Сегежа: переживет ли компания идеальный шторм? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сегежа: переживет ли компания идеальный шторм?

12 июня 2023 | Segezha Group
Еще год-два назад, после успешного выхода на IPO и покупки новых активов, эта компания приковала к себе взгляды многих инвесторов, которые ждали от нее роста производства, прибыли, дивидендов и окончательного покорения их сердец. Но реальность оказалась суровой и уже сейчас эту компанию называют «новым Мечелом» и предрекают скорое банкротство. Все уже поняли, что речь пойдет о Сегеже. Приготовьтесь, это будет не самый радостный рассказ про темный час бизнеса за которым, как хотелось бы верить, наступит рассвет.

🥴 За последний год Сегежа собрала на себя целый узел проблем из которого она сейчас пытается выпутаться. Самое обидное, что все это случилось не по вине компании, а из-за внешних обстоятельств. Независимо от того, как сложится дальнейшая судьба Сегежи, хочется отдать должное ее менеджменту и IR отделу, которые не теряют оптимизма даже в столь сложной ситуации и продолжают искать пути выхода из нее, оставаясь при этом максимально открытыми для частных инвесторов. Родина вас не забудет!

⃣ Ситуация с рынками сбыта

Летом прошлого года компания потеряла для себя Европейский рынок. И это стало для Сегежи большой проблемой, так как многие ее заводы расположены в Северо-Западной части страны (компания берет свое начала в одноименном городе Карелии) и изначально были заточены под европейский рынок. После введения санкций компания начала переориентацию на альтернативные рынки, однако это привело к потере маржинальности из-за удлинения логистики, а также более низкого платежного спроса новых покупателей. Основными рынками сбыта для Сегежи стали: Китай, Турция, страны СНГ. Также возросла роль внутреннего рынка. Однако все эти регионы оказались не готовы покупать премиальную продукцию Сегежи по тем же ценам, как это делала Европа. И это стало для компании проблемой номер 1.

⃣ Цены на продукцию

Когда мир находится в предрецессионном состоянии, стройка (а именно она является главным драйвером спроса на продукцию Сегежи) переживает не самые простые времена, а цены на основные материалы снижаются. И в совокупности с предыдущим пунктом, это еще больше оказывает негативное влияние на отпускные цены. Нарисовалась проблема номер 2.

После публикации Сегежей результатов 2022 года, инвесторы заложили надежды на рост цен и девальвацию рубля в следующих кварталах. Сама компания на публичных мероприятиях не раз намекала на это. Однако вышедший отчет за 1 квартал неприятно удивил инвесторов. Цены на продукцию Сегежи пробили очередное дно, и даже девальвация не спасла ситуацию. Выручка снизилась на 42% г/г, а OIBDA и вовсе упала практически под ноль. При текущем уровне цен компания стала операционно убыточной, даже не смотря на практически полную загрузку производства (90-95%).

Цена реализации основных видов продукции в 1 квартале показала следующую динамику по отношению к средней цене за 2022 год:

📉 Бумага: -21%

📉 Фанера: -30%

📉 ❗Пиломатериалы: -13% (в последнем квартале наметился разворот)

📉 Клееная балка: -56%

Как видите, все очень печально...

⃣ Логистика

В процессе переориентации на новые рынки Сегежа столкнулась с проблемой номер 3 — удлинившейся, подорожавшей и усложнившейся логистикой. По словам представителей компании, все это обошлось ей примерно в 8 млрд. рублей расходов в 2022 году, что составило около трети от OIBDA.

🚂 И, судя по данным РЖД, просвета в этом плане пока ждать не приходится. По статистике погрузки лесных грузов за май этого года идет снижение на 21% г/г (и это на фоне низкой базы!). Все дело в том, что деревянные грузы достаточно объемны, в отличие от золота, алмазов или даже металлов. Но при этом не имеют специализированной инфраструктуры для их транспортировки (как в нефтегазе). Поэтому полагаться приходится, в основном, на железнодорожный транспорт, где Сегежа страдает от перегруженности Восточного полигона и низкой приоритетности провозки деревянных грузов. Компания активно работает над этим вопросом сама, осваивает новые виды поставок морским транспортом и ждет помощи от государства.

Теперь перейдем к проблеме номер 4, которая стала следствием предыдущих и в моменте представляет для компании главную экзистенциальную угрозу.

⃣ Долг

Все озвученное выше — это, в целом, решаемые проблемы. Часть из которых может отпасть сама собой, если просто подождать. Однако есть одна проблема, которая не позволит Сегеже ждать слишком долго — это высокая долговая нагрузка.

По итогам 1 квартала, чистый долг компании составил 123 млрд. рублей. Из хорошего отметим, что квартал к кварталу долг не растет, а даже снижается на символический процент (уже победа). Из плохого — коэффициент долговой нагрузки выглядит совсем страшно. Соотношение ЧД/EBITDA составляет 7,9x. Это очень много. Однако, сам по себе коэффициент еще ничего не значит, важно как компания справляется с кредитными платежами. И с этим есть проблемы, учитывая тот факт, что Сегежа стала убыточной на операционном уровне. И даже если мы возьмем очищенный показатель в виде OIBDA, то ее даже не хватает на покрытие процентных платежей. При OIBDA в 1,1 млрд, процентные расходы составили 3,7 млрд. В моменте Сегежа превратилась в самую настоящую компанию-зомби и с этим придется смириться.

Денежных средств на счетах компании осталось 12,7 млрд. Но с учетом квартального операционного убытка в 2,2 млрд. и процентных расходов на 3,7 млрд, надолго этого запаса не хватит. Обратите внимание, как денежная подушка сократилась практически в 2 раза (с 22,8 млрд.) всего за квартал.

🤯 Как жить дальше?

Становится понятно, что при сохранении текущих вводных, компании останется жить считаное число кварталов. После этого придется прибегать к экстренной реанимации в виде реструктуризации кредитов, допэмиссии или же иной формы поддержки со стороны банков и материнского холдинга. Но в таком случае, про развитие бизнеса и рост производства придется забыть. Тут уже будет не до капекса и, возможно даже придется продавать активы, как это сделал в свое время Мечел с Эльгинским месторождением. Ну и думаю не стоит напоминать, где в таком случае может оказаться стоимость акций...

Однако, в сложившейся ситуации есть и свои плюсы. Даже частичное улучшение хотя бы одной из проблемных точек может привести к росту операционной прибыли и быстрому выходу из кризиса. Насколько вероятен такой исход? Предлагаю оставить этот вопрос на усмотрение читателя. Сегежа сейчас — это большой деревянный корабль, потерявший навигацию в эпицентре шторма. И его судьба, во многом, отдана на волю случая. Однако экипаж судна — это большие профессионалы своего дела, не тереяющие надежды на лучшее даже в столь сложной ситуации. Я ее тоже не теряю, но морально готов к любому сценарию. Чего и вам советую, если вас таки занесло на этот корабль.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter