8 октября 2022 Тинькофф Банк
Итак, начнем с того, что у компании-эмитента есть две возможности выйти на биржу: IPO и DPO. Мы знаем, что обычно компании используют традиционное размещение в виде IPO — самого распространенного типа выхода на биржу.
IPO (Initial Public Offering) — процесс выхода компании на биржу, когда компания становится публичной, а ее акции доступны неограниченному числу инвесторов. IPO — довольно длительный и дорогостоящий процесс для компании, состоящий из нескольких этапов. Вся подготовка и выход компании на биржу длятся от 5 до 12 месяцев.
До выхода на биржу компания считается частной, а все ее акции сосредоточены в руках учредителей и совладельцев, после же — часть акций распродается на бирже инвесторам.
📈 Причины выхода на биржу
Зачем компании делиться с кем-то своими акциями? Почему не оставить все у себя? Однако для выхода компании на биржу есть серьезные причины.
Привлечь капитал. Чтобы не останавливаться на достигнутом, компании требуется развитие и, следовательно, дополнительные средства, а продать часть своих акций и выручить за это деньги намного дешевле, чем взять кредит в банке.
Повысить узнаваемость бренда. Как только компания объявляет об IPO, об этом тут же узнают потенциальные инвесторы. Компания теперь на слуху, и интерес к ней повышается, а выход на биржу, говорящий о скором развитии, положительно отражается на ее имидже.
Получить объективную рыночную оценку. Частной компании трудно оценить свою стоимость, так как отсутствует рыночная капитализация. После же выхода на рынок компания приобретает справедливую рыночную оценку, которая может понадобиться в случае ее продажи или продажи какой-то доли, а также для оценки эффективности работы компании и ее менеджмента.
☝️ Требования и механизм
Просто так никакую компанию на биржу не выпустят. Во время подготовки проводится полный анализ деятельности и структуры компании, рассчитываются выгоды и риски размещения. Также выбирается биржевая площадка, публикуется меморандум, проводится рекламная кампания и, конечно, определяется стартовая цена актива.
Разумеется, весь этот путь компания проходит не одна, а находит своеобразного помощника — андеррайтера. Это профессиональный участник рынка, который займется оцениванием стоимости актива, расчетом объема размещения и юридической подготовкой. Короче говоря, андеррайтер — организация, берущая на себя полную ответственность за размещение. В зависимости от договора, андеррайтер может выкупить весь выпуск ценных бумаг на свой счет, а уже после продать его участникам рынка, потому можно сделать вывод, что услуги андеррайтера отнюдь не дешевые. Часто в роли андеррайтеров выступают инвестиционные банки.
🤔 Зачем могло понадобиться DPO
Мы уже отметили, что, кроме IPO, компания может выбрать и другой путь выхода на биржу — DPO.
Казалось бы, зачем компаниям выбирать что-то иное, кроме привычного способа? Ответ скрыт в самой процедуре IPO. Как мы сказали выше, сам по себе процесс IPO — длительный, трудозатратный и, самое главное, очень дорогой. Именно поэтому и существует более бюджетная версия в виде DPO.
Механика
DPO (Direct Public Offering) — расшифровывается как прямое публичное предложение, или прямой листинг. Прямым такой тип выхода на биржу назван из-за отсутствия посредника между компанией-эмитентом и биржей: чтобы выйти на биржу, компания не нанимает никаких андеррайтеров, а все делает сама. Она напрямую предлагает ценные бумаги будущим инвесторам. Именно из-за отсутствия андеррайтера процесс DPO становится намного дешевле.
Таким образом, компания экономит время (подготовка может занять всего до нескольких месяцев) и средства. К тому же к компании не предъявляется столько требований к прибыли и объему активов, как при IPO, а она может избегать периода блокировки (Lock-up), который не позволяет инвесторам продавать свои акции в течение определенного времени.
Кто пользуется DPO
DPO чаще всего пользуются малые и средние компании с большой базой лояльных клиентов, потому что представители именно этой аудитории станут основными покупателями. Так как в процедуре не участвует андеррайтер, эмитент самостоятельно ведет книгу заявок, устанавливает цену предложения и проводит рекламу.
Говоря о знаменитых DPO, можно упомянуть компании Slack, Spotify, Palantir и Roblox.
💰 А как инвестору заработать на IPO и DPO
В целом и IPO, и DPO предлагают инвестору схожий принцип заработка. На размещениях могут заработать все инвесторы, в том числе частные инвесторы в статусе новичка. Но есть тонкости: для участия в IPO на иностранной бирже необходимо стать квалифицированным инвестором. На отечественной бирже подобных условий не требуется. Чтобы заработать на DPO, вам необходимо будет дождаться старта торгов.
Что касается заработка, первые дни обоих размещений самые рисковые: котировки выпущенных акций подвержены сильным колебаниям, и результаты торгов могут стать непредсказуемы.
📊 Почему SPO — это совсем другое
Что касается SPO, то это не имеет никакого отношения к первичному размещению.
SPO (Secondary Public Offering) — это вторичное публичное размещение акций, которое происходит, когда компания-эмитент хочет продать оставшиеся акции. Так как новые акции при SPO не выпускаются, чаще всего это происходит за счет того, что крупные акционеры готовы продать часть или весь портфель своих акций.
SPO также может быть сигналом роста котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны инвесторов.
При вторичном размещении андеррайтинг не проводится, так как компания имеет дело с уже имеющимися акциями. Маркетинг SPO занимает от одного вечера до нескольких дней, а цена акции отталкивается от текущих котировок компании и, как правило, предполагает скидку.
Говоря об известных SPO, можно упомянуть компании Банк Санкт-Петербург, МКБ, Детский мир. Процедуру SPO также планирует компания Positive Technologies.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
IPO (Initial Public Offering) — процесс выхода компании на биржу, когда компания становится публичной, а ее акции доступны неограниченному числу инвесторов. IPO — довольно длительный и дорогостоящий процесс для компании, состоящий из нескольких этапов. Вся подготовка и выход компании на биржу длятся от 5 до 12 месяцев.
До выхода на биржу компания считается частной, а все ее акции сосредоточены в руках учредителей и совладельцев, после же — часть акций распродается на бирже инвесторам.
📈 Причины выхода на биржу
Зачем компании делиться с кем-то своими акциями? Почему не оставить все у себя? Однако для выхода компании на биржу есть серьезные причины.
Привлечь капитал. Чтобы не останавливаться на достигнутом, компании требуется развитие и, следовательно, дополнительные средства, а продать часть своих акций и выручить за это деньги намного дешевле, чем взять кредит в банке.
Повысить узнаваемость бренда. Как только компания объявляет об IPO, об этом тут же узнают потенциальные инвесторы. Компания теперь на слуху, и интерес к ней повышается, а выход на биржу, говорящий о скором развитии, положительно отражается на ее имидже.
Получить объективную рыночную оценку. Частной компании трудно оценить свою стоимость, так как отсутствует рыночная капитализация. После же выхода на рынок компания приобретает справедливую рыночную оценку, которая может понадобиться в случае ее продажи или продажи какой-то доли, а также для оценки эффективности работы компании и ее менеджмента.
☝️ Требования и механизм
Просто так никакую компанию на биржу не выпустят. Во время подготовки проводится полный анализ деятельности и структуры компании, рассчитываются выгоды и риски размещения. Также выбирается биржевая площадка, публикуется меморандум, проводится рекламная кампания и, конечно, определяется стартовая цена актива.
Разумеется, весь этот путь компания проходит не одна, а находит своеобразного помощника — андеррайтера. Это профессиональный участник рынка, который займется оцениванием стоимости актива, расчетом объема размещения и юридической подготовкой. Короче говоря, андеррайтер — организация, берущая на себя полную ответственность за размещение. В зависимости от договора, андеррайтер может выкупить весь выпуск ценных бумаг на свой счет, а уже после продать его участникам рынка, потому можно сделать вывод, что услуги андеррайтера отнюдь не дешевые. Часто в роли андеррайтеров выступают инвестиционные банки.
🤔 Зачем могло понадобиться DPO
Мы уже отметили, что, кроме IPO, компания может выбрать и другой путь выхода на биржу — DPO.
Казалось бы, зачем компаниям выбирать что-то иное, кроме привычного способа? Ответ скрыт в самой процедуре IPO. Как мы сказали выше, сам по себе процесс IPO — длительный, трудозатратный и, самое главное, очень дорогой. Именно поэтому и существует более бюджетная версия в виде DPO.
Механика
DPO (Direct Public Offering) — расшифровывается как прямое публичное предложение, или прямой листинг. Прямым такой тип выхода на биржу назван из-за отсутствия посредника между компанией-эмитентом и биржей: чтобы выйти на биржу, компания не нанимает никаких андеррайтеров, а все делает сама. Она напрямую предлагает ценные бумаги будущим инвесторам. Именно из-за отсутствия андеррайтера процесс DPO становится намного дешевле.
Таким образом, компания экономит время (подготовка может занять всего до нескольких месяцев) и средства. К тому же к компании не предъявляется столько требований к прибыли и объему активов, как при IPO, а она может избегать периода блокировки (Lock-up), который не позволяет инвесторам продавать свои акции в течение определенного времени.
Кто пользуется DPO
DPO чаще всего пользуются малые и средние компании с большой базой лояльных клиентов, потому что представители именно этой аудитории станут основными покупателями. Так как в процедуре не участвует андеррайтер, эмитент самостоятельно ведет книгу заявок, устанавливает цену предложения и проводит рекламу.
Говоря о знаменитых DPO, можно упомянуть компании Slack, Spotify, Palantir и Roblox.
💰 А как инвестору заработать на IPO и DPO
В целом и IPO, и DPO предлагают инвестору схожий принцип заработка. На размещениях могут заработать все инвесторы, в том числе частные инвесторы в статусе новичка. Но есть тонкости: для участия в IPO на иностранной бирже необходимо стать квалифицированным инвестором. На отечественной бирже подобных условий не требуется. Чтобы заработать на DPO, вам необходимо будет дождаться старта торгов.
Что касается заработка, первые дни обоих размещений самые рисковые: котировки выпущенных акций подвержены сильным колебаниям, и результаты торгов могут стать непредсказуемы.
📊 Почему SPO — это совсем другое
Что касается SPO, то это не имеет никакого отношения к первичному размещению.
SPO (Secondary Public Offering) — это вторичное публичное размещение акций, которое происходит, когда компания-эмитент хочет продать оставшиеся акции. Так как новые акции при SPO не выпускаются, чаще всего это происходит за счет того, что крупные акционеры готовы продать часть или весь портфель своих акций.
SPO также может быть сигналом роста котировок акций. Вторичное размещение акций повышает количество акций в свободном обращении, увеличивает ликвидность и повышает интерес со стороны инвесторов.
При вторичном размещении андеррайтинг не проводится, так как компания имеет дело с уже имеющимися акциями. Маркетинг SPO занимает от одного вечера до нескольких дней, а цена акции отталкивается от текущих котировок компании и, как правило, предполагает скидку.
Говоря об известных SPO, можно упомянуть компании Банк Санкт-Петербург, МКБ, Детский мир. Процедуру SPO также планирует компания Positive Technologies.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу