"Дружба" забуксовала. Российскую нефть все сложнее продать » Элитный трейдер
Элитный трейдер


"Дружба" забуксовала. Российскую нефть все сложнее продать

11 августа 2022 ИХ "Финам"
Новость об остановке экспорта российской нефти по южной ветке трубопровода "Дружба" на короткое время вернула котировки "черного золота" выше $97 за баррель, однако рост был недолгим. В корпоративном секторе потери понесла только "Транснефть" - оператор нефтепровода. Однако возникшие с поставками топлива сложности вновь поставили вопрос об энергобезопасности Европы. Особенно уязвимы оказались страны Центральной Европы, не имеющие выхода к морю.

Санкционная закупорка

Во вторник "Транснефть" сообщила об остановке с 4 августа поставки российской нефти транзитом через Украину. Экспорт по этому маршруту осуществляется по южной ветке нефтепровода "Дружба", конечными потребителями сырья являются Венгрия, Чехия и Словакия.

Причиной остановки компания назвала санкции. "Транснефть" не может провести платеж за транзит из-за ограничений ЕС. Направленный 22 июля в адрес "Укртранснафты" платеж был возвращен на счет "Транснефти" 28 июля. В "Транснефти" пояснили, что европейские банки-корреспонденты больше не уполномочены самостоятельно принимать решения по трансграничным платежам из России, на такие операции должно быть получено одобрение регуляторов.

"Транснефть" заявила, что обратилась "в уполномоченный банк для дальнейшей передачи информации в адрес европейского регулятора для получения разрешения на проведение расчетов по договору с "Укртранснафтой". Компания также заверила, что ищет альтернативные варианты перевода денежных средств.

В обычном режиме Россия прокачивает через южную ветку "Дружбы" около 250 тыс. баррелей нефти в сутки. На этот маршрут приходится 10% от всего объема нефти, которую Евросоюз импортирует из России.

Основными поставщиками российской нефти на этом маршруте являются "Татнефть", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", а покупателями - венгерские компании MOL и Unipetrol. На южный маршрут приходится 3-7% добычи компаний, в то время как для покупателей этот объем имеет большее значение. Венгрия, а также Чехия и Словакия не имеют выхода к морю, чтобы быстро заместить российскую трубопроводную нефть альтернативными поставками.

В Европе ситуацию с южной веткой "Дружбы" восприняли как еще один удар по энергетической безопасности ЕС. Сырьевой рынок отреагировал на остановку прокачки ростом котировок нефти во вторник до $98 за баррель сорта Brent.

Однако сегодня фьючерсы на "черное золото" вернулись к снижению, в том числе из-за того, что Венгрия нашла способ решить проблему. Оплату транзита российской нефти через Украину взяла на себя венгерская нефтегазовая компания MOL. Прокачка нефти по южной ветке "Дружбы" в направлении Венгрии и Словакии может возобновиться сегодня в 16 часов. Ожидаемый перезапуск южной ветки нефтепровода "Дружба" в ближайшее время подтвердил и чешский трубопроводный оператор Mero CR.

На котировки "Транснефти" событие оказало умеренно негативный эффект. "В страны Восточной Европы по южной ветке трубопровода "Дружба" ежегодно транспортируется около 17 млн тонн (120 млн баррелей) нефти. Мы полагаем, что событие не окажет значительного негативного влияния на транспортного оператора. Объем прокачки на экспорт составляет примерно 200 млн тонн в год. При этом на поставки нефти трубопроводным транспортом санкций нет. Экспортеры частично компенсируют потери от прекращения поставок по маршруту за счет роста цены на нефть, которая на фоне данного события поднялась выше $97 за баррель. Мы не ожидаем, что новость окажет длительное влияние на цены на мировом рынке. Покупатели могут увеличить доставку морским путем или договориться об оплате транзита самостоятельно", - комментирует Георгий Ващенко, ведущий аналитик Freedom Finance Global.

Устойчивого роста цен на нефть новости по "Дружбе" также не вызвали. Рынок показывает: явного "нефтяного кризиса" в Европе нет. Как отмечает аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин, страны Южной Европы пытаются запастись сырьем, пока не вступил в действие запрет Европейского союза на покупку нефти из России. "Для некоторых потребителей это выглядит нормальным (что не запрещено – то разрешено), а некоторые страны добровольно прекратили покупать российское сырье с учетом суровых реалий спецоперации на Украине (принципы важнее)", - комментирует аналитик.

По данным агентства Bloomberg, с 29 июля по 5 августа объем поставок российской нефти из терминалов в Балтийском и Черном морях в порты Турции и Италии достиг максимального уровня за последние семь недель. В этот период времени котировки эталонной европейской нефти марки Brent не поднимались выше $105 за баррель, а к 10 июля цена Brent устойчиво закрепилась в районе $95 за баррель.

Нефтетрейдеров больше беспокоят темпы восстановления мировой экономики, которые напрямую влияют на спрос на энергоносители.

"Опасения инвесторов по поводу рецессии в мировой экономике усилились по итогам последнего заседания Банка Англии, который поднял ключевую ставку до 1,75% с 1,25% годовых и при этом предупредил о том, что экономика страны войдет в рецессию в 4 квартале 2022 года и что спад продлится весь 2023 год", - отмечает Потавин.

Аналитик "Финама" также обращает внимание на то, что российская нефть на экспорт сейчас идет почти в тех же объемах, как было до украинских событий. Это косвенно говорит о сохранении баланса спроса и предложения на глобальном рынке нефти. Так, нефтяной гигант Saudi Aramco направил дополнительные потоки в Европу, заменяя российские поставки, которые попали под эмбарго в рамках шестого пакета санкций ЕС и к концу года должны быть запрещены полностью. По трубопроводу SuMed, дублирующему Суэцкий канал, в европейские страны было прокачано 1,2 млн барр./сутки – это на 90% больше, чем до российской спецоперации на Украине.

А вот на бюджете России переориентация на Восток уже сказалась. На фоне постепенно закрывающегося для России европейского рынка нефтекомпании увеличили поставки в Азию, правда, с большим дисконтом. Таким образом, при сохранении объемов экспорта компании теряют в выручке. И это уже отразилось на поступлениях в казну.

По данным Минфина, нефтегазовые доходы федерального бюджета провалились в июле в годовом сопоставлении: -22,5% (в июне: 11%). При этом, динамика налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) осталась в положительной области: 15,7% год-к-году (в июне: 25,3%), а экспортная пошлина рухнула на треть: -32,9% год-к-году (в июне: 64,9%).

"Особенно впечатляющий провал наблюдается в части экспортной пошлины на газ, что связано со сворачиванием поставок газа в Европу. На фоне крепкого рубля, продолжающейся "газовой войны" с Европой и ухудшающейся конъюнктуры мирового рынка нефти динамика нефтегазовых доходов российского бюджета, скорее всего, продолжит ухудшаться", - комментирует Александр Потавин.

Тем временем, транзит по северной ветке нефтепровода "Дружба" через Белоруссию в направлении Польши и Германии работает в штатном режиме, сообщила "Транснефть". По данным Bloomberg, прекращение поставок через северную ветку "Дружбы" в Польшу и Германию сократит доходы России на $12 млрд.

Дело – труба

Основными поставщиками нефти на южном маршруте "Дружбы" являются "Татнефть", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть". Акции этих компаний проигнорировали сообщение об остановке прокачки. А вот оператор трубопровода - "Транснефть" - потерял в результате 1,3%.

Как отмечает аналитик ФГ "Финама" Сергей Кауфман, котировки нефтедобытчиков более чувствительны к динамике цен на нефть и внешней конъюнктуре.

С начала года акции "Татнефти" опередили по перформансу другие компании из нефтегазового сектора, что было связано с положительными финансовыми результатами компании за первое полугодие, ожиданием сохранения дивидендных выплат и устойчивостью к санкционному давлению в краткосрочной перспективе.

"15 августа совет директоров "Татнефти" будет принимать решение относительно выплат за первое полугодие, и с учётом сильного финансового положения компании мы полагаем, что менеджмент может принять решение о выплате 50% прибыли по РСБУ, как и ранее. В этом сценарии выплаты могут составить 32,7 рубля на акцию (7,8% доходности на обыкновенную акцию)", - комментирует Кауфман.

При этом "Татнефть" поставляет около 90% своей нефти на экспорт через нефтепровод "Дружба", который не попал под европейское эмбарго, что краткосрочно делает бизнес "Татнефти" достаточно устойчивым по отношению к санкциям. Однако, отмечает аналитик "Финама", несмотря на отсутствие санкций, Германия и Польша, которые являются покупателями нефти через северную ветку "Дружбы", планируют отказаться от покупок российской нефти к концу года. Кроме того, южная ветка "Дружбы" частично проходит через территорию Украины, что естественным образом накладывает дополнительные риски, обращает внимание аналитик. При этом исходя из географических соображений "Татнефти" может быть сложнее других нефтяников перенаправить выпадающие с европейского рынка объемы.

"На фоне достаточно высокой неопределённости относительно долгосрочной устойчивости бизнеса "Татнефти" мы на данный момент нейтрально смотрим на её акции", - комментирует Сергей Кауфман.

Аналитики "Финама" сохраняют позитивный взгляд на акции "Роснефти". "Роснефть", по мнению Сергея Кауфмана, имеет хорошие шансы успешно приспособиться к новым реалиям, с которыми российский нефтяной сектор столкнулся из-за санкционного давления. Ещё до "специальной военной операции" около половины экспортируемой "Роснефтью" сырой нефти шло на рынки на Азиатско-Тихоокеанского региона, а сейчас компания наиболее активно переориентирует выпадающие на европейском направлении объёмы в Индию.

"При этом, в долгосрочной перспективе "Роснефть" выгодно выделяет продолжающаяся реализация "Восток Ойла". Данный проект способен полностью ориентироваться на рынки АТР, его реализация слабо зависит от западных технологий и позволит смягчить неизбежную рецессию в экономике РФ, что способствует его поддержке со стороны государства. Краткосрочно акции "Роснефти" может поддержать приверженность дивидендной политике и проведение buyback в периоды коррекций акций", - отмечает аналитик "Финама".

"ЛУКОЙЛ", по мнению аналитиков "Финама", может стать одной из наиболее пострадавших от европейского эмбарго компанией, т.к. он специализируется именно на морском экспорте в Европу. Кроме того, нефтекомпания владеет долями в ряде европейских НПЗ, на которые приходится около трети переработки компании.

Сергей Кауфман также отмечает, что "ЛУКОЙЛ" стал единственной компанией в секторе, кто отложил решение о выплате дивидендов по итогам 2021 года, что было связано с тем, что ключевые бенефициары компании владеют своими долями, в том числе, через иностранные структуры.

"На данный момент сложно сказать, когда компания преодолеет данное препятствие. Также неопределенности относительно будущего "ЛУКОЙЛа" добавляет уход с руководящих должностей двух ключевых фигур для компании – Вагита Алекперова и Леонида Федуна. На этом фоне нейтрально смотрим на акции "ЛУКОЙЛа", - комментирует аналитик "Финама".

"Транснефть", в отличие от нефтяных компаний не сможет на других рынках компенсировать выручку, которую потеряет от неизбежного снижения экспорта нефти через "Дружбу". Более того, аналитик "Финама" не исключает, что "Транснефть" будет вынуждена строить новую трубопроводную инфраструктуру для увеличения экспорта российской нефти в страны АТР. "Это может подразумевать увеличение капитальных расходов и снижение вероятности выплаты дивидендов. При этом "Транснефть", в отличие от нефтяных компаний, не выигрывает от роста цен на нефть, но проигрывает от снижения добычи в РФ. На этом фоне умеренно негативно смотрим на акции "Транснефти", - комментирует Сергей Кауфман.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter