Ушедшие легенды. Россияне научились жить без «ИКЕА»? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ушедшие легенды. Россияне научились жить без «ИКЕА»?

4 января 2023 ИХ "Финам" Котякина Валерия
«Макдональдс» и «ИКЕА», «ЛЕГО» и Microsoft, Pepsi и H&M – теперь у большинства российских потребителей эти названия вызывают ностальгию и порой даже тоску. Начиная с февраля 2022 года рынок России покинули десятки и сотни иностранных компаний. Одни напрямую объявляли «бойкот», другие – объясняли уход необходимостью в связи с тяжелой экономической ситуацией в стране, включая проблемы с поставками.

Однако российские власти машут вслед покинувшим страну компаниям, оптимистично прогнозируя расцвет бизнеса в РФ на фоне вынужденного и ускоренного импортозамещения. Как поменялась ситуация для российского бизнеса после ухода иностранных компаний?

Бенефициары ухода иностранцев

Microsoft ушла из России в числе первых – уже в марте. Но уход компании обернется позитивным шагом с точки зрения разработчиков и производителей отечественного софта, передает ТАСС мнение заместителя министра промышленности и торговли Василия Шпака, которое он высказал в кулуарах Международной промышленной выставки «Иннопром».
Спрос на софт российских IT-гигантов действительно вырос. Так, например, российские ВУЗы и госучреждения переводят студентов и сотрудников с привычного «MO Word» на отечественные «Яндекс.Документы» и другие необходимые ресурсы, которые раньше предоставлял в большинстве случаев Microsoft. Довольны ли потребители – вопрос вторичный, но «Яндекс» точно доволен.

Судя по отчетам «Яндекса», компанию смело можно назвать бенефициаром ухода иностранных корпораций, и не только Microsoft. «Компания нарастила свою долю рынка по всем ключевым направлениям бизнеса и продолжает демонстрировать сильные финансовые результаты. Уход международных вендоров рекламного бизнеса и такси освободил рынок для внутренних игроков», - отмечает Андрей Ванин, руководитель управления аналитики финансовых рынков и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции».

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ, выделяет еще одного бенефициара отказа от поставок иностранных производителей – «Абрау-Дюрсо».

В 1 полугодии 2022 года импорт игристых вин из ЕС снизился на 44% до €26,4 млн, в то время как в течение последних 4 лет на алкогольном рынке РФ наблюдался рост потребления игристого вина и шампанского. «Учитывая эти факторы, Абрау-Дюрсо с долей игристых вин в 88% в структуре выручки сможет значительно улучшить свои результаты по итогам этого года», - рассказывает Коган.

Андрей Ванин выделил еще несколько российских компаний, выигрывающих от ухода иностранных: это АФК «Система», которая активно скупает доли в уходящих из России компаниях, строительная компания «Эталон», выгодно купившая финского девелопера YIT, который решил покинуть Россию.

Кроме того, в плюсе останется «Позитив», активно наращивающий долю рынка в связи с уходом практически всех вендоров по кибербезопасности, а также «Инарктика». «Компания получила возможность нарастить долю рынка за счет резкого снижения импорта лососевых. До ухода иностранных компаний их доля на рынке красной рыбы составляла более 30%», - поясняет Андрей Ванин.

Все ли так хорошо

Конечно, вместе с освободившимся рынком российская экономика получает множество проблем, вызванных уходами иностранцев.
Если в целом, снижение конкуренции – это плохо. Так, по мнению Германа Грефа, председателя правления «Сбербанка», никакие российские компании не смогут поддержать тот уровень конкуренции, который был. И даже получение каких-то активов будет лишь разовой прибылью для кого-то, но долгосрочно экономика потеряет, потому что плотность конкуренции снизится.

Роман Блинов, старший аналитик ИК «РУСС-ИНВЕСТ», солидарен с Грефом. По его словам, падение конкуренции – всегда плохо, и в данном случае это станет понятно в течение следующего года.

В то же время розничная торговля, по мнению Алексея Павлова, главного аналитика «Открытие Инвестиции» по российскому рынку акций, не будет страдать от недостатка конкуренции. Она там и без западных компаний высокая. «А местами и очень высокая. А ухудшение качества товаров — это не к продавцам, это к производителям», - дополняет эксперт.

Более того, уход иностранных компаний вынудил российский бизнес искать альтернативу в поставках комплектующих, программного обеспечения, оборудования, станков, что безусловно ведет к удорожанию себестоимости конечной продукции, отмечает Андрей Ванин. Результат – многие компании или приостановили инвестиционные программы, или отложили их.

«Например, «Мать и Дитя» полностью заморозила открытие новых госпиталей из-за невозможности договориться с подрядчиками на фиксацию цены строительства. Лесопромышленный холдинг «Сегежа» приостановил реализацию крупных проектов «Сегежа-Запад» и «Сегежа-Восток» на неопределенный срок из-за поиска альтернативного оборудования. Компания «Нижнекамскнефтехим» была вынуждена перенести запуск нового этиленового комплекса ЭП-600 на год из-за проблем с подрядчиками», - рассказывает аналитик.

Но неужели только мы страдаем? По оценкам Центра стратегических разработок, иностранные компании, ограничившие деятельность либо заявившие об уходе с российского рынка, с конца февраля и до октября 2022 года уже потеряли от $200 до $240 млрд. Из них от 70 до 90 млрд долл. приходится на бизнес, решивший? покинуть Россию.

«О наибольших потерях в стоимостном выражении отчитывается бизнес из США, Великобритании и Германии, однако в расчете на ВВП такие потери имеют наибольшее влияние на экономику Финляндии, Швеции, Великобритании и Дании», - говорится в исследовании ЦСР «Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться».

Ушедшие легенды. Россияне научились жить без «ИКЕА»?


При этом у ритейлеров, в частности, все неплохо. Как отмечает Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», около 8% всех магазинов Inditex находятся в России, но даже несмотря на то, что эти магазины закрыты с марта, в феврале-марте ритейлер увеличил выручку на 36% г/г и чистую прибыль на 80%. «Похожая ситуация с H&M. Компания указывает, что в доковидные времена Россия, Беларусь и Украина приносили продавцу 10% выручки. И также, несмотря на закрытие магазинов в этих регионах общая выручка во 2 кв. выросла на 17% г/г, а чистая прибыль на 33% г/г», - поясняет эксперт.

Как скажется уход иностранных брендов из России на рынке труда? По оценке ЦСР, в иностранном бизнесе или смежных областях в России занято до 8 млн человек. При этом в компаниях, которые уже приостановили деятельность или полностью ушли из России, трудится 350 тыс. россиян.

Вячеслав Чеглов, профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им Г. В. Плеханова, отмечает, что уходы иностранцев повлияют на рынок труда однозначно негативно.

«В иностранных компаниях оплата труда могла быть несильно выше, но предоставлялись социальные льготы, плюс условия труда были на порядок выше, соблюдались нормы трудового кодекса. Ушедших заменят российские компании, у которых степень эксплуатации труда выше. Работники ушедших компаний ощутят это к Новому году и даже ранее. А экономика страны, думаю, не заметит», - поясняет профессор.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter