Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Сбер: что сейчас происходит с банком? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Сбер: что сейчас происходит с банком?

15 октября 2022 Тинькофф Банк | Сбер
В США очередной сезон отчетностей — уже за третий квартал 2022 года. Традиционно первыми отчитываются банки. А что в России? Банк России в очередной раз продлил запрет для банков на раскрытие подробной финансовой отчетности. Запрет введен с целью избежать санкционных рисков. Теперь он действует до конца 2022 года. Не исключено, что в следующем году регулятор вновь его продлит.

В таких условиях у инвесторов нет актуальной информации о финансовом состоянии банков, поэтому они вынуждены принимать решения на основе косвенных фактов и данных. Мы попробовали собрать наиболее важные из них о самом крупном игроке отечественного банковского сектора — Сбере.

Сбер, как и другой крупный банк ВТБ, уже столкнулся с серьезными санкционными ограничениями, попав в SDN-список США. Дополнительное негативное влияние оказывает и экономический спад в России, который ожидается и в этом году, и в следующем. Но настолько ли все плохо? Посмотрим на общеотраслевые тренды. Они применимы к Сберу, поскольку перед началом кризиса он лидировал по объемам нетто-активов в российском банковском секторе

Сбер: что сейчас происходит с банком?


Розничный бизнес

Сбер, как и все остальные коммерческие банки, зарабатывает на том, что выдает кредиты по более высоким ставкам, чем принимает депозиты. На конец 2021-го розничный кредитный портфель представлял 27,7% активов Сбера (42% в общем кредитном портфеле банка). В марте, в самом начале кризиса, Банк России повысил ключевую ставку до 20%, чтобы поддержать ликвидность банковской системы и предотвратить отток клиентов. В этот период ставки по новым депозитам были намного выше, чем по имеющимся кредитам. Поэтому розничные сегменты банков, в том числе Сбера, скорее всего, понесли убытки.

Эти убытки могли быть частично компенсированы более высокими чистыми комиссионными доходами. Однако официальных подтверждений этому нет. Зато можно с уверенностью сказать, что Сбер лишился доходов от SWIFT-переводов, поскольку его отключили от этой системы в рамках санкций.



В мае-июне объем розничных кредитов в России снижался, но к началу августа подрос и был уже чуть выше (на 0,3%), чем на начало марта. По данным Интерфакса, за 9 месяцев 2022-го объем розничных кредитов Сбера вырос на 7,3% год к году. Менеджмент банка тоже говорил о том, что потребительское кредитование восстановится до уровней 2021 года уже к концу 2022-го.



Исследование Эксперт РА подтверждает тезис о восстановлении объемов розничных кредитов. Отметим, что Сбер не участвовал в исследовании агентства, но зато там есть другие банки, которым принадлежит более 80% нетто-активов в отрасли (не считая активов Сбера). По итогам первого полугодия 2022- го объемы розничных кредитных портфелей этих банков выросли по всем трем основным направлениям.

Ипотечные кредиты показали самый большой рост — на 10,1%. Этот вид кредитов стал пользоваться популярностью еще в 2020 году, когда российские власти запустили программу льготной ипотеки на новостройки в качестве меры поддержки населения и застройщиков в период пандемии. В 2022 году она должна была закончиться, ставку даже повышали до 12%. Но затем программу решили продлить до конца текущего года, а ставку — вновь опустить до 6—7%. Аналитики Эксперт РА отмечают, что с марта ипотека без применения льготных условий совсем не пользовалась спросом. У Сбера на конец 2021-го ипотечные кредиты занимали существенные 58% розничного кредитного портфеля.



Автокредиты выросли на 4,4% в первом полугодии 2022-го. Их актуальность повысилась на фоне взрывного роста стоимости автомобилей и надвигающегося дефицита. В кредитном портфеле Сбера они занимали незначительную долю в 0,7% на конец 2021-го.
Потребительские кредиты увеличились на 3,4%. Этот рост вызван отложенным пандемией потребительским спросом и разгоном инфляции. Для Сбера этот вид кредитов — важная составляющая розничного портфеля (40,3% на конец 2021-го).



А что с качеством розничных кредитов? Согласно расчетам Эксперт РА, на конец первого полугодия 2022-го доля просроченной задолженности:

по обеспеченным кредитам составила 4,5% (столько же, сколько и годом ранее);
по необеспеченным — 12,8% (это ниже, чем год и два года назад).

Также снизилась и стоимость риска:

для обеспеченных розничных кредитов — до 1,1%;
для необеспеченных — до 3,6%.

Снижение стоимости риска ведет к сокращению расходов на обязательные резервы, что позитивно влияет на прибыль банков. Но это результаты только первого полугодия. С весны банки смягчили требования к заемщикам и начали активнее выдавать кредиты. А это значит, что качество кредитного портфеля может ухудшиться. Просрочки и невыплаты по кредитам будут случаться чаще, особенно на фоне таких процессов, как частичная мобилизация. При этом требования к обязательным резервам самих банков тоже смягчили с марта. Это значит, что на увеличившиеся кредитные потери у банков может быть меньше резервов, чтобы их покрыть. Опасная ситуация для финансовой системы страны. Но если говорить непосредственно о Сбере, то крупнейший банк старается поддерживать качество своего кредитного портфеля. Летом Коммерсант сообщал, что Сбер повышал требования по первоначальному платежу вплоть до 35%. При этом граждан, подпавших под мобилизацию, банк будет поддерживать реструктуризацией их кредитов.

А все ли в порядке с ликвидностью, учитывая снижение ключевой ставки и окончание сроков депозитов по повышенным ставкам? Скорее всего, да. По данным Банка России, объем средств физических лиц на банковских счетах в августе был на уровне марта. Поэтому проблем с ликвидностью у банковского сектора, в том числе Сбера, быть не должно.

К текущему моменту разница между ставками по кредитам и депозитам уже нормализовалась. Объем кредитного портфеля тоже уже мог восстановиться. А значит, чистая процентная маржа Сбера в розничном сегменте в третьем квартале могла вернуться к предкризисным уровням.

Корпоративный бизнес

Механизм заработка в корпоративном сегменте точно такой же: банки предоставляют компаниям кредиты по более высоким ставкам, чем по депозитам, и маржу забирают себе. Ставки по депозитам для компаний следовали тому же тренду, что и для физлиц. А вот корпоративный кредитный портфель пострадал сильнее, чем розничный, и до сих пор не восстановился до предкризисного уровня. На начало августа он был на 5,3% ниже, чем до кризиса.



Большие потери корпоративного сегмента связаны с уходом или приостановкой деятельности иностранных компаний, а также со сворачиванием инвестпрограмм и включением некоторых корпоративных клиентов в санкционные списки. Это подтверждает статистика, которую собирает сам Сбер для расчета Сбер Индекса. С марта обороты бизнеса падают от месяца к месяцу.



Согласно исследованию Эксперт РА, за первое полугодие 2022-го объем кредитов крупному бизнесу сократился на 3%, а среднему и малому бизнесу — на 0,5%. Пока качество кредитного портфеля банков находится на приемлемом уровне:

доля просроченных кредитов крупному бизнесу составляет 4,3% (год назад было 5,3%);
доля просроченных кредитов среднему и малому бизнесу составляет 7,3% (год назад было 9,7%).

Стоимость риска по кредитам среднему и малому бизнесу осталась на прошлогоднем уровне (0,6%), а по кредитам крупному бизнесу снизилась и ушла в отрицательную зону (-0,1%). Однако важно понимать, что такие позитивные показатели, как и в случае с розничным сегментом, связаны с регуляторными послаблениями и с еще не реализовавшимся негативным эффектом санкций и трудностей в экономике. Этот негатив реализуется не одномоментно, а со временем, поэтому отразится на качестве кредитных портфелей позже.

В структуре активов Сбера на конец 2021 года корпоративные кредиты занимали 38,2%. Доходность этих к редитов снижается. На фоне экономи- ческого спада в стране компании могут экономить на банковских комиссиях, оптимизируя свои расходы. Это дает основания полагать, что чистый комиссионный доход у Сбера тоже снижается.

Прочие активы

Сбер активно продает свои зарубежные подразделения и доли в дочерних банках в Казахстане и Швейцарии. По словам менеджмента, активы проданы на приемлемых условиях. Но мы уверены, что они проданы с убытком из-за санкционного дисконта.

Совместное предприятие Сбера и VK — O2O — тоже претерпело изменения. Сначала закрылся агрегатор такси Ситимобил. Затем, в августе, VK вышла из совместного предприятия, забрав себе сервис доставки еды Delivery Club, который затем передала Яндексу. В итоге с O2O остался только Сбер. Банк передал мажоритарную долю консорциуму независимых инвесторов, но этот актив, скорее всего, продолжит приносить убытки банку. Несмотря на выход VK из O2O, менеджмент Сбера сообщил о продолжении сотрудничества с VK.

В рамках своей экосистемы Сбер также успел продать онлайн-кинотеатр Okko, стриминговый сервис Zvooq, а также SberCloud и Центр речевых технологий (ЦРТ). А еще в августе СМИ писали о том, что Сбер может продать разработчика смарт-девайсов SberDevices. Из-за санкций мобильные приложения этих сервисов оказались под угрозой удаления из App Store и Google Play. С одной стороны, активы неприбыльные и, продав их, Сбер может оптимизировать затраты. С другой — эти сервисы повышали потребительскую активность и поддерживали рост основных направлений бизнеса банка.

Существенную долю (15,8% на конец 2021-го) в портфеле Сбера занимают инвестиционные активы, такие как ценные бумаги и недвижимость. Вероятно, многие из них обесценились или проданы с убытком, что негативно повлияет на финансовый результат Сбера в этом году. По данным Банка России, две трети всех убытков банковского сектора по итогам первого полугодия 2022-го произошли в результате операций с ценными бумагами, в частности с валютными инструментами. Высокая волатильность в этот раз сыграла не в пользу банков. Что касается недвижимости, то недавно появились слухи о том, что Сбер планирует продавать 19 торговых центров группы Регионы за 27 млрд рублей.

Сбер также планирует запустить кредиты в юанях и рупиях. Однако объемы такого кредитования будут малы в масштабе всего Сбера и из-за санкционных ограничений (у китайских и индийских контрагентов есть опасения). Потенциал наращивания кредитного портфеля в этих валютах не самый высокий.

Прочие активы

Сегмент потребительского кредитования продолжал восстанавливаться вплоть до сентября. Однако дальнейшему росту могут препятствовать конъюнктурные риски, на которые сами банки повлиять не могут.

Частичная мобилизация, объявленная в конце сентября, может привести к ухудшению качества кредитного портфеля. Часть кредитов будет реструктуризирована. Уже с конца сентября банки начали активнее продавать просроченные кредиты.
Отток экономически активного населения России за рубеж может привести к снижению спроса на новые кредиты
Экономический спад в России и неизбежное снижение располагаемых доходов населения будут давить на платежеспособность россиян
Из-за санкций и ухода западных IT-компаний Сбер вынужден переходить на альтерна- тивное оборудование и программное обеспечение, что увеличивает расходы и риски кибератак

Мы считаем, что мультипликативный эффект этих негативных факторов приведет к существенному ухудшению финансовых результатов

Финансовое положение

В сентябре Банк России сообщил об убытках банковского сектора в размере 1,5 трлн рублей по итогам первого полугодия 2022-го. Ранее были известны лишь итоги января — тогда банки заработали 164 млрд рублей.



Как мы отметили выше, две трети этого убытка (около 1 трлн рублей) — это потери в результате операций с ценными бумагами, в частности с бумагами, привязанными к валютам. Банки также пострадали и от валютной переоценки своих активов

Регулятор отметил, что лишь четверть российских банков показали прибыль по итогам первого полугодия 2022-го. В основном это малые и средние банки, у которых объем международных связей ограничен. Среди системно значимых банков, к которым, естественно, относится Сбер, только 40% показали прибыль

Во второй половине года ситуация начала исправляться. Большинство банков, в том числе Сбер, стали сообщать о возврате к прибыли. По словам главы Сбера Германа Грефа, банк прибыльный даже после формирования всех необходимых резервов. Получается, что проблем с ликвидностью у Сбера действительно нет и докапитализация ему не нужна (об этом также говорил Греф). Но это, возможно, только пока. Новая общественная повестка диктует новые правила. Представители Банка России отмечают, что частичная мобилизация в РФ вынудит банки признать убытки, ведь 300 тысяч человек трудоспособного возраста будут мобилизованы. Это ухудшит качество розничного кредитного портфеля, а также качество кредитов малому и среднему бизнесу. Компенсировать потери розничного портфеля не сможет и корпоративный сегмент. Ведь он уже несет убытки от санкций, ухода западных компаний и экономического спада в стране

Дивиденды

План федерального бюджета РФ на 2023—2025 гг. предусматривает доход от дивидендов в размере 2,2 трлн рублей. Из них 544 млрд рублей госбюджет рассчитывает получить уже в 2023 году, то есть в качестве дивидендов по итогам 2022-го. Самые крупные госкомпании, которые могут выплатить такие дивиденды, — это Газпром, Сбер и Роснефть. Курирующий финансовый рынок заместитель министра финансов Алексей Моисеев отметил, что от банковского сектора ждут дивидендов, но вопрос выплат будет решаться по каждому банку отдельно

По закону госкомпании должны платить дивиденды в размере 50% чистой прибыли. Если Сбер по итогам 2022 года покажет убытки, то он не сможет выплатить дивиденды. Есть только одна лазейка — выплатить дивиденды из нераспределенной прибыли. По итогам 2021-го Сбер не заплатил дивиденды, хотя заработал рекордные 1,25 трлн рублей чистой прибыли. Дивиденды могли составить 625 млрд рублей, из которых государству досталось бы 317 млрд рублей. Однако компания уже отказалась от выплат, следуя государственному указу

Ну и что?

В розничном сегменте разница между кредитными и депозитными ставками нормализовалась, а объемы кредитного портфеля восстановились после весеннего обвала. В таком случае чистая процентная маржа Сбера в розничном сегменте тоже могла восстановиться до предкризисного уровня. Это может стать главной поддержкой финансовых результатов банка в 2022 году.
Кредитный портфель корпоративного сегмента пострадал сильнее. Сказались санкции, уход иностранных компаний и экономический спад в России
Все еще нет информации о комиссионных доходах и расходах как в розничном, так и в корпоративном сегментах. Однако многие факторы, такие как отключение от SWIFT, говорят о снижении этой статьи дохода
В первом полугодии Сбер мог понести крупные убытки от торговых операций с ценными бумагами на волатильном валютном рынке, а также от переоценки валютных активов (в целом российская банковская отрасль потеряла на этом более 1 трлн рублей в феврале-июне 2022-го).
Российская экономика и в частности банковский сектор продолжают сталкиваться с новыми вызовами. Сейчас это частичная мобилизация и отток экономически активного населения из страны. На более длинном горизонте реализуется негативный эффект от экономического спада и снижения располагаемых доходов.
Поэтому мы предполагаем, что по итогам 2022 года Сбер, скорее всего, покажет низкую прибыль или даже убыток. Согласно текущей дивидендной политике, банк не сможет выплатить высокие дивиденды в следующем году, даже несмотря на надежды Минфина РФ
Единственным возможным источником высоких дивидендов может стать нераспределенная прибыль Сбера: в 2021 году банк установил рекорд по прибыли, но не направил ее на выплаты акционерам. Для ее распределения нужна инициатива от государства

Мы сохраняем умеренно негативный взгляд на акции Сбера и рекомендацию «частично продавать» . Но советуем держать руку на пульсе и следить за риторикой Минфина. Бумага может стать интересной для спекулятивной покупки, если появится конкретика по дивидендам. Скорее всего, ее стоит ждать не раньше 2023 года. А пока мы считаем, что акции Сбера будут отставать от российского рынка акций.

Таргет на следующие 12 месяцев — 116 рублей за акцию. Потенциал роста с текущих уровней всего +10%.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу