Потребительский сектор: импортозамещение возможно, но не во всем » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Потребительский сектор: импортозамещение возможно, но не во всем

14 ноября 2022 ИХ "Финам" Буйлакова Анна
Собственные торговые марки (СТМ) становятся одним из главных инструментов импортозамещения розничных сетей. СТМ поддерживают ассортимент, замещают «выпавшие» категории ушедших брендов, предлагают более выгодные цены покупателям и могут положительно сказываться на рентабельности сетей.

Например, продажи техники собственных торговых марок в «М.Видео» и «Эльдорадо» за первые 6 мес. 2022 года увеличились примерно на 60% г/г. Доля СТМ в «Пятерочке» с начала года выросла на 4 п. п., до 25%, в «Перекрестке» — на 3 п. п., до 18%. X5 Retail планирует увеличить долю СТМ в своей сети жестких дискаунтеров до 50% с текущих 40%.

Помимо СТМ, восстановлению ассортимента способствует развитие сотрудничества с новыми поставщиками из «дружественных» стран. Например, «М.Видео» добавила в ассортимент товары узбекского производителя бытовой техники Artel. Розничная сеть отметила, что по итогам 9 мес. спрос на технику из России, Беларуси и Узбекистана вырос в 1,5–2 раза по сравнению с предыдущим годом в натуральном выражении.

Далее после разрешения параллельного импорта в РФ начали привозить товары, произведенные для других стран. Предположительно так «М.Видео» смогли запустить в продажу iPhone 14, хотя еще в марте Apple ограничила ввоз продукции в Россию.

Маркетплейсы развивают собственный импорт. В июне генеральный директор «СберМегаМаркета» Соломон Кунин на «Неделе российского ретейла» отмечал необходимость развивать собственные продажи и прямой импорт, чтобы не пострадало предложение покупателям, так как сторонние продавцы на площадке не успевают закрывать просадки в ассортименте. Так, например, Ozon открыл международное представительство в Турции, сотрудники которого будут привлекать местных продавцов и ретейлеров на площадку.

Непродовольственный ретейл в России представлен зарубежными и российскими компаниями. На фоне СВО ряд крупных зарубежных компаний этого сегмента объявили о планах уйти из РФ, например испанская Inditex (ZaraHome, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull&Bear, Stradivarius), польская LPP (Reserved, House, Cropp, Mohito), Global Fashion Group (lamoda), шведская IKEA, Mothercare. Уход таких компаний в основном подразумевал продажу российских активов местному менеджменту, российским или зарубежным инвесторам.

Некоторые российские игроки выиграли от ухода зарубежных конкурентов, например российские Hoff и «Мария» сообщали о росте выручки после ухода IKEA. X5 Group приобрела 15 супермаркетов финской PRISMA (интегрированы в сеть «Перекресток»), права аренды и торговые запасы Mothercare могут перейти дистрибутору «Джамилько».

Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что на фоне ухода ряда зарубежных компаний с начала года количество предприятий в Москве выросло на 20%. Можно предположить, что уход крупных игроков высвободил некоторые ниши и оставил за собой неудовлетворенный спрос, это открыло дорогу малым предприятиям.

Импортозависимость АПК представляет риски на более длительном периоде времени, риски для текущего урожая менее критичны. Сегмент АПК зависит от импортных семян, поголовья, средств защиты растений и техники. Развитие собственных компетенций, например в селекции, может занять годы, а ограниченность предложения или рост себестоимости может проявить себя уже при следующей посевной кампании. Существующая сельхозтехника может продолжить работать, но устаревающим средствам необходим ремонт и запчасти. Возможности строительства отечественной техники также зависят от импортных комплектующих. Российские предприятия развивают сотрудничество с альтернативными поставщиками, а расширению локального производства понадобится время и помощь государства.

Ряд автомобильных компаний заявили о своем уходе из России, напримерMercedes-Benz и Ford. Предполагается, что на производственных площадках, где раньше собирались машины этих брендов, могут начать комплектацию китайских автомобилей. Уже известно, что бывший автозавод Renault в Москве переименовали в «Москвич», мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что на заводе будут производить автомобили под одноименным брендом.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter