22 марта 2023 Газпромбанк Ванин Андрей
Ограничение на морские перевозки российской нефти и нефтепродуктов, заработавшее в конце 2022 - начале 2023 года, не могло не повлиять на устойчивость портов, через которые они отгружались. Однако свежая статистика за январь - февраль, вопреки ожиданиям, показывает рост перевалки грузов на 2,6% по всем ключевым портам, основными операторами которых выступают две компании — Новороссийский морской торговый порт (НМТП) (MCX:NMTP)) и Дальневосточное морское пароходство (ДВМП) (MCX:FESH). Порассуждаем о перспективах российских гаваней на фоне эмбарго.
Что говорит нам статистика
За первые два месяца 2023 года грузооборот в морских портах России увеличился на 2,6% — до 140,3 млн тонн по сравнению с минувшим годом, причем опережающую динамику (+7%, рост до 74,9 млн тонн) показала перевалка наливных грузов, в которые входят, например, нефтепродукты, сжиженный газ и пищевые грузы. Перевалка сухих грузов — угля, зерна, удобрений, руды и черных металлов — также выросла, но только на 4,9%, до 65,4 млн тонн. На первый взгляд, динамика положительная для обеих компаний, но есть нюансы.
В феврале балтийские гавани обошли порты Черного моря
На побережье Азовского и Черного морей работают два крупных порта: Новороссийск (входит в портфель НМТП), который специализируется на перевалке нефти и нефтепродуктов, и Тамань, через который идет транзит угля.
Грузооборот в этом регионе за первые два месяца 2023 года вырос на 3,5% — до 43,8 млн тонн благодаря эффекту высокой базы января. При этом драйвером наращивания объемов перевалки в азовско-черноморском бассейне стали сухие грузы (+17,3% год к году) в размере 20,7 млн тонн. А перевалка наливных составила 23,1 млн тонн, снизившись на 6,3%. Снижение показателей у НМТП могло произойти из-за действия эмбарго при продаже нефтепродуктов, а также на фоне природных катаклизмом в Турции и Сирии.
Еще один актив НМТП — Приморск в Балтийском море. Здесь он конкурирует с Global Ports (LON:GPH), в сферу владения которых входят порты Усть-Луга и Санкт-Петербург.
До февраля 2022 года через балтийские порты шел экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. Год спустя, в январе — феврале 2023 года грузооборот порта также немного вырос — до 43,5 млн тонн (+3,8%), из которых объем сухих грузов составил 16,7 млн тонн (падение на 4%), а наливных — до 26,8 млн тонн (рост на 9,2%). При этом в феврале порты Балтийского моря обошли гавани Азовско-Черноморского бассейна по объему грузооборота.
Из Арктики и Каспия утекли наливные грузы
Грузооборот арктических портов упал на 3%, до 15,9 млн тонн, в основном из-за наливных грузов — 11,4 млн тонн (-6,5%). Это неудивительно: основной товар, направляемый через арктический бассейн судоходными путями, — это топливо. Как правило, это сжиженный природный газ с Ямала и нефть, которая идет на европейские и азиатские рынки. При этом объем перевалки сухих грузов вырос до 4,5 млн тонн (+7,1%).
Несмотря на то, что в каспийском бассейне традиционно преобладают каботажные перевозки, их объем упал на 9,7%, до 0,4 млн тонн. Зато остальные грузы, среди которых строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть, выросли на 18,4%, до 0,5 млн тонн. В итоге, как и в Арктике, по сравнению с январем суммарный грузооборот ускорил свой рост и показал положительную динамику в 3,1%.
ДВМП — в выигрыше?
Еще один бассейн, помимо Балтики, показавший рост оборота наливных грузов, — Дальний Восток. Здесь работают Владивостокский морской торговый порт, принадлежащий ДВМП, а также порт Ванино, которым владеет Мечел (MCX:MTLR). Через дальневосточный бассейн в основном перевозят пищевые продукты, автотранспорт, сельскохозяйственную и дорожную технику, лекарственные препараты и медоборудование, а также бытовую технику и электронику. Грузооборот гавани в январе — феврале 2023 года вырос на 2,7% — до 36,2 млн тонн. И здесь динамика по наливным грузам обошла остальные товары: на сухие грузы пришлось 23 млн тонн (+1,5%), а объем наливных вырос на 4,9%, до 13,2 млн тонн.
Подводя итог, можно констатировать, что нефть и нефтепродукты начали перетекать с Азовского, Каспийского и Черного морей на Балтику и Дальний Восток, где фиксируется существенный рост оборота наливных грузов — на 5–10%. Это может быть негативным сигналом для НМТП, но открывает окно возможностей для ДВМП.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Что говорит нам статистика
За первые два месяца 2023 года грузооборот в морских портах России увеличился на 2,6% — до 140,3 млн тонн по сравнению с минувшим годом, причем опережающую динамику (+7%, рост до 74,9 млн тонн) показала перевалка наливных грузов, в которые входят, например, нефтепродукты, сжиженный газ и пищевые грузы. Перевалка сухих грузов — угля, зерна, удобрений, руды и черных металлов — также выросла, но только на 4,9%, до 65,4 млн тонн. На первый взгляд, динамика положительная для обеих компаний, но есть нюансы.
В феврале балтийские гавани обошли порты Черного моря
На побережье Азовского и Черного морей работают два крупных порта: Новороссийск (входит в портфель НМТП), который специализируется на перевалке нефти и нефтепродуктов, и Тамань, через который идет транзит угля.
Грузооборот в этом регионе за первые два месяца 2023 года вырос на 3,5% — до 43,8 млн тонн благодаря эффекту высокой базы января. При этом драйвером наращивания объемов перевалки в азовско-черноморском бассейне стали сухие грузы (+17,3% год к году) в размере 20,7 млн тонн. А перевалка наливных составила 23,1 млн тонн, снизившись на 6,3%. Снижение показателей у НМТП могло произойти из-за действия эмбарго при продаже нефтепродуктов, а также на фоне природных катаклизмом в Турции и Сирии.
Еще один актив НМТП — Приморск в Балтийском море. Здесь он конкурирует с Global Ports (LON:GPH), в сферу владения которых входят порты Усть-Луга и Санкт-Петербург.
До февраля 2022 года через балтийские порты шел экспорт нефтепродуктов, угля, газа, металлов, леса и минеральных удобрений на европейский рынок. Год спустя, в январе — феврале 2023 года грузооборот порта также немного вырос — до 43,5 млн тонн (+3,8%), из которых объем сухих грузов составил 16,7 млн тонн (падение на 4%), а наливных — до 26,8 млн тонн (рост на 9,2%). При этом в феврале порты Балтийского моря обошли гавани Азовско-Черноморского бассейна по объему грузооборота.
Из Арктики и Каспия утекли наливные грузы
Грузооборот арктических портов упал на 3%, до 15,9 млн тонн, в основном из-за наливных грузов — 11,4 млн тонн (-6,5%). Это неудивительно: основной товар, направляемый через арктический бассейн судоходными путями, — это топливо. Как правило, это сжиженный природный газ с Ямала и нефть, которая идет на европейские и азиатские рынки. При этом объем перевалки сухих грузов вырос до 4,5 млн тонн (+7,1%).
Несмотря на то, что в каспийском бассейне традиционно преобладают каботажные перевозки, их объем упал на 9,7%, до 0,4 млн тонн. Зато остальные грузы, среди которых строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть, выросли на 18,4%, до 0,5 млн тонн. В итоге, как и в Арктике, по сравнению с январем суммарный грузооборот ускорил свой рост и показал положительную динамику в 3,1%.
ДВМП — в выигрыше?
Еще один бассейн, помимо Балтики, показавший рост оборота наливных грузов, — Дальний Восток. Здесь работают Владивостокский морской торговый порт, принадлежащий ДВМП, а также порт Ванино, которым владеет Мечел (MCX:MTLR). Через дальневосточный бассейн в основном перевозят пищевые продукты, автотранспорт, сельскохозяйственную и дорожную технику, лекарственные препараты и медоборудование, а также бытовую технику и электронику. Грузооборот гавани в январе — феврале 2023 года вырос на 2,7% — до 36,2 млн тонн. И здесь динамика по наливным грузам обошла остальные товары: на сухие грузы пришлось 23 млн тонн (+1,5%), а объем наливных вырос на 4,9%, до 13,2 млн тонн.
Подводя итог, можно констатировать, что нефть и нефтепродукты начали перетекать с Азовского, Каспийского и Черного морей на Балтику и Дальний Восток, где фиксируется существенный рост оборота наливных грузов — на 5–10%. Это может быть негативным сигналом для НМТП, но открывает окно возможностей для ДВМП.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу