«Лента» (MOEX: LNTA) — российский продуктовый ретейлер, который управляет одной из самых крупных сетей гипермаркетов в России. Кроме этого, компания развивает и другие форматы: супермаркеты, онлайн-направление, а также новое для себя направление магазинов у дома под брендом «Мини лента».
В конце октября «Лента» представила операционные и финансовые результаты за 3 квартал 2022 года, которые неожиданно оказались слабыми.
Основные моменты:
Общая выручка ретейлера увеличилась на 7,2% — до 126,785 млрд рублей — за счет отличных показателей малых форматов.
Онлайн-продажи выросли на 98,2% — до 8,8 млрд рублей — ввиду сильного спроса со стороны покупателей.
Сопоставимые продажи прибавили 1,3% на фоне стабильных результатов гипермаркетов.
EBITDA компании в 3 квартале снизилась на 27,1% — до 7,546 млрд рублей — в результате опережающего роста себестоимости продаж.
Чистая прибыль в текущий отчетный период сократилась на 69,3% — до 1,285 млрд рублей.
Свободный денежный поток увеличился на 20 млрд рублей — до 7,1 млрд рублей — благодаря отсутствию M&A-сделок.
Операционные результаты
Основной бизнес «Ленты» — это продажа товаров и продуктов питания в собственных магазинах сети. Всего менеджмент у себя выделяет три операционных сегмента: два офлайн-формата и один онлайн-канал продаж. Кроме этого, ретейлер занимается оптовой торговлей, которая приносит ему около 1% и не играет существенной роли в общих результатах.
Гипермаркеты. Основной сегмент «Ленты», который зарабатывает компании более 75% доходов. Ключевая особенность данного формата — это большие магазины с огромным ассортиментом товаров и крупным средним чеком, так как посетители обычно ездят туда закупаться на некоторое время.
В 3 квартале 2022 года гипермаркеты продемонстрировали неплохие результаты: средний чек увеличился на 5,6% — до 1283 Р, общие продажи — на 1,8%, до 101,248 млрд рублей, даже с учетом отрицательного прироста сети.
Общее количество магазинов год к году уменьшилось на 0,4% — до 254 штук — за счет смены стратегии «Ленты»: руководство сейчас пытается перестроить свой бизнес и уйти в форматы поменьше.
Малые форматы. Быстрорастущее подразделение ретейлера, которое компания увеличивает как за счет открытия новых супермаркетов и магазинов у дома, так и благодаря M&A-сделкам. Например, в 3 квартале 2021 года «Лента» купила региональных конкурентов: группу компаний «Семья» и сеть супермаркетов «Билла Россия». Со временем, вероятно, этот формат станет основным по доходам.
В текущий отчетный период этот сегмент не впечатлил: сопоставимые продажи снизились на 6,8% ввиду падения среднего чека и трафика, но при этом квартальная выручка все равно смогла увеличиться на 31,8% — до 21,87 млрд рублей — на фоне прироста сети магазинов на 33%.
Онлайн-продажи. Главная точка роста «Ленты», которая состоит из трех каналов продаж: сервиса доставки продуктов «Лента онлайн», реализации товаров через онлайн-партнеров и интернет-магазина «Утконос». Причем последний купили совсем недавно — в начале 2022 года.
В прошедшем квартале данное подразделение зафиксировало самые быстрые темпы роста: общая выручка увеличилась на 98,2% — до 8,75 млрд рублей — за счет сильных результатов «Ленты онлайн». Но не все так хорошо, показатели продаж через онлайн-партнеров неожиданно снизились на 17,4% после внешних изменений условий сотрудничества.
Основные операционные результаты «Ленты», млрд рублей
Финансовые результаты
В 3 квартале 2022 года финансовые результаты «Ленты» откровенно разочаровали. Главным образом из-за двузначного роста себестоимости продаж и операционных издержек: первый показатель увеличился на 11%, а второй — на 10%. Основные причины: усиленные инвестиции компании в удержание трафика и большое количество промоакций.
Снижение валовой прибыли и рост коммерческих, общехозяйственных и административных затрат привели к тому, что EBITDA ретейлера в текущем квартале сократилась на 27,1% — до 7,546 млрд рублей, — а его рентабельность упала на 2,8 п. п. — до 6%, — самое низкое значение с 2017 года.
Вместе с EBITDA также упала и чистая прибыль, она год к году уменьшилась на 69,3% — до 1,285 млрд рублей — по вышеописанным причинам. Кроме выручки был еще один показатель, который смог зафиксировать растущие результаты, — это свободный денежный поток.
Денежный поток увеличился на 20 млрд рублей — до 7,1 млрд рублей — на фоне отсутствия M&A-сделок: в 3 квартале 2021 года ретейлер потратил на скупку конкурентов около 23 млрд рублей.
Основные финансовые результаты «Ленты», млрд рублей
Сравнение с Х5
Примерно в одно и то же время вместе с «Лентой» отчитался и лидер всего российского продуктового рынка — Х5 Group, который в отличие от «Ленты» представил намного более впечатляющие результаты. Практически все его финансовые показатели выросли двузначными темпами: выручка — +19,2%, EBITDA — +11,3%, чистая прибыль — +13,2%.
Основные причины такого роста Х5 Group — это сильные результаты магазинов у дома «Пятерочка», дискаунтеров «Чижик» и онлайн-бизнеса компании. Подробнее с квартальными показателями ведущего российского ретейлера можно ознакомиться в отдельном обзоре.
Столь сильное расхождение финансовых результатов Х5 Group и «Ленты» в 3 квартале можно объяснить разными подходами к ведению бизнеса: лидер рынка изначально делал ставку на малые форматы магазинов у дома, поэтому сейчас ему не нужно глобально перестраивать свою сеть, в отличие от «Ленты», которая находится только в процессе своей трансформации.
Сравнение темпов роста Х5 Group и «Ленты»
За счет чего акции могут вырасти
Основная идея в акциях «Ленты» — это дивидендные выплаты. В конце 2021 года ретейлер принял новую дивидендную политику, по которой компания должна выплачивать своим инвесторам:
более 100% заработанного свободного денежного потока (FCF), если мультипликатор «чистый долг / EBITDA» будет ниже 1;
до 100% свободного денежного потока, если это соотношение будет от 1 до 1,5;
не более 50% свободного денежного потока, если будет больше 1,5.
Текущие значения: «чистый долг / EBITDA» = 1,8, показатель FCF = −7,8 млрд рублей.
Но есть большая проблема: эти распределения менеджмент планирует начать не раньше 2024 года, а до этого компания будет максимально инвестировать в свой бизнес, в том числе за счет покупки региональных ретейлеров, с помощью которых руководство надеется занять более существенную долю российского продуктового рынка. Текущий показатель «Ленты» — 2,4%.
Что в итоге
«Лента» представила неудовлетворительные операционные и финансовые результаты в 3 квартале 2022 года: выручка компании увеличилась на 7,2%, а EBITDA и чистая прибыль сократились на 27 и 69% соответственно.
На фоне отсутствия краткосрочных драйверов роста инвесторам сейчас лучше отложить идею покупки акций «Ленты» на потом и обратить внимание на более успешных конкурентов: Х5 Group, «Магнит», Fix Price и, возможно, «Детский мир».
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В конце октября «Лента» представила операционные и финансовые результаты за 3 квартал 2022 года, которые неожиданно оказались слабыми.
Основные моменты:
Общая выручка ретейлера увеличилась на 7,2% — до 126,785 млрд рублей — за счет отличных показателей малых форматов.
Онлайн-продажи выросли на 98,2% — до 8,8 млрд рублей — ввиду сильного спроса со стороны покупателей.
Сопоставимые продажи прибавили 1,3% на фоне стабильных результатов гипермаркетов.
EBITDA компании в 3 квартале снизилась на 27,1% — до 7,546 млрд рублей — в результате опережающего роста себестоимости продаж.
Чистая прибыль в текущий отчетный период сократилась на 69,3% — до 1,285 млрд рублей.
Свободный денежный поток увеличился на 20 млрд рублей — до 7,1 млрд рублей — благодаря отсутствию M&A-сделок.
Операционные результаты
Основной бизнес «Ленты» — это продажа товаров и продуктов питания в собственных магазинах сети. Всего менеджмент у себя выделяет три операционных сегмента: два офлайн-формата и один онлайн-канал продаж. Кроме этого, ретейлер занимается оптовой торговлей, которая приносит ему около 1% и не играет существенной роли в общих результатах.
Гипермаркеты. Основной сегмент «Ленты», который зарабатывает компании более 75% доходов. Ключевая особенность данного формата — это большие магазины с огромным ассортиментом товаров и крупным средним чеком, так как посетители обычно ездят туда закупаться на некоторое время.
В 3 квартале 2022 года гипермаркеты продемонстрировали неплохие результаты: средний чек увеличился на 5,6% — до 1283 Р, общие продажи — на 1,8%, до 101,248 млрд рублей, даже с учетом отрицательного прироста сети.
Общее количество магазинов год к году уменьшилось на 0,4% — до 254 штук — за счет смены стратегии «Ленты»: руководство сейчас пытается перестроить свой бизнес и уйти в форматы поменьше.
Малые форматы. Быстрорастущее подразделение ретейлера, которое компания увеличивает как за счет открытия новых супермаркетов и магазинов у дома, так и благодаря M&A-сделкам. Например, в 3 квартале 2021 года «Лента» купила региональных конкурентов: группу компаний «Семья» и сеть супермаркетов «Билла Россия». Со временем, вероятно, этот формат станет основным по доходам.
В текущий отчетный период этот сегмент не впечатлил: сопоставимые продажи снизились на 6,8% ввиду падения среднего чека и трафика, но при этом квартальная выручка все равно смогла увеличиться на 31,8% — до 21,87 млрд рублей — на фоне прироста сети магазинов на 33%.
Онлайн-продажи. Главная точка роста «Ленты», которая состоит из трех каналов продаж: сервиса доставки продуктов «Лента онлайн», реализации товаров через онлайн-партнеров и интернет-магазина «Утконос». Причем последний купили совсем недавно — в начале 2022 года.
В прошедшем квартале данное подразделение зафиксировало самые быстрые темпы роста: общая выручка увеличилась на 98,2% — до 8,75 млрд рублей — за счет сильных результатов «Ленты онлайн». Но не все так хорошо, показатели продаж через онлайн-партнеров неожиданно снизились на 17,4% после внешних изменений условий сотрудничества.
Основные операционные результаты «Ленты», млрд рублей
Финансовые результаты
В 3 квартале 2022 года финансовые результаты «Ленты» откровенно разочаровали. Главным образом из-за двузначного роста себестоимости продаж и операционных издержек: первый показатель увеличился на 11%, а второй — на 10%. Основные причины: усиленные инвестиции компании в удержание трафика и большое количество промоакций.
Снижение валовой прибыли и рост коммерческих, общехозяйственных и административных затрат привели к тому, что EBITDA ретейлера в текущем квартале сократилась на 27,1% — до 7,546 млрд рублей, — а его рентабельность упала на 2,8 п. п. — до 6%, — самое низкое значение с 2017 года.
Вместе с EBITDA также упала и чистая прибыль, она год к году уменьшилась на 69,3% — до 1,285 млрд рублей — по вышеописанным причинам. Кроме выручки был еще один показатель, который смог зафиксировать растущие результаты, — это свободный денежный поток.
Денежный поток увеличился на 20 млрд рублей — до 7,1 млрд рублей — на фоне отсутствия M&A-сделок: в 3 квартале 2021 года ретейлер потратил на скупку конкурентов около 23 млрд рублей.
Основные финансовые результаты «Ленты», млрд рублей
Сравнение с Х5
Примерно в одно и то же время вместе с «Лентой» отчитался и лидер всего российского продуктового рынка — Х5 Group, который в отличие от «Ленты» представил намного более впечатляющие результаты. Практически все его финансовые показатели выросли двузначными темпами: выручка — +19,2%, EBITDA — +11,3%, чистая прибыль — +13,2%.
Основные причины такого роста Х5 Group — это сильные результаты магазинов у дома «Пятерочка», дискаунтеров «Чижик» и онлайн-бизнеса компании. Подробнее с квартальными показателями ведущего российского ретейлера можно ознакомиться в отдельном обзоре.
Столь сильное расхождение финансовых результатов Х5 Group и «Ленты» в 3 квартале можно объяснить разными подходами к ведению бизнеса: лидер рынка изначально делал ставку на малые форматы магазинов у дома, поэтому сейчас ему не нужно глобально перестраивать свою сеть, в отличие от «Ленты», которая находится только в процессе своей трансформации.
Сравнение темпов роста Х5 Group и «Ленты»
За счет чего акции могут вырасти
Основная идея в акциях «Ленты» — это дивидендные выплаты. В конце 2021 года ретейлер принял новую дивидендную политику, по которой компания должна выплачивать своим инвесторам:
более 100% заработанного свободного денежного потока (FCF), если мультипликатор «чистый долг / EBITDA» будет ниже 1;
до 100% свободного денежного потока, если это соотношение будет от 1 до 1,5;
не более 50% свободного денежного потока, если будет больше 1,5.
Текущие значения: «чистый долг / EBITDA» = 1,8, показатель FCF = −7,8 млрд рублей.
Но есть большая проблема: эти распределения менеджмент планирует начать не раньше 2024 года, а до этого компания будет максимально инвестировать в свой бизнес, в том числе за счет покупки региональных ретейлеров, с помощью которых руководство надеется занять более существенную долю российского продуктового рынка. Текущий показатель «Ленты» — 2,4%.
Что в итоге
«Лента» представила неудовлетворительные операционные и финансовые результаты в 3 квартале 2022 года: выручка компании увеличилась на 7,2%, а EBITDA и чистая прибыль сократились на 27 и 69% соответственно.
На фоне отсутствия краткосрочных драйверов роста инвесторам сейчас лучше отложить идею покупки акций «Ленты» на потом и обратить внимание на более успешных конкурентов: Х5 Group, «Магнит», Fix Price и, возможно, «Детский мир».
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу