КазМунайГаз: Казахстанская нефть и газ теперь на СПБ Бирже » Элитный трейдер
Элитный трейдер


КазМунайГаз: Казахстанская нефть и газ теперь на СПБ Бирже

26 ноября 2022 Тинькофф Банк | Казмунайгаз
Коротко

Ведущая нефтегазовая компания Казахстана проведет IPO на локальных биржах KASE и AIX. Однако доступ к ее акциям получат не только казахские инвесторы, но и российские. Все благодаря СПБ Бирже, которая тоже запустит торги акциями компании. Причем купить их можно будет по цене первичного размещения — 8 406 тенге (примерно 1 100 рублей) на акцию, что предполагает оценку компании в 5,13 трлн тенге (около 671 млрд рублей).

Это размещение проходит в рамках программы приватизации госкомпаний Казахстана. Сейчас 90,42% акций КазМунайГаз (КМГ) принадлежит Фонду национального благосостояния Самрук- Казына, а остальные 9,58% бумаг — Нацио- нальному банку Республики Казахстан. Фонд, который, как и банк, находится под контролем правительства Казахстана, предложит до 5% от общего числа размещенных акций (до 30,57 млн акций) и после IPO продолжит владеть не менее 85% в капитале КМГ.

Почему это IPO может быть интересно — рассмотрим далее в обзоре.

О компании

КазМунайГаз (КМГ) появился на свет в 2002 году. Сейчас это один из лидеров нефтегазового рынка в Казахстане. Он представляет собой холдинг, который включает в себя более 160 компаний и занимается всем: от разведки месторождений и добычи углеводородов до их переработки, продажи и транспортировки, а также оказания сервисных услуг.

КазМунайГаз: Казахстанская нефть и газ теперь на СПБ Бирже


Холдинг может похвастаться сетью трубопроводов самой большой протяженности (более 9 тыс. км) и с самой высокой пропускной способностью в Казахстане, а еще масштабными запасами углеводородов. На конец 2021 года подтверж- денные и вероятные запасы компании составляли 3,92 млрд баррелей нефти и газового конденсата, а также 145,7 млрд м3 газа — в сумме это около 645 млн тонн нефтяного эквивалента (н.э.). Здесь учитываются как запасы на месторож- дениях, которые полностью контролирует КМГ, так и те, которые находятся под контролем предприятий, организованных совместно с иностранными гигантами, такими как Chevron, ExxonMobil, Total, Shell и Лукойл. Наиболее значимые из них — СП на самых крупных месторождениях Казахстана и одних из самых крупных в мире: Тенгиз, Карачаганак, Кашаган (около 60% запасов КМГ). Они находятся в Прикаспийском бассейне. В этом году около 45% углеводородного сырья холдинг добыл именно на этих богатых месторождениях. КМГ принадлежит в этих СП 10—20% капитала.



Зарубежный бизнес КМГ включает два нефтеперерабатывающих завода в Румынии, а также сеть из 680 заправочных станций в Румынии, Болгарии, Грузии и Молдове.

О финансах

Больше всего выручки КМГ зарабатывает на переработке нефти, являясь практически монополистом в этом сегменте нефтяного рынка в Казахстане. Но с точки зрения рентабельности это самый слабый сегмент. На уровне EBITDA больше всего доходов приносит сегмент добычи.



Теперь посмотрим на динамику финансовых показателей. Последние два года они восста- навливаются после кризисного 2020-го, когда на мир обрушилась пандемия и поставила на паузу всю деловую активность в мире.



В этом году у компании два основных драйвера роста доходов:

увеличение цен на нефть (Brent +55% г/г за первые три квартала 2022-го);
ослабление казахского тенге относительно доллара США (-8% г/г за девять месяцев 2022-го).

Второй фактор играет существенную роль, потому что компания ориентирована на экспорт (в 2021 году экспортировала более 60% нефти). Тут важно отметить, что экспорт казахстанской нефти в Европу и другие регионы хоть и идет через Россию, но под санкции не подпадает.

В плане объемов самый заметный рост показал сегмент переработки (+6% г/г). Объем добычи и нефти, и газа тоже увеличился, но несуще- ственно (+0,9% г/г и +1,4% соответственно). А вот объем транспортировки немного сократился (-1,2% г/г).

Также стоит упомянуть, что в сентябре 2022-го компания решила полностью вернуть контроль над КМГ Кашаган Б.В., через которую она участвует в СП по добыче углеводородов на месторождении Кашаган. Ранее КМГ владела только 50% КМГ Кашаган Б.В., остальные 50% с 2015 года принадлежали Фонду наци- онального благосостояния Самрук-Казына (главный акционер КМГ). Осенью компания выкупила у фонда его долю и теперь владеет 100% КМГ Кашаган Б.В. Это ударило по свободному денежному потоку, который ушел в отрицательную зону. Без этой сделки он бы составил 730 млрд тенге за девять месяцев 2022-го. Добавим также, что компания сделала перерасчет своих показателей, в том числе прошлогодних, с учетом полной консолидации КМГ Кашаган Б.В.



Из таблицы выше видно, что рост чистой прибыли и EBITDA отстает от роста выручки, из-за чего уровень рентабельности снижается. Отстает из-за увеличения расходов. Драйверами расходов стали те же факторы, что поддержи- вали рост доходов: рост цен на нефть и ослаб- ление тенге. Первый привел к увеличению налоговой нагрузки (за девять месяцев 2022-го КМГ выплатил 508 млрд тенге налогов — это 25% EBITDA). Второй, наряду с повышением процентных ставок, способствовал росту финансовых расходов по займам. А еще компания существенно увеличила расходы на зарплаты сотрудникам. Капитальные расходы тоже увеличились, но рост был не двузначным, как по другим статьям.

При этом финансовая устойчивость компании не вызывает вопросов. После сложного 2020 года КМГ удалось заметно снизить уровень долговой нагрузки. Сейчас чистый долг/EBITDA находится на комфортном уровне. Объем ликвидных средств на счетах на 30 сентября превышал 2 млрд тенге.



О перспективах

В рамках стратегии развития до 2031 года компания планирует следующее.

Увеличить свои запасы углеводородов на 299 млн тонн (+46% к текущему объему). Богатый углеводородами Прикаспийский регион (около 90% всех запасов Казахстана) по-прежнему сохраняет большой потенциал освоения и открытия новых месторождений. У КМГ, как у госкомпании, есть преимущество использовать стратегические участки недр.
Нарастить добычу нефти до 24 млн тонн в среднем в год (примерно +10% к текущему уровню). Для этого компания планирует увеличить производственные мощности на Тенгизе и Кашагане, а также разрабатывать новые месторождения.

Более того, КМГ хочет развивать нефтегазо- химическое направление. Компания уже зани- мается запуском проектов по производству полипропилена, полиэтилена, бутадиена и другой нефтепродукции.

О рисках

Угроза глобальной рецессии. Деловая активность в мире может вновь снизиться, что ударит по спросу и ценам на энергоно- сители. ОПЕК+ уже снизила прогноз мирового спроса на нефть на 100 тысяч баррелей в сутки в следующем году.

Высокая зависимость от России. Практически весь экспорт нефти из Казахстана идет по трубопроводам, пролегающим через Россию. В случае перебоев или закрытия доступа к этим трубопроводам финансовые показатели КМГ окажутся под ударом. В целом компания может уже испытывать негативное влияние от ухудшения геополитической ситуации, ведь среди ее партнеров и клиентов есть российские компании, которые попали в санкционные списки. Дальнейшее взаимодействие с ними может негативно отразиться на отношениях с зарубежными коллегами и регуляторами их стран.

Об оценке

КМГ оценивается в 5,1 млрд тенге (примерно $11 млрд), исходя из объявленной цены разме- щения в 8 406 тенге за акцию. Чтобы понять, насколько такая оценка справедлива, сравним компанию с зарубежными аналогами — 19 крупными нефтегазовыми компаниями из 15 стран по мультипликаторам EV/Revenue и EV/EBITDA за последние 12 месяцев. У КМГ они равны 0,9x и 3,3x соответственно.






В целом, если брать во внимание оба мульти- пликатора, КМГ оценивается на уровне, сопо- ставимом с уровнем иностранных коллег. Однако мы считаем, что правильнее будет оценивать компанию по мультипликатору EV/EBITDA (а не к выручке) в силу различной структуры доходов у компаний. По этому мультипликатору КМГ оценивается с дисконтом примерно в 30% к американским аналогам и компаниям развивающихся стран (стран Латинской Америки, Азии, а также Индии).

Отметим, что в следующем году у КМГ ожидается снижение EBITDA год к году, судя по оценкам ведущих брокеров Казахстана

Ну и что?

КазМунайГаз — это крупная нефтегазовая компания из Казахстана. В сегменте добычи, переработки и транспортировки она лидирует на локальном рынке. А значит, инвестиции в нее — это ставка еще и на рынок. Казахстан входит в топ-20 по запасам и нефти, и газа в мире, а также по объемам добычи и экспорта нефти. Страна смогла привлечь иностранных гигантов для совместных проектов с локальными игроками. Но потенциал разработок месторождений и новых проектов еще не исчерпан.
Последние два года КМГ выигрывает от роста цен на энергоносители и ослабления тенге к доллару.
Запрета или каких-либо ограничений на экспорт казахстанской нефти, пускай даже через Россию, не вводили.
Несмотря на уже внушительный возраст (20 лет), компания продолжает развиваться и ставить амбициозные цели. При этом она обладает прочным финансовым положением (чистый долг/EBITDA чуть выше 1х).
Участие в IPO и в целом инвестиции в КМГ помогут диверсифицировать портфель по валюте и странам.
Цена размещения предполагает оценку КМГ с дисконтом около 30% по отношению к американским аналогам и компаниям с развивающихся рынков.

Но стоит помнить и о рисках. Цены на нефть могут пойти вниз в случае глобальной рецессии и падения деловой активности в мире. С июньских пиков Brent уже подешевела на 30%. На цены также могут негативно повлиять решения ОПЕК+ увеличить добычу и снятие санкций с Ирана (может добавить на мировой рынок до 2 млн барр/сутки).

КМГ, как и весь нефтяной рынок Казахстана, сильно зависит от России, потому что реализует через нее свой экспорт. Любые ограничения или закрытие доступа могут ударить по казахским нефтяным экспортерам. Альтернативные маршруты есть, но пока они требуют куда больших расходов.

Ведущие брокеры Казахстана ждут снижения EBITDA компании в 2023 году, судя по их оценкам. А рентабельность по этому показателю снижается уже в этом году.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter