Четыре фактора, которые сейчас влияют на стоимость нефти » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Четыре фактора, которые сейчас влияют на стоимость нефти

6 сентября 2022 ИХ "Финам" | Нефть Аседова Наталия
Минувшая неделя ознаменовалась заметным падением котировок "черного золота", стоимость которого вновь приближалась к отметке в $90 за баррель. Однако уже сегодня фьючерсы на нефть марки Brent с поставкой в ноябре пребывают на уровне выше $96, отыгрывая потери. Дополнительную поддержку ценам сегодня оказывали ожидания итогов встречи комитета ОПЕК+, который рекомендовал альянсу вернуться в октябре к августовским параметрам нефтяной сделки, а именно сократить добычу на 100 тысяч баррелей в день. Это лишь ускорило темпы роста нефтяных цен – к 18:00 мск стоимость фьючерсов марки Brent с поставкой в ноябре находится на уровне $96,5 за баррель, прибавляя 3,78%.
Стоит ли ожидать очередной встряски на нефтяном рынке? Что будет с ценами на "черное золото"? Какие факторы в настоящее время оказывают наибольшее влияние на котировки нефти? В этих и других вопросах Finam.ru решил разобраться вместе с экспертами.

Фактор первый – иранская сделка

Нефть из Ирана является одним из ключевых факторов, который может привести к снижению стоимости "черного золота". Ранее известия о том, что Запад и Иран могут в ближайшее время заключить ядерную сделку, привели к заметному падению котировок. Данная сделка позволит снять ряд санкций против Ирана, в том числе допустит поставки сырой нефти из страны на мировой нефтяной рынок.

На минувшей неделе президент Франции Эммануэль Макрон выразил надежду на возобновление ядерной сделки с Ираном уже в ближайшем будущем. Аналогичное мнение высказал и министр иностранных дел Ирана Хоссейн Амир-Абдоллахиян, который подтвердил возможность достижения договоренности.

Как отмечает Андрей Маслов, аналитик ФГ "Финам", некоторого оптимизма относительно предложения "черного золота" добавляет возможность возвращения Ирана к результатам Тегеранской ядерной сделки 2015 года. Эксперт отмечает, что хотя переговоры о возобновлении ядерной сделки с Ираном, заключенной Западом, и затянулись, соглашение могло бы позволить Тегерану увеличить экспорт и улучшить мировые поставки нефти.

При этом Олег Сыроваткин, ведущий аналитик отдела глобальных исследований "Открытие Инвестиции" (АО "Открытие Брокер"), заявляет, что возобновление ядерной сделки с Ираном могло бы изменить рыночный баланс, но переговоры продвигаются медленно и перспективы неочевидны. Эксперт подчеркивает, что если это все же произойдет, то и ОПЕК+ может более решительно скорректировать свою политику.

Виталий Манжос, старший риск-менеджер "Алго Капитал", при этом полагает, что вопрос возобновления иранской ядерной сделки способен затянуться на много недель и даже месяцев. Он подчеркивает, что с учетом предыстории, Иран вполне обоснованно считает себя обманутым в данной ситуации, поэтому и заинтересован не в возобновлении действия хрупкого соглашения, а в максимально возможном затягивании переговоров на эту тему. "С этой точки зрения Иран будет бесконечно создавать ложные надежды скорого достижения компромисса", - считает эксперт.

Фактор второй – производственные квоты ОПЕК+

Падение цен на нефть в последнее время повысило необходимость обсуждения вопроса об изменении тактики ОПЕК+, постепенно наращивавшей добычу с 2021 года. В конце августа министр энергетики Саудовской Аравии заметил, что фьючерсный и физический рынки нефти становятся все более разобщенными, что приводит нефтяной рынок в состояние шизофрении. Он подчеркнул при этом, что ОПЕК+ имеет необходимые механизмы для того, чтобы справиться с текущими вызовами, "в том числе за счет сокращения добычи в любой момент и в различных формах, как это было продемонстрировано в 2020 и 2021 годах".

Перспективы возврата иранской нефти на рынок (в связи с прогрессом в переговорах по ядерной сделке) являются одной из причин, по которой ОПЕК был вынужден рассмотреть возможность сокращения добычи. Примечательно, что ожидания рынка по решению мониторингового комитета были разными. В средствах массовой информации появлялись сообщения о том, что ОПЕК+ может сохранить объемы производства нефти на прежнем уровне, однако не исключалось и сокращение объемов добычи. Издание Financial Times, в частности, отмечало, что страны-участницы ОПЕК+ могут принять решение о сокращении объемов добычи, ориентируясь на Саудовскую Аравию, которая де-факто является лидером альянса. Как отмечало издание, наследный принц страны Мохаммед бен Сальман требует от министра энергетики принца Абдулазиза бен Сальмана удерживать цены на "черное золото" вблизи отметки в $100 за баррель.

В итоге, правы оказались те, кто ждал снижения объемов производства. Согласно релизу ОПЕК+, в октябре добыча нефти в странах соглашения будет сокращена на 100 тысяч баррелей в сутки, а следующая встреча мониторингового комитета пройдет 5 октября. Стоит отметить, что в релизе при этом отмечается, что альянс готов проводить встречи в любое время, чтобы реагировать на ситуацию на рынке.

По словам Олега Сыроваткина, своим решением альянс дает рынку сигнал о принципиальной готовности действовать для того, чтобы не дать ценам на нефть опуститься ниже $100 за баррель. При этом, как отмечает эксперт, изменение внутренней структуры рынка нефти уже говорит о том, что инвесторы видят для этого (для снижения цен) предпосылки. В частности, в последнее время наблюдалось сокращение календарных спредов в нефти Brent, и теперь они вместе с котировками ближайшего фьючерса вернулись к уровням, на которых торговались до начала СВО.

Фактор третий – санкции против РФ и, как следствие, ограниченное предложение

Страны Запада ранее отказались от нефти из России, что ограничило объемы предложения "черного золота". Обычно ограничение предложения сырья на рынке довольно быстро отзывается ростом цен. Более того, на прошедшей неделе страны-участницы G7 приняли решение ввести ограничение цены на российскую нефть, хотя с уровнем пока не определились. Министры заявили, что будут работать над доработкой деталей в рамках своих собственных внутренних процедур, стремясь согласовать их с началом действия санкций ЕС, которые запретят импорт российской нефти, начиная с декабря.

По мнению ряда экспертов, такое решение может привести к дополнительному скачку котировок "черного золота" в декабре, поскольку Россия, даже в ущерб своим собственным доходам, может отказаться от экспорта нефти по низким ценам на некоторое время.

При этом введенные санкции Запада повлекли за собой целую цепочку событий, которые также влияют на стоимость "черного золота" и возросшую волатильность цен. Так, среди причин повышенной волатильности на нефтяном рынке стоит отметить высокий уровень инфляции во всем мире, риски глобальной рецессии, а также усугубление ситуации в нефтегазовой отрасли на фоне проводимой политики стран Европы в сфере энергетики.

По словам Андрея Маслова из "Финама", российско-украинский конфликт и его последствия остаются главным фактором влияния на стоимость нефти. "Важнейшим из них стало возможное установление "ценового потолка" на российскую нефть. Рынки опасаются того, что Россия сдержит слово, и не будет поставлять нефть тем странам, которые поддержали этот шаг. Восполнить потери добычи нефти в РФ, даже если с Ирана и Венесуэлы будут сняты санкции, скорее всего, не получится, так как вместе эти две страны могут поставить менее 6 млн баррелей в сутки, против 10 млн баррелей в день со стороны России", - полагает эксперт.

Олег Сыроваткин в беседе с Finam.ru при этом заметил, что ситуация на рынке нефти при установлении "потолка" цен на российскую нефть, будет зависеть от механизма его реализации. "Например, если РФ перестанет поставлять черное золото в страны G7 (на прошлой неделе об этом предупреждали российские чиновники), но при этом будет иметь такую возможность, то цены на нефть могут вырасти, а добыча в РФ может снизиться примерно на 1 млн б/с. В таком случае экспортная выручка РФ от продажи нефти может измениться незначительно (физический объем экспорта снизится, а цена его реализации вырастет)", - считает эксперт.

Фактор четвертый – локдауны в Китае

Жесткая политика Китая в отношении COVID-19 до сих пор является одним из существенных рисков для нефтяного рынка. Эксперты отмечают, что любая крупная вспышка коронавируса в Поднебесной способна привести к падению нефтяных цен. Опасения рынка в данном случае можно считать вполне обоснованными, поскольку в ближайшее время власти Китая не намерены менять свое отношение к ковидным ограничениям.

При этом для введения новых мер "нулевой терпимости" к COVID-19 Китаю по факту требуется лишь небольшое количество заболевших среди населения страны, а вот нефтяной рынок на такие сообщения реагирует довольно бурно, поскольку возрастают опасения, что экономика Поднебесной начнет замедляться и потреблять меньше "черного золота".

"Спрос на нефть, несомненно, важен", - подчеркивает Андрей Маслов. Эксперт отмечает, что из-за локдаунов в Китае и замедления экономического роста, спрос на топливо может пострадать, что в целом способно частично сбалансировать потенциально возможный недостаток предложения, однако волны коронавируса, вероятно, явно пройдут быстрее, чем снятие ограничений с России.

Стоит ли ожидать очередной встряски на нефтяном рынке?

В настоящее время нефтяной рынок может стоять на пороге существенного среднесрочного роста волатильности. Таким мнением с Finam.ru поделился Виталий Манжос из "Алго Капитала". По словам эксперта, этому способствует сильно возрастающая неопределенность касательно будущих поставок из России и из Ближневосточного региона. Эта ситуация усугубляется приближением отопительного сезона в Северном полушарии.

"На мой взгляд, фьючерсы на нефть сорта Brent в ближайшие дни и недели имеют потенциал для восстановления к уровню $100 за баррель и для последующего уверенного закрепления выше указанной отметки. С фундаментальной точки зрения предпосылкой для этого должно стать назревшее сокращение спрэда между сильно подорожавшим природным газом в Азии и ЕС и существенно подешевевшей с середины лета нефтью. Не будем забывать, что в настоящее время генерация электричества с использованием нефтепродуктов более рентабельна, чем сжигание газа", - заявляет эксперт.

При этом, по его словам, ключевой интригой для мирового нефтяного рынка в настоящее время является то, сумеют ли страны "большой семерки" создать действующий механизм "потолка цен" на российскую нефть. Россия уже дала понять, что не готова продавать нефть по внешним принудительным фиксированным ценам.

"Не будем забывать, что согласно недавней оценке инвестиционного банка JPMorgan Chase & Co., сокращение объемов поставки нефти из России на 5 млн баррелей в сутки способно подбросить мировые цены на нее до небывалого уровня в $380 за баррель. Такой сценарий кажется маловероятным. Но именно это мы сейчас наблюдаем на европейском газовом рынке. Еще год назад спотовые цены на газ в ЕС были на порядок ниже. Официальная позиция ОПЕК+ касательно перспектив добычи при этом не имеет большого значения. Очень похоже, что они сейчас добывают нефти ровно столько, сколько могут физически. При этом мировые цены для них вполне комфортны", - заключил Виталий Манжос.

Андрей Маслов, в свою очередь, отмечает, что в целом цены на нефть уже близки к $100 за баррель, что частично заложено в решении ОПЕК+, и ожидать роста выше $105 пока что не приходится.

Четыре фактора, которые сейчас влияют на стоимость нефти


В то же время Елена Кожухова, аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал", заявляет, что нефтяные цены на данный момент, несмотря на риски сокращения предложения, остаются в среднесрочном нисходящем тренде, который сохраняет актуальность при положении котировок Brent и WTI ниже $105,5 и $97,70 за баррель соответственно (район августовских пиков и цели краткосрочной восходящей коррекции). По ее словам, инвесторы до сих пор больше обеспокоены перспективами спроса и высокими ценами на энергоносители в условиях замедления роста крупнейших экономик мира (США, Китая и Европы), нежели более ограниченным предложением нефти.

"Судя по всему, аналогичного мнения придерживаются и нефтедобывающие страны ОПЕК+, которые намерены сократить добычу "черного золота" на 100 тысяч баррелей в день в октябре. Объем небольшой в среднесрочной перспективе, но краткосрочно сигнал для котировок позитивный и может позволить им какое-то время расти в район обозначенных сопротивлений. Для слома основного "медвежьего" тренда, однако, понадобятся либо позитивные сигналы в отношении спроса на нефть, либо перспективы резкого сокращения предложения. В остальном в Европе и США в сентябре ждут очередного повышения процентных ставок и замедления экономической активности, а в Китае продолжаются коронавирусные локдауны, что пока не позволяет ценам на нефть вернуться к среднесрочному повышению. Иран и США при этом скорее сигнализируют неготовность заключить новую ядерную сделку по предложенным условиям, что уменьшает вероятность увеличения глобального предложения (краткосрочно позитивно для котировок, среднесрочно нейтрально)", - считает эксперт.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter