Сейчас все взбудоражены новостью про ChatGPT – модель искусственного интеллекта, которой Microsoft оснастит свои сервисы, после чего якобы уберет с рынка Google. Рост акций «Яндекса» отчасти связан и с сообщением компании, что у нее есть собственный аналог ChatGPT.
Сейчас трудно сказать, осуществилась ли давно задуманная стратегия Microsoft, или просто случайно повезло, и в образовавшийся на некоторое время вакуум новостей про ИИ корпорация сумела высадить своего чат-бота, сдавшего экзамены на диплома MBA в Уортонском колледже. (Бот, правда, сдал их отнюдь не блестяще, но достаточно, чтобы получить степень). Действительно, предыдущая громкая победа ИИ над человеком состоялась в 2016 году – тогда Alpha Go от Google победила Ли Седоля. Это был триумф Google, но с тех пор компания почила на лаврах и не баловала прессу аналогичными поводами. Улучив момент, Microsoft сняла хороший урожай при помощи ChatGPT – и все потенциальные клиенты теперь знают, что современный ИИ – это именно ChatGPT, и он потенциально доступен каждому абоненту облака Microsoft Azure.
Google засуетилась, собрала производственные совещания, и заявила, что у нее есть свой бот Apprentice Bard, который не уступает ChatGPT. В этом нет никаких сомнений, ведь сама исходная модель GPT была разработана в Google, которая передала ее в проект OpenAI. Там модель развивалась, и ChatGPT оснащен ее третьим поколением – GPT3. Но дело ведь не в самой технологии, на этом этапе важнее маркетинг и продвижение. У Microsoft гигантская база b2b-клиентов, которой у Google нет. Каждый из нас умеет пользоваться Word, Excel и другими офисными пакетами (хотя есть, конечно, и поклонники облачных пакетов Google). Вполне вероятно, что через год или два в этих пакетах появится волшебная кнопка «ChatGPT» или «ИИ», которая позволит подписчикам облачных сервисов вызывать на помощь чат-бота с дипломом MBA. Так что, вне зависимости от того, намерена ли Microsoft откусить у Google кусок рекламно-поискового рынка, рынок B2B она сохранит за собой, и независимые компании (вроде C3.Ai), предоставляющие облачные сервисы ИИ, там потеснит.
Теперь вот и «Яндекс» заявил, что его версия ChatGTP, которая называется YaLM 2.0 будет частью Поиска, Алисы, Почты и других сервисов «Яндекса». И, в общем-то, уже использует генеративные нейронные сети, но у них вспомогательная роль. Это укрепляет предположение, что в поиске от них большого толку нет, и смысл ChatGPT отнюдь не в технологиях, а в маркетинге. Microsoft сумела зажечь интерес прессы к проекту – это очень большая удача, поскольку многие предыдущие начинания, вроде Teams и браузера Кортана, продвигались с трудом.
Сообщение «Яндекса» о том, что Алиса станет умнее (благодаря аналогу ChatGPT), все же не так будоражит фантазии, как надежда, что кнопка с ChatGPT появится у меня в Word и Excel на рабочем столе. Но все же лучше, чем отсутствие новостей. Но есть деталь – ChatGPT от Microsoft будет работать в облаке MicrosoftAzure, одном из трех крупнейших облаков мира. Сервисы ChatGPT от Microsoft будут в этом смысле эксклюзивны, а Microsoft сможет минимизировать затраты благодаря масштабу операций.
«Яндекс» в этой связи сообщает, что готов к бою: у него есть суперкомпьютеры – «Червоненкис», «Галушкин» и «Ляпунов» – общей мощностью более 50 петафлопсов. В России и Восточной Европе ничего мощнее нет. Откуда следует, что если ChatGPT и может как-то пригодиться в поиске, то «Яндекс» точно сможет это использовать, и его доле поискового и рекламного рынка у нас ничего не грозит. Вероятнее всего, такая логика и ободрила инвесторов. Остается пожелать «Яндексу», чтобы ограничения на поставки компонент в нашу страну не сказались на его возможностях создавать и приобретать новые суперкомпьютеры.
Отчет «Яндекса» ожидаю хорошим, но надо иметь в виду, что, во-первых, основной источник выручки «Яндекса» в этом году – это такси, а вовсе не ChatGPT. А рекламный рынок, на котором может быть полезен ChatGPT – в нокауте. Тем не менее такси, вероятно, покажет достаточно хорошие результаты, чтобы перевесить все остальное. Скорее всего, инвесторы уже этого ожидают, поэтому с легким сердцем покупают акции на новости про YaLM 2.0.
Применять ChatGPT в «Яндекс.Такси» компания не обещает, на мой взгляд – зря. Новость, что таксисту «Яндекса» помогает бот с дипломом MBA от Уортона или, к примеру, бот-выпускник Физтеха или МГИМО, вполне заинтересовала бы аудиторию. Хотя, возможно, следует приберечь эту идею до начала распространения беспилотного транспорта.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
