением доходов.



Искаженное восприятие потребительских «норм» толкает обычных пользователей всеми правдами и неправдами соответствовать этому уровню. И иллюзорные обещания тысяч процентов доходности воспринимаются как единственный шанс этого достичь. По сути, люди лезут в говнокойны от отчаяния — других вариантов угнаться за постоянно транслируемой на экране мечтой они не видят.

8. Этот единственный шанс выглядит особенно привлекательным, если обещания 1000% доходности звучат от инфлюэнсера, который регулярно и очень наглядно показывает тебе, как же хорошо быть богатым. Инфлюэнсеры были существенной силой криптохайпа и в 2017 — но сейчас они стали «необходимым и достаточным» условием запуска новых пирамид.

И мы видим, к чему приводит полное отсутствие регулирования в области инвестиций и их рекламы. Всё вырождается в пирамидальные схемы, эксплуатирующие человеческую жадность и желание обогатиться за счет других. Ожидать, что соцсети сами начнут модерировать содержание рекламных посланий инфлюэнсеров, бесполезно. Ситуацию смогут исправить если не посадки, то хотя бы громкие суды над людьми, решившими срубить бабла путем навешивания лапши на уши своих подписчиков.

9. Беспомощность правоохранительных органов — тоже важный фактор разгула криптомошенничества. На сегодняшний день всё, чем рискуют криптопоследователи Мавроди — это потеря денег, вложенных в раскрутку монет, если лох не клюнет в достаточных количествах. Бездействием разгул говнокойнов не остановить.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter