15 ноября 2022 Доходъ
1. Объективных оценок не бывает
Оценка компании редко начинается с чистого листа. Как правило, наши взгляды на акции уже сформированы до анализа, поэтому выводы часто отражают изначальную предубежденность. Наверняка, сначала вы увидели какой-то плохой или хороший комментарий относительно будущих перспектив компании. Когда вы собираете более подробные данные, то подспудно начинаете больше внимания уделять той информации, которая подкрепляет изначальную точку зрения, и меньше той, что противоречит вашим убеждениям.
В зависимости от оптимистичного или пессимистичного настроя, закладываются завышенные или заниженные темпы роста и меняется оценка рискованности инвестиций. Всегда будьте честны перед собой: почему для оценки вы выбрали именно эту компанию? Есть ли у вас акции этой компании, влияет ли это на ваш позитивный настрой относительно ее будущего? Если вы читаете мнения других аналитиков, принимайте во внимание, в каких целях они осуществляют оценку. Чем больше предвзятости есть в анализе, тем меньше ему стоит доверять.
2. Большинство оценок ошибочны
С раннего детства вас учили, что, если на каждом этапе все делать правильно, в итоге вы обязательно получите верный ответ, а если ответ неправильный, значит, вы что-то сделали не так. Хотя точность ответа является главным критерием правильности действий в математике и физике, в оценке предприятий этого критерия недостаточно.
Самые лучшие и тщательные оценки не будут совпадать с результатом. Во-первых, даже если информационные источники безупречны, любые ошибки, возникающие в процессе преобразования исходной информации в прогнозы, складываются в суммарную погрешность оценки. Во-вторых, путь развития, который вы предвидите для компании, часто зависит от экономических и политических факторов, которые просто невозможно предвидеть.
3. Чем проще, тем лучше
Последние десятилетия оценка усложняется из-за доступности компьютеров и информации. Приступая к оценке, необходимо задавать себе фундаментальный вопрос: насколько детальным должен быть процесс?
Теоретически, чем более подробным будет ваш анализ, тем более точным обещает быть ваш прогноз, но при этом приходится вводить больше данных, а все они в потенциале содержат ошибки, и оценочные модели получаются более сложными и непрозрачными.
Из принципа экономии, часто применяемого в естествознании, можно вывести простое правило: при оценке активов используйте как можно более простые модели. Если можно оценить актив, вводя лишь три цифры, ограничьтесь тремя вместо пяти. Если можно оценить компанию, имея прогнозы на три года вперед, то использовать прогнозы на 10 лет вперед, значит навлекать на себя проблемы. Чем меньше и проще, тем лучше.
=======
Это был отрывок из книги «The Little Book of Valuation», Асвата Дамодарана, профессора финансов в Школе бизнеса Стерна в Нью-Йоркском университете
http://www.dohod.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Оценка компании редко начинается с чистого листа. Как правило, наши взгляды на акции уже сформированы до анализа, поэтому выводы часто отражают изначальную предубежденность. Наверняка, сначала вы увидели какой-то плохой или хороший комментарий относительно будущих перспектив компании. Когда вы собираете более подробные данные, то подспудно начинаете больше внимания уделять той информации, которая подкрепляет изначальную точку зрения, и меньше той, что противоречит вашим убеждениям.
В зависимости от оптимистичного или пессимистичного настроя, закладываются завышенные или заниженные темпы роста и меняется оценка рискованности инвестиций. Всегда будьте честны перед собой: почему для оценки вы выбрали именно эту компанию? Есть ли у вас акции этой компании, влияет ли это на ваш позитивный настрой относительно ее будущего? Если вы читаете мнения других аналитиков, принимайте во внимание, в каких целях они осуществляют оценку. Чем больше предвзятости есть в анализе, тем меньше ему стоит доверять.
2. Большинство оценок ошибочны
С раннего детства вас учили, что, если на каждом этапе все делать правильно, в итоге вы обязательно получите верный ответ, а если ответ неправильный, значит, вы что-то сделали не так. Хотя точность ответа является главным критерием правильности действий в математике и физике, в оценке предприятий этого критерия недостаточно.
Самые лучшие и тщательные оценки не будут совпадать с результатом. Во-первых, даже если информационные источники безупречны, любые ошибки, возникающие в процессе преобразования исходной информации в прогнозы, складываются в суммарную погрешность оценки. Во-вторых, путь развития, который вы предвидите для компании, часто зависит от экономических и политических факторов, которые просто невозможно предвидеть.
3. Чем проще, тем лучше
Последние десятилетия оценка усложняется из-за доступности компьютеров и информации. Приступая к оценке, необходимо задавать себе фундаментальный вопрос: насколько детальным должен быть процесс?
Теоретически, чем более подробным будет ваш анализ, тем более точным обещает быть ваш прогноз, но при этом приходится вводить больше данных, а все они в потенциале содержат ошибки, и оценочные модели получаются более сложными и непрозрачными.
Из принципа экономии, часто применяемого в естествознании, можно вывести простое правило: при оценке активов используйте как можно более простые модели. Если можно оценить актив, вводя лишь три цифры, ограничьтесь тремя вместо пяти. Если можно оценить компанию, имея прогнозы на три года вперед, то использовать прогнозы на 10 лет вперед, значит навлекать на себя проблемы. Чем меньше и проще, тем лучше.
=======
Это был отрывок из книги «The Little Book of Valuation», Асвата Дамодарана, профессора финансов в Школе бизнеса Стерна в Нью-Йоркском университете
http://www.dohod.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу