Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Трубы и тарифы: изучаем первое полугодие «Транснефти» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Трубы и тарифы: изучаем первое полугодие «Транснефти»

19 октября 2021 Тинькофф Банк | Транснефть Болдов Михаил
«Транснефть» (MCX: TRNFP) — крупнейшая в мире нефтепроводная компания. Кроме экспорта нефти и нефтепродуктов по трубам осуществляет морские поставки углеводородов через подконтрольного портового оператора «НМТП».

Основной доход компании приносит транспортировка нефти и нефтепродуктов. Начиная со второй половины прошлого года нефтяная отрасль начала постепенно восстанавливаться от последствий кризиса, и в результате цены на нефть вернулись на докризисные уровни. Так, 27 сентября стоимость нефти марки Brent впервые за два года превысила 75 $.

На фоне восстановления спроса и цен на нефтяном рынке ОПЕК+ постепенно снимает ограничения на добычу нефти, разрешая наращивать добычу на 0,4 млн баррелей в сутки ежемесячно. Это выгодно «Транснефти», потому что ее доходы напрямую зависят от объемов прокачки нефти по ее трубопроводам. Тем не менее ограничительные меры со стороны ОПЕК+ продолжатся до конца 2022 года, что будет сдерживать операционные показатели бизнеса.

Трубы и тарифы: изучаем первое полугодие «Транснефти»


Динамика операционных показателей

«Транснефть» — естественная монополия, поэтому тарифы на ее транспортные услуги регулируются государством в лице федеральной антимонопольной службы.

Тарифная политика на 2021—2030 годы предполагает индексировать стоимость услуг компании ежегодно с 1 января на 99,9% от уровня прогнозируемого индекса потребительских цен на грядущий год.

В 2020 году Министерство экономического развития РФ прогнозировало, что индекс потребительских цен составит 103,7% на конец 2021 года. Эта величина стала базой для расчета индексации тарифа «Транснефти». 99,9% от прогнозного индекса составляет примерно 103,6%. То есть в этом году компания могла увеличить тарифы на услуги, регулируемые государством, максимум на 3,6%.

Например, если определенная услуга на конец 2020 года стоила 100 Р, то с 1 января 2021 года цена выросла бы до 103,6 Р.

Сегодня уже можно констатировать, что прогноз был излишне оптимистичен, и в сентябре этого года Минэкономразвития повысило прогноз инфляции на 2021 год до 5,8%. То, что реальная инфляция в 2021 году значительно превышает рост тарифов на услуги «Транснефти», выступает негативным фактором для компании.

Индексация тарифов на услуги по транспортировке нефти по системе «Транснефти» с 1 января



По итогам первого полугодия 2021 года «Транснефть» сократила объемы транспортировки нефти на 5% — до 217,6 млн тонн, — как обычно, из-за ограничений на добычу.

Экспорт нефти в дальнее зарубежье сократился на 13% — до 91,6 млн тонн. Из них 19,6 млн тонн экспортировали в Китай, 17,1 млн тонн ушло в Европу через магистральный нефтепровод «Дружба», 54,8 млн тонн — через морские порты Усть-Луга, Козьмино, Новороссийск и Приморск.

Транспортировка нефтепродуктов упала на 3% — до 19,2 млн тонн. Почти 90% от этого объема пришлось на дизельное топливо. Доля экспорта нефтепродуктов занимает 76%, остальное поступает на внутренний рынок.

Объемы транспортировки за первое полугодие, млн тонн



Выручка и прибыль

Выручка «Транснефти» выросла на 8% — до 529,4 млрд рублей. Около 71,5% выручки компания получила за услуги транспортировки нефти и нефтепродуктов в России и на экспорт. При этом рост выручки произошел за счет увеличения прокачки на внутреннем рынке, а также за счет восстановления объемов реализации нефти и нефтепродуктов. Выручка от транспортировки нефти на внешние рынки сократилась на 7% на фоне падения объемов прокачки.

Доходы от реализации сырой нефти получаются за счет поставок в Китай в рамках 20-летнего договора от 1 января 2011 года на ежегодную поставку как минимум 6 млн тонн нефти. Нефть для продажи в Китай покупается у «Роснефти», то есть «Транснефть» выступает в качестве посредника между производителем и покупателем. Увеличение выручки в этом сегменте вызвано ростом средней цены реализации нефти.

Структура выручки по видам услуг



Операционные расходы компании без учета износа и амортизации увеличились на 20% — до 290,1 млрд рублей — из-за роста себестоимости реализованной нефти, роста рыночной цены барреля, а также из-за увеличения расходов на материалы, оплату труда, пенсионные и страховые взносы.

В результате операционная прибыль упала на 7% — до 130 млрд рублей, — несмотря на рост выручки до рекордного уровня.

Кроме того, компания отразила прибыль в размере 1,6 млрд рублей — против убытка в 21,5 млрд рублей — в строке «Прочие доходы или расходы». Менеджмент в ходе переоценки уменьшил стоимость основных активов компании на фоне неблагоприятной рыночной конъюнктуры и недозагруженности отдельных участков магистрали. В этом году произошла обратная переоценка из-за восстановления спроса и цен на рынке углеводородов.

У компании есть ряд дочерних и совместных предприятий, которые связаны с транспортировкой нефти и нефтепродуктов. В этом году на фоне выхода из кризиса прибыль «Транснефти» от участия в совместных предприятиях составила 18,9 млрд рублей — против убытка в размере 13,2 млрд рублей в прошлом году.

Чистые финансовые расходы выросли с 8,4 до 15 млрд рублей, что отчасти было вызвано переоценкой курсовых разниц из-за ослабления рубля.

Как итог, чистая прибыль «Транснефти» выросла на 49% — до 109,5 млрд рублей — и практически вернулась к докризисному уровню.

Финансовые показатели компании за первое полугодие, млрд рублей



Долги

Общий долг «Транснефти» снижается и упал еще на 8%, достигнув минимума последних лет. Чистый долг сократился на 14% — до 454,9 млрд рублей — как за счет снижения суммы кредитов и займов с 589,5 до 543,4 млрд рублей, так и за счет увеличения объема денег на счетах и их эквивалентов с 62,8 до 88,5 млрд рублей. В результате коэффициент «чистый долг / EBITDA» составил 1,05× — против 1,19× в начале этого года.

Динамика долговой нагрузки, млрд рублей



Дивиденды

В уставе компании прописаны специальные условия дивидендных выплат для привилегированных акций, которые и торгуются на фондовом рынке. Все обыкновенные акции принадлежат государству. На дивиденды по привилегированным акциям направляется не менее 10% от чистой прибыли. При этом выплата на одну привилегированную акцию не может быть меньше, чем на одну обыкновенную.

В дивидендной политике в качестве ориентира прописано, что на дивиденды направляется не менее 25% от консолидированной чистой прибыли с учетом корректировок в соответствии с разовыми и неденежными статьями. В последние годы компания выплачивала акционерам около 50% от скорректированной чистой прибыли по действующим нормативным документам о выплате дивидендов компаниями с государственным участием.

Динамика дивидендных выплат на одну привилегированную акцию



Что в итоге

Операционные и финансовые результаты «Транснефти» говорят о постепенном восстановлении ситуации в углеводородной отрасли. При этом внутренний рынок восстанавливается быстрее, и поставки нефти на российские НПЗ уже превысили аналогичные показатели прошлого года. Ограничения ОПЕК+ продолжат действовать как минимум до конца 2022 года, что будет ограничивать операционные показатели нефтепроводного оператора. Но действующее соглашение предполагает ежемесячное наращивание добычи на 0,4 млн баррелей в сутки, что дает основание рассчитывать на рост объемов прокачки.

Минус для акционеров — то, что тарифы компании жестко привязаны к прогнозному значению инфляции. В этом году прогнозы значительно разошлись с реальностью, из-за чего цены на услуги «Транснефти» были слабо проиндексированы. Это привело к снижению операционной прибыли, несмотря на рекордную выручку.

В целом в ближайшие 12 месяцев можно ожидать умеренного роста операционных и финансовых показателей компании, если договор ОПЕК+ не пересмотрят в ту или иную сторону, из-за изменения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу