Волшебная кнопка. О драйверах роста акций «Яндекса» » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Волшебная кнопка. О драйверах роста акций «Яндекса»

1 февраля 2023 ИХ "Финам" | Яндекс Делицын Леонид
Вероятно, самый главный драйвер роста акций «Яндекса» в моменте – это сама новость о том, что 15 февраля будет опубликован годовой отчет «Яндекса» за 2022 год. Во-первых, не все крупнейшие российские компании TMT-сектора сейчас публикуют отчеты. Во-вторых, в «Яндексе» произошли кардинальные изменения в составе менеджмента. Вполне вероятно, что сформирована новая стратегия, и, разумеется, важно, каковы будут ее приоритеты. Сохранить надежду на то, что компания продолжит двигаться прежним стратегическим курсом, позволяет сообщение компании про YaLM 2.0 – инструмент «Яндекса», сопоставимый по возможностям с ChatGPT.

Сейчас все взбудоражены новостью про ChatGPT – модель искусственного интеллекта, которой Microsoft оснастит свои сервисы, после чего якобы уберет с рынка Google. Рост акций «Яндекса» отчасти связан и с сообщением компании, что у нее есть собственный аналог ChatGPT.

Сейчас трудно сказать, осуществилась ли давно задуманная стратегия Microsoft, или просто случайно повезло, и в образовавшийся на некоторое время вакуум новостей про ИИ корпорация сумела высадить своего чат-бота, сдавшего экзамены на диплома MBA в Уортонском колледже. (Бот, правда, сдал их отнюдь не блестяще, но достаточно, чтобы получить степень). Действительно, предыдущая громкая победа ИИ над человеком состоялась в 2016 году – тогда Alpha Go от Google победила Ли Седоля. Это был триумф Google, но с тех пор компания почила на лаврах и не баловала прессу аналогичными поводами. Улучив момент, Microsoft сняла хороший урожай при помощи ChatGPT – и все потенциальные клиенты теперь знают, что современный ИИ – это именно ChatGPT, и он потенциально доступен каждому абоненту облака Microsoft Azure.

Google засуетилась, собрала производственные совещания, и заявила, что у нее есть свой бот Apprentice Bard, который не уступает ChatGPT. В этом нет никаких сомнений, ведь сама исходная модель GPT была разработана в Google, которая передала ее в проект OpenAI. Там модель развивалась, и ChatGPT оснащен ее третьим поколением – GPT3. Но дело ведь не в самой технологии, на этом этапе важнее маркетинг и продвижение. У Microsoft гигантская база b2b-клиентов, которой у Google нет. Каждый из нас умеет пользоваться Word, Excel и другими офисными пакетами (хотя есть, конечно, и поклонники облачных пакетов Google). Вполне вероятно, что через год или два в этих пакетах появится волшебная кнопка «ChatGPT» или «ИИ», которая позволит подписчикам облачных сервисов вызывать на помощь чат-бота с дипломом MBA. Так что, вне зависимости от того, намерена ли Microsoft откусить у Google кусок рекламно-поискового рынка, рынок B2B она сохранит за собой, и независимые компании (вроде C3.Ai), предоставляющие облачные сервисы ИИ, там потеснит.

Теперь вот и «Яндекс» заявил, что его версия ChatGTP, которая называется YaLM 2.0 будет частью Поиска, Алисы, Почты и других сервисов «Яндекса». И, в общем-то, уже использует генеративные нейронные сети, но у них вспомогательная роль. Это укрепляет предположение, что в поиске от них большого толку нет, и смысл ChatGPT отнюдь не в технологиях, а в маркетинге. Microsoft сумела зажечь интерес прессы к проекту – это очень большая удача, поскольку многие предыдущие начинания, вроде Teams и браузера Кортана, продвигались с трудом.

Сообщение «Яндекса» о том, что Алиса станет умнее (благодаря аналогу ChatGPT), все же не так будоражит фантазии, как надежда, что кнопка с ChatGPT появится у меня в Word и Excel на рабочем столе. Но все же лучше, чем отсутствие новостей. Но есть деталь – ChatGPT от Microsoft будет работать в облаке MicrosoftAzure, одном из трех крупнейших облаков мира. Сервисы ChatGPT от Microsoft будут в этом смысле эксклюзивны, а Microsoft сможет минимизировать затраты благодаря масштабу операций.

«Яндекс» в этой связи сообщает, что готов к бою: у него есть суперкомпьютеры – «Червоненкис», «Галушкин» и «Ляпунов» – общей мощностью более 50 петафлопсов. В России и Восточной Европе ничего мощнее нет. Откуда следует, что если ChatGPT и может как-то пригодиться в поиске, то «Яндекс» точно сможет это использовать, и его доле поискового и рекламного рынка у нас ничего не грозит. Вероятнее всего, такая логика и ободрила инвесторов. Остается пожелать «Яндексу», чтобы ограничения на поставки компонент в нашу страну не сказались на его возможностях создавать и приобретать новые суперкомпьютеры.

Отчет «Яндекса» ожидаю хорошим, но надо иметь в виду, что, во-первых, основной источник выручки «Яндекса» в этом году – это такси, а вовсе не ChatGPT. А рекламный рынок, на котором может быть полезен ChatGPT – в нокауте. Тем не менее такси, вероятно, покажет достаточно хорошие результаты, чтобы перевесить все остальное. Скорее всего, инвесторы уже этого ожидают, поэтому с легким сердцем покупают акции на новости про YaLM 2.0.

Применять ChatGPT в «Яндекс.Такси» компания не обещает, на мой взгляд – зря. Новость, что таксисту «Яндекса» помогает бот с дипломом MBA от Уортона или, к примеру, бот-выпускник Физтеха или МГИМО, вполне заинтересовала бы аудиторию. Хотя, возможно, следует приберечь эту идею до начала распространения беспилотного транспорта.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter