7 апреля 2023 Финам Поздеева Екатерина
Finam.ru рассказывает, как российские кинотеатры справляются с уходом студий-мейджоров, и как восстанавливается западный кинопрокат после пандемии.
В России рекордный спрос на походы в кино. Перепрофилировать кинотеатры рано?
Похоже, российский кинопрокат все-таки смог справиться с прошлогодним ударом. Как сообщила министр культуры России Ольга Любимова, за январь-февраль 2023 года в стране было продано 40 млн билетов, а сборы - рекордные 13,1 млрд рублей превысили показатель допандемийного 2019 года. Это на 56% больше, чем сборы за аналогичный период прошлого года и на 46% больше, чем в 2021-ом. По мнению министра, поддержали кинопрокат именно отечественные картины, выпущенные при поддержке Минкульта. В частности, коммерческий рекорд в России поставил фильм Дмитрия Дьяченко "Чебурашка", кассовые сборы которого достигли 7 млрд рублей.
Согласно исследованию "Почта банка", в 1 квартале 2023-го траты россиян на походы в кино выросли в 9 раз по сравнению с аналогичным периодом 2022-го - с 240 млн рублей до 2 млрд рублей.
Последние годы не прошли для индустрии бесследно. Как сообщает "Коммерсант", с начала пандемии в России закрылся каждый шестой кинотеатр. Особенно пострадали региональные сети, где объявления о продаже залов появляются до сих пор. Однако эксперты советуют не спешить с продажей или перепрофилированием кинотеатров, поскольку интерес зрителей к походам в кино возвращается, а в регионах культурного досуга меньше, чем в столице, поэтому люди потянутся в кинозалы.
Впрочем, крупные федеральные сети, такие как "Каро", "Синема Парк" и "Формула кино" пострадали меньше. Их представители отмечали, что закрытия кинотеатров были точечными.
Помимо отечественных картин кинотеатры стремятся заместить голливудские фильмы японскими, корейскими и китайскими. Так, сеть "Москино" стала регулярно показывает мультфильмы японских и корейских режиссеров, арт-объединение CoolConnections и "Каро" провели фестиваль японского кино, а в апреле сеть покажет новые китайские фильмы. Однако эксперты отмечают, что российский зритель менее привычен к азиатскому кино, поэтому его перспективы в прокате ограничены отдельными известными лентами.
Российские онлайн-платформы теряют контент, а их рост замедляется
У онлайн-платформ все менее радужно. Так, по данным "Почта банка", траты россиян на сетевые кинотеатры с января по март 2023-го упали на 25% - с 35 до 28 млн рублей по сравнению с первым кварталом 2022-го. Однако за счет повышения тарифов площадок средний чек вырос на 20% - до 326 рублей. Как пишет РБК со ссылкой на отчет информационно-аналитического агентства TelecomDaily, в 2022 году российский рынок онлайн-кинотеатров достиг 63,3 млрд рублей, увеличившись за год на 5%. Больше всего статистике помог "Кинопоиск", чья выручка за год выросла на 72,8%. Кроме того, все крупные онлайн-площадки подняли тарифы и стали выпускать собственный оригинальный контент для привлечения зрителей. Тем не менее, рост онлайн-кинотеатров сильно замедлился - в последние пять лет общая выручка видеосервисов росла на 51–54% ежегодно.
В этом году лидирует "Кинопоиск" с долей рынка 24,1%, следом идет "Иви" - 20,5% и замыкает тройку лидеров Wink, выросший до 11,4%.
Во многом рост доли рынка стал возможен из-за ухода из России западных конкурентов. Однако у этой медали есть и обратная сторона. Так, количество фильмов и сериалов крупнейших западных киностудий на российских площадках, по подсчетам TelecomDaily, за год сократилось в 1,5-2 раза. Больше всего потерял "Кинопоиск", у которого за год количество материалов от студий-мейджоров сократилось с почти 2 тыс. до чуть менее 1 тыс. У Wink мэйджорских проектов осталось 1,2 тыс., хотя еще год назад их было 2,3 тыс. Объем доступного зарубежного кино у "Иви" сократился на 41%, но его доля среди доступных подписчикам проектов, напротив, выросла с 67,5 до 75,1%. Впрочем, онлайн-кинотеатры тоже стремятся заместить ушедшее кино культовыми фильмами из Кореи, Китая и особенно - японскими аниме.
Американские кинотеатры улучшают сервис, Warner Bros. отмечает юбилей
Западная индустрия все еще переживает последствия пандемии. Как сообщает CNBC, c 2019 года общее количество экранов в США сократилось примерно на 3 тыс. до чуть менее 40 тыс., а выжившие кинотеатры были вынуждены вводить новшества, чтобы привлекать зрителей. Так, американские операторы кинотеатров вкладывают средства в улучшение звука, качества изображения и кресел, а также предлагают расширенный ассортимент напитков и еды.
Сейчас в американской киноотрасли наблюдается улучшение продаж билетов. По данным Comscore, к концу февраля кассовые сборы в стране составили $958,5 млн, что почти на 50% больше, чем в прошлом году, и всего на 25% меньше, чем в 2019 году. При этом зрители стали отдавать предпочтение залам премиум-класса, предпочитая платить больше за просмотр фильмов на больших экранах или в специализированных кинотеатрах. По данным EntTelligence, в 2022 году 15% всех проданных в США билетов приходилось на просмотры премиум-класса, средняя стоимость билета составляла $15,92. В 2023 году их цена выросла до $17,33 за штуку, потому что многие захотели посмотреть фильм Джеймса Кэмерона "Аватар: Путь воды" в премиальных форматах.
До пандемии владельцы кинотеатров для продвижения контента полагались преимущественно на студийную рекламу - трейлеры, телевизионные ролики и постеры. В 2023 году они стали изощреннее в продвижении. Например, используют прямой маркетинг, когда голливудские звезды, такие как Николь Кидман, призывают идти в кино в рекламных роликах. Кроме того, сети запускают акции и проводят специальные мероприятия для привлечения аудитории. Так, Warehouse Cinemas провела акцию "Пижамы и попкорн", по которой зрители, пришедшие в кино в пижамах, получали попкорн в подарок. Сеть Alamo Drafthouse устроила специальный показ "Короля Льва" под открытым небом в зоопарке рядом с вольером львов.
Одним из главных событий западной киноиндустрии в этом году стал 100-летний юбилей студии Warner Bros. Она подарила нам многие культовые картины - "Гарри Поттера", "Властелина колец", "Бэтмана" и "Матрицу". Однако самым кассовым фильмом в истории студии остается вышедший в 1973 году фильм ужасов "Экзорцист", который собрал в прокате $428,2 млн. С учетом инфляции в 2023 году эта сумма равнялась бы $2,9 млрд.
Студия по-прежнему выпускает кассовые картины и готовит интересные проекты. В 2022 году стало известно, что Warner Bros. совместно с HBO ведут переговоры с писательницей Джоан Роулинг о создании сериала по "Гарри Поттеру". Как отмечает Bloomberg, сериал ознаменует начало новой стратегии компании, о которой Warner Bros. объявит на следующей неделе.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
